X-PDF

Разработка по русскому языку

Поделиться статьей

Конспект урока

 

Педагог:Потемкина С.В.

Класс: 8

Предмет: русскийязык

Дата: 16.11.2022

Тема урока:Обстоятельство.Виды обстоятельств по значению.  Сравнительный оборот в ролиобстоятельств. 

Тип урока: комбинированный.

        Цели урока

образовательные:

 — систематизация знаний, полученныхна предыдущих уроках по теме «Второстепенные члены предложения»;

— формирование знаний о видах обстоятельств врусском языке, формирование умений определять виды обстоятельств в русскомязыке;

-формирование умений извлекать необходимуюинформацию из различных источников;

цели развивающие:

— развитие навыков групповой работы;

-развитие навыков и способностей критическогомышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, уменийанализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученнуюинформацию;

-формирование умения слушать и вступать вдиалог;

цели воспитательные:

— воспитание уважительного отношения к чужомумнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своейработе;                                         

-формирование умения участвовать вколлективномобсуждении                                                                                               проблемы.

 Оборудование:

 -тетрадь, учебник, таблица «Видыобстоятельств в русском языке».

         Планируемые результаты:предметные-получение новых знаний о сравнительномобороте; -работа с текстом.

                                                         Метапредметные-формированиеценностного отношения к русскому языку;

                                                       -формирование нравственных ценностей.

                                                    Личностные – воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

                                                      -умениесоотносить свои действия с планируемым результатом.

 

 

                         СЦЕНАРИЙ УРОКА

1.Организационный момент

— Ребята, на прошлых уроках вы начализнакомство с второстепенными членами предложения.

Цель нашей работы сегодня –продолжить знакомство обстоятельством как членом предложения. Достичь целипредлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение,но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверимправильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

Начнем урок с проверки знаний.

 

2.Актуализация ранее усвоенных знаний.

                                 

Цели: актуализацияимеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новойинформации, постановка собственных целей обучения.

 

Приём «Корзина идей»

— Что вам известно об обстоятельстве?

 Возможные варианты ответов: обстоятельство— второстепенный член предложения. Обстоятельство присоединяется  к сказуемому. Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда?почему? зачем? как? и др. Обстоятельство может быть выражено наречием иименем существительным в косвенном падеже. Подчёркиваются штрихпунктирнойлинией. Нам известны обстоятельства места, времени, образа действия.

-Откуда у вас сведения об обстоятельстве?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

 

Составьте кластер «Виды обстоятельств». Какие три известные вам с 5-го класса три вида обстоятельств вызанесёте в схему.

Виды

 

 

 

 

 

 


                                                           

 

(Обучающиеся называют обстоятельства места,времени и образа действия)

 

3. Этап усвоения новых знаний

Цели:поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнестиполученную информацию с собственными знаниями.

 

 

Наша задача сегодня – выяснить, какие виды обстоятельств существуют  в русском языке, накакие  вопросы отвечают, сколько видов обстоятельств выделяют.

 

Игра «Перестрелки» (учащиеся задают друг другу вопросы по знающему ранее материалу)

1-     Какие вы знаете второстепенные членыпредложения?

2-     Дайте определение дополнению, определению,обстоятельству?

3-     Какие разряды обстоятельств вам известны?

 

 

Рассмотрите таблицу «Виды обстоятельств»

 

Подумайте, что нам нужно уметь делать,чтобы правильно определить вид обстоятельства?

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали 
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне 
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел

 

-Что нам нужно знать, чтобы правильноопределить вид обстоятельства?

 

(Знать, на какие вопросы отвечают, к какомуслову в предложении относятся (к сказуемому)).

 

Учитель: 

— Давайте проверим, насколько развита у васпамять.

— Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)

— Хочу вас успокоить. Человек с хорошейпамятью назовёт максимум 7

4.Этап закрепления нового материала

Цель: установление правильности иосознанности усвоение нового материала.

Задание 1.

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

   1.Вадим отстал от своих товарищей (почему?На каком основании?)

                                                

   2.  Мы отправились в лес…(зачем? С какойцелью)?

   3.Ребята поспешили на речку…(зачем? С какойцелью)?

5Этап изложениянового материала

Поговорим о сравнительном обороте

Сравнительный оборот-это сочетание слов,которые путем сравнения образно характеризует действие или качественный признакпредмета. Он как и деепричастный оборот выделяется запятыми. Например, какпарус, чайка там белеет в высоте. Сравнительный оборот на выделяется запятыми,если:

— является именной частью составногосказуемого: Огонь был как стена;

-является частью фразеологическогооборота: Он дрожал как осиновый лист;

-после слов почти, совсем: Он рассуждаетсовсем как взрослый.

6.Физкультминутка

Цель: активно изменить деятельностьучащегося и учителя, и этим ослабить наступающее утомление, а затем сновапереключиться на продолжение урока.

А сейчас сделаем небольшую разминкудля глаз. Посмотрите вокруг себя: на своих товарищей, одежду, предметы вклассе. Попробуйте увиденное короткими фразами, употребив сравнительныеобороты.

(ответы учащихся)

7Этап закрепления нового материала

Цель: закрепить полученные знаниявыполнением упражнения.

  Задание:

Допишите предложения, вставивсравнительные обороты и пропущенные запятые.

Молодой месяц висит над головою как…

Ветер выл жалобно как…

Белое воздушное облако плывет точно.

Черная тяжелая туча ползет по небукак…

 

                                            

8. Рефлексии.

Цели: выведениезнания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целейобучения.

 

Вспомним этапы работы над темой урока:

 

1)Что вспомнили? Что узнали?

 

вспомнили, чтоизвестно об обстоятельстве; узнали, какие виды обстоятельств есть ещё врусском языке; узнали о сравнительном обороте.

 

2) Что делали?

 

— сами формулировали вопросы, требующиерешения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы напоставленные вопросы;

 

—  закрепляли знания через применение их напрактике.

 

ПРИЁМ «Кластер»

 

Вернёмся к нашему кластеру.

Предлагаю кластер дополнить полученныминовыми сведениями.

 

 

 9.Домашнее задание

Вам предстоит работать с отрывком из повестиН.В. Гоголя «Шинель»

Данный текст необходимо списать, найтиобстоятельства, указать их вид, подчеркнуть как член предложения.

 

Учитель:

Чтобы выяснить, интересен ли был вамсегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету

 

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке яработал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал /устал
5.Мое настроение                                             стало лучше /стало хуже

6.Материал урока мнебыл                            понятен / не понятен
                                                                            полезен / бесполезен
                                                                             интересен/ скучен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет