Муниципальное казенное общеобразовательноеучреждение
«Верхнелуговатская средняяобщеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МКОУ«Верхнелуговатская СОШ»
____________ _______________________
пр. № от 02.09.2022 г.
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
по естественно-географическомунаправлению
сроки реализации 2022-2023 учебный год
Автор программы:
учитель географии
Ролдухина Ольга Александровна
2022г
Пояснительнаязаписка
Особоезначение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития ивоспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямуюсвязана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившегоидею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженныеспособности в той или иной области деятельности. Создание условий,обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является однойиз приоритетных задач современного образования.
Среди ключевыхнаправлений развития образования в рамках национальной образовательнойинициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарѐнных детей,совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей. Выявлениеспособных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждогоучителя. В основе ФГОС лежит системно — деятельностный подход, который, средимножества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качествличности, отвечающих требованиям современного общества; учѐт индивидуальныхособенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческогопотенциала и познавательных мотивов.
Всоответствии с «Целевой моделью наставничества» в МКОУ «Верхнедуговаьская СОШ» разработанаПрограмма наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляющая образовательнуюдеятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Программа разработанав целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современнаяшкола», «Успех каждого ребенка» национального проекта«Образование».
Актуальность программызаключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим исоциально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передаватьзнания обучающемуся, но и формировать у него способность использовать их идействовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность,неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именноспособность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вкладв экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет вконечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образованиянужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро иэффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, которыйкрайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам(разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опытсоциализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы сформировать уподрастающего поколения целостное восприятие мира, людей и самого себя, развитьинтеллектуальные и творческие способности в оптимальном возрасте. Программа ориентирована на свободныйвыбор творчества.
ВнедрениеПрограммы наставничества в МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» обеспечит системностьи преемственность наставнических отношений.
Форманаставничества «учитель – ученик»
Предполагаетвзаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) данной школы.
Цель:
– создать условия длявыявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями;
-совершенствование художественных навыков и умений, заложенных вребёнке.
Задачи:
— Научить детей видеть красоту окружающего мира.
— Научить детей выражать свои чувства через творчество.
— Формировать элементы самостоятельной деятельности.
— Развивать способностиребенка в области художественного творчества.
— Совместно с родителямисоздать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
— Воспитывать эстетическиечувства, чувство «прекрасного».
Нормативные основы модели наставничества
Нормативные правовыеакты международного уровня:
• Конвенция о правахребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.,ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N1559- 1.
• ВсеобщаяДекларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международнойассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
• РезолюцияЕвропейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «Опредотвращении преждевременного оставления школы».
Нормативныеправовые акты Российской Федерации.
• КонституцияРоссийской Федерации.
• Федеральный законот 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации.
• Стратегияразвития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании КомитетаГосударственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N45 от 14 мая 2010 г.).
• Основыгосударственной молодежной политики Российской Федерации на период до2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 29ноября 2014 г. N2403-р.
• Стратегия развитиявоспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 29 мая 2015 г.N 996-р).
• Гражданский кодексРоссийской Федерации.
• Трудовой кодексРоссийской Федерации.
• Федеральный законот 11 августа 1995 г. N135-ФЗ «О благотворительной деятельностии благотворительных организациях» .
• Федеральный законот 19 мая 1995 г. N82-ФЗ «Об общественных объединениях»
• Федеральный законот 12 января 1996 г. N7 -ФЗ «О некоммерческих организациях».
• Распоряжение министерства образования Российской Федерации №Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) моделинаставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным ипрограммам среднего профессионального образования, в том числе с применениемлучших практик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые актыМКОУ «Верхнелуговатская СОШ»
• Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Верхнелуговатскаясредняя общеобразовательная школа».
• Программа развития МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»
• Отчет о результатах самообследования деятельности муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа»
• Положение о педагогическом совете.
• Положение о методическом совете.
Принципынаставничества
•добровольность;
•гуманность;
•соблюдениеправ наставляемого;
•соблюдениеправ наставника;
•конфиденциальность;
•ответственность;
•искреннеежелание помочь в преодолении трудностей;
•взаимопонимание;
•способностьвидеть личность.
Формы организации наставничества:
· Групповые практическиезанятия;
· Групповые и индивидуальныетеоретические занятия;
· Индивидуальные занятия с наставляем;
· Самостоятельные тренировки позаданию педагога;
· Просмотр учебных кинофильмов исоревнований;
· Участие в спортивныхсоревнованиях, олимпиадах, кружках, конкурсах
Ожидаемыерезультаты внедрения модели наставничества
1.Созданиеобразов, используя различные изобразительные материалы, техники и другиесредства выразительности.
2.Сформированностьизобразительных и других творческих навыков и умений в соответствии свозрастом.
3.Проявлениетворческой активности и развитие уверенности в себе.
Результатомправильной организации работы наставника будет высокий уровень включенностинаставляемого во все социальные, культурные и образовательные процессы школы, чтоокажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе,общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающийся– наставляемый получит необходимый стимул к образовательному, культурному,интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а такжеразвитию необходимых компетенций.
Средиоцениваемых результатов:
●повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса ишколы; укрепление здоровья;
●рост интереса к занятиям спортом, осознание его практической значимости, связис реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
●количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных,спортивных и творческих проектов;
●численный рост посещаемости спортивных секций;
●рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
●рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончанияобучения;
●снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;
●обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса иполучат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
Терминыи определения
Наставничество– универсальная технология передачи опыта, знаний,формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей черезнеформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества — способреализации целевой модели через организацию работы наставнической пары илигруппы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевойситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества— комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организациювзаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для полученияожидаемых результатов
Наставник– участник Программы наставничества, имеющий успешныйопыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми длястимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствованиянаставляемого.
Программанаставничества является универсальной моделью построения отношений внутри школы как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний,формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая рольнаставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основеПрограммы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивногопартнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного ипрактического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется черезнеформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторыспособствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитиюновых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Наставляемый– участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставникоми при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные ипрофессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки икомпетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином«обучающийся».
Программанаставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенциии ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочнаясистема, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), чтоочень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1)непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
2)доверительные отношения;
3)взаимообогащающиеотношения, выгодные всем участникам наставничества.
Портретучастников
Наставник.
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешныйопыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми длястимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализациинаставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативныминавыками, создает комфортные условия для решения конкретныхпсихолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен статьдля наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на путисоциализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов ихдостижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития ипрофориентации. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов дляуспешного выполнения своей программы наставничества.
Наставляемый:
Одаренныйученик. Обучающийся, демонстрирующий высокиеобразовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований,обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления,лидер класса, принимающий активное участие в жизни МКОУ»Верхнелуговатская СОШ» (конкурсы,театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность),которому не всегда просто раскрыть свой потенциал в рамках стандартнойобразовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации.
Обучающийся сособыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность оперспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных ииных возможностей.
Реализация программы наставничества
Этапы комплекса мероприятий пореализации взаимодействия наставник — наставляемый.
•Проведение первой,организационной, встречи наставника и наставляемого.
•Проведение второй,пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
•Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программынаставничества с наставником и наставляемым.
•Регулярные встречинаставника и наставляемого.
•Проведение заключительнойвстречи наставника и наставляемого.
•Реализацияпрограммы наставничества осуществляется в течение календарного года.
•Количествовстреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведениивстречи — планировании.
Мониторинг иоценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг программынаставничества состоит из двух основных этапов:
• оценка качества процесса реализациипрограммы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного,компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательныхрезультатов.
Сравнение изучаемыхличностных характеристик участников программы наставничества проходит на«входе» и «выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводитсякуратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный иитоговый.
В ходе проведениямониторинга не выставляются отметки.
• Знать требования законодательства в сфере образования,ведомственных нормативных актов, Устава МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»,определяющих права и обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
• Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны иопределить векторы развития.
• Формировать наставнические отношения в условиях доверия,взаимообогащения и открытого диалога.
• Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, нообсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
• Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого,и указывает на риски и противоречия.
• Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, ностимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
• Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,мотивирует, подталкивает и ободряет его.
• Личным примером развивать положительные качества наставляемого,корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизниколлектива, содействовать развитию общекультурного и профессиональногокругозора
• Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчетао проделанной работе с предложениями и выводами.
Права наставника:
• Вносить на рассмотрение администрации школы предложения посовершенствованию работы, связанной с наставничеством.
• Защищать профессиональную честь и достоинство.
• Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценкуего работы, давать по ним объяснения.
• Проходить обучение с использованием федеральных программы,программ Школы наставничества.
• Получать психологическое сопровождение.
• Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.
• Знать требования законодательства в сфере образования,ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права иобязанности.
• Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
• Выполнять этапы реализации программы наставничества.
• Вносить на рассмотрение администрации школы предложения посовершенствованию работы, связанной с наставничеством.
• Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
• Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
• Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсахнаставничества.
• Защищать свои интересы самостоятельно и(или) через представителя.