Конспект урока
Педагог:Потемкина С.В.
Класс: 8
Предмет: русскийязык
Дата: 16.11.2022
Тема урока:Обстоятельство.Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот в ролиобстоятельств.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока
образовательные:
— систематизация знаний, полученныхна предыдущих уроках по теме «Второстепенные члены предложения»;
— формирование знаний о видах обстоятельств врусском языке, формирование умений определять виды обстоятельств в русскомязыке;
-формирование умений извлекать необходимуюинформацию из различных источников;
цели развивающие:
— развитие навыков групповой работы;
-развитие навыков и способностей критическогомышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, уменийанализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученнуюинформацию;
-формирование умения слушать и вступать вдиалог;
цели воспитательные:
— воспитание уважительного отношения к чужомумнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своейработе;
-формирование умения участвовать вколлективномобсуждении проблемы.
Оборудование:
-тетрадь, учебник, таблица «Видыобстоятельств в русском языке».
Планируемые результаты:предметные-получение новых знаний о сравнительномобороте; -работа с текстом.
Метапредметные-формированиеценностного отношения к русскому языку;
-формирование нравственных ценностей.
Личностные – воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
-умениесоотносить свои действия с планируемым результатом.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1.Организационный момент
— Ребята, на прошлых уроках вы начализнакомство с второстепенными членами предложения.
— Цель нашей работы сегодня –продолжить знакомство обстоятельством как членом предложения. Достичь целипредлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение,но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверимправильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем урок с проверки знаний.
2.Актуализация ранее усвоенных знаний.
Цели: актуализацияимеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новойинформации, постановка собственных целей обучения.
Приём «Корзина идей»
— Что вам известно об обстоятельстве?
Возможные варианты ответов: обстоятельство— второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда?почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием иименем существительным в косвенном падеже. Подчёркиваются штрихпунктирнойлинией. Нам известны обстоятельства места, времени, образа действия.
-Откуда у вас сведения об обстоятельстве?
Ответы учащихся:
-Прочитал в учебнике.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника и др.
Составьте кластер «Виды обстоятельств». Какие три известные вам с 5-го класса три вида обстоятельств вызанесёте в схему.
(Обучающиеся называют обстоятельства места,времени и образа действия)
3. Этап усвоения новых знаний
Цели:поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнестиполученную информацию с собственными знаниями.
Наша задача сегодня – выяснить, какие виды обстоятельств существуют в русском языке, накакие вопросы отвечают, сколько видов обстоятельств выделяют.
Игра «Перестрелки» (учащиеся задают друг другу вопросы по знающему ранее материалу)
1- Какие вы знаете второстепенные членыпредложения?
2- Дайте определение дополнению, определению,обстоятельству?
3- Какие разряды обстоятельств вам известны?
Рассмотрите таблицу «Виды обстоятельств»
Подумайте, что нам нужно уметь делать,чтобы правильно определить вид обстоятельства?
|
-Что нам нужно знать, чтобы правильноопределить вид обстоятельства?
(Знать, на какие вопросы отвечают, к какомуслову в предложении относятся (к сказуемому)).
Учитель:
— Давайте проверим, насколько развита у васпамять.
— Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)
— Хочу вас успокоить. Человек с хорошейпамятью назовёт максимум 7
4.Этап закрепления нового материала
Цель: установление правильности иосознанности усвоение нового материала.
Задание 1.
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1.Вадим отстал от своих товарищей (почему?На каком основании?)
2. Мы отправились в лес…(зачем? С какойцелью)?
3.Ребята поспешили на речку…(зачем? С какойцелью)?
5Этап изложениянового материала
Поговорим о сравнительном обороте
Сравнительный оборот-это сочетание слов,которые путем сравнения образно характеризует действие или качественный признакпредмета. Он как и деепричастный оборот выделяется запятыми. Например, какпарус, чайка там белеет в высоте. Сравнительный оборот на выделяется запятыми,если:
— является именной частью составногосказуемого: Огонь был как стена;
-является частью фразеологическогооборота: Он дрожал как осиновый лист;
-после слов почти, совсем: Он рассуждаетсовсем как взрослый.
6.Физкультминутка
Цель: активно изменить деятельностьучащегося и учителя, и этим ослабить наступающее утомление, а затем сновапереключиться на продолжение урока.
А сейчас сделаем небольшую разминкудля глаз. Посмотрите вокруг себя: на своих товарищей, одежду, предметы вклассе. Попробуйте увиденное короткими фразами, употребив сравнительныеобороты.
(ответы учащихся)
7Этап закрепления нового материала
Цель: закрепить полученные знаниявыполнением упражнения.
Задание:
Допишите предложения, вставивсравнительные обороты и пропущенные запятые.
Молодой месяц висит над головою как…
Ветер выл жалобно как…
Белое воздушное облако плывет точно.
Черная тяжелая туча ползет по небукак…
8. Рефлексии.
Цели: выведениезнания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целейобучения.
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
вспомнили, чтоизвестно об обстоятельстве; узнали, какие виды обстоятельств есть ещё врусском языке; узнали о сравнительном обороте.
2) Что делали?
— сами формулировали вопросы, требующиерешения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы напоставленные вопросы;
— закрепляли знания через применение их напрактике.
ПРИЁМ «Кластер»
Вернёмся к нашему кластеру.
Предлагаю кластер дополнить полученныминовыми сведениями.
9.Домашнее задание
Вам предстоит работать с отрывком из повестиН.В. Гоголя «Шинель»
Данный текст необходимо списать, найтиобстоятельства, указать их вид, подчеркнуть как член предложения.
Учитель:
Чтобы выяснить, интересен ли был вамсегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке яработал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал /устал
5.Мое настроение стало лучше /стало хуже
6.Материал урока мнебыл понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен/ скучен