Управление образования, спорта и молодежной политики
администрации Тоншаевского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гагаринская основная общеобразовательная школа»
Согласована на педагогическом совете «__»_______20___г. протокол №____ |
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор ____________С.В. Редькина «___» _________ 20___ г. Приказ № ________
|
|
|
|
Дополнительная общеобразовательнаяпрограмма
(общеразвивающая)программа
«Волшебнаякисточка»
Срок реализации 2 года
Возраст с 6– 7 лет
Составила: Кузнецова Наталья Анатольевна —
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
д. Гагаринское
2020 г.
Пояснительнаязаписка
Актуальность. Воспитание культуры личности, формирование интереса кискусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира исамопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру –важнейшие линии развития личности ребёнка средствами изобразительногоискусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современныешкольники по сравнению с детьми пятнадцати – двадцатилетней давности гораздобольше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многихиз них существуют проблемы с эмоционально–образным мышлением и восприятиемкрасоты мира. Искусство — форма познания мира. Изображая мир, люди учатся егопонимать.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программаимеет художественную направленность и разработана в соответствии с документами :
1. Конституция РоссийскойФедерации
2. Конвенция ООН «О правахребенка»
3. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».
4. Федеральный Закон от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5.Федеральный Закон от 18 апреля 2018 г. N85-ФЗ О внесении изменений вФедеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации
8. Приоритетный проект «Доступное дополнительноеобразование для детей» (утв. Правительством Нижегородской области от27.06.2017г. № 1001-р)
9.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерствапросвещения РФ от 09.11.2018г. № 196)../СанПиН и мед. документы/Оценкаэффективности оздоровления в загородных лагерях.doc
Педагогическая целесообразность.Приоритетная цель дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)программы художественной направленности — «Волшебная кисточка»- духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств,отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурнойполноценности в восприятии мира.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
— принцип творчества (программазаключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческихспособностей детей);
— принцип научности (детям сообщаются знания о форме,цвете, композиции и др.);
— принцип доступности (учет возрастных и индивидуальныхособенностей);
— принцип поэтапности (последовательность, приступая кочередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
— принцип динамичности (от самого простого к болеесложному);
— принцип сравнений (разнообразие вариантов заданнойтемы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
— принцип выбора (решений по теме, материалов испособов без ограничений);
— принцип сотрудничества (совместная работа сродителями);
Отличительныеособенности и новизна.Программапостроена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательныйкомпонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессеосвоения программы учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительнымиоперациями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуальногообраза, но и постигают контекстхудожественного явления как результата преобразования действительности впроцессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельностьнеразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, одеятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условиепредшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженноев программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться впроцесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление,на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальнойнаправленности, результатом чего является коллективная работа, котораязавершает каждый проблемный содержательный блок.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, театры, знакомятся соспециальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в областиискусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Важнейшим средством приобщения к художественнойкультуре являются художественные знания, умения и навыки. Яркие, красочныезадания позволяют освоить многие художественные материалы (цветные карандаши,восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашевые краски). В заданиях, наравне синдивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общимпанно. Коллективное творчество обучает ребят к сотрудничеству, умениюдоговариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферусовместного игрового действия. Но главное — это радость результата, а такжеотсутствие безуспешных работ.
Цель даннойпрограммы –создание условий для развития творческойличности, формирования художественной культуры обучающихся через занятияизобразительным искусством.
Цельопределяет следующие задачи:
· Обучить основнымправилам изображения
· Познакомить сматериалами и инструментами изобразительной деятельности
· Развить умениеосознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческойзадачи
· Формироватьстремление к общению с искусством
· Формироватьэстетическое отношение к красоте окружающего мира
· Развиватьумение контактировать со сверстниками в творческой деятельности
· Формироватьчувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
· Развиватьстремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности
Сроки реализации образовательной(общеразвивающей) программы 2 года.
Формыи методы занятий: занятие-путешествие, открытое занятие, комплексное занятие,занятие-игра, учебно-практическое, беседа, викторина, выставки.
Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет:первый год обучения — не менее 12 человек; второй и третий год обучения — неменее 12 человек.
Режим занятий: 1раза в неделю по 1 академическому часу.
Ожидаемый результат
В процессереализации программы дети за 1 год научатся:
· слушать, наблюдать,работать индивидуально по заданию учителя.
· высказывать своёотношение к природе
· произойдёт развитие композиционного мышления и воображения, творческое личностное саморазвитие.
· будут знать жанрыизобразительного искусства
· научатся использоватьхудожественные материалы
· произойдёт развитиепервичных навыков рисования по памяти и воображению.
В процессе 2 года научатся:
· отличать жанрыизобразительного искусства
· умению создаватьтворческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок,сделанных в природе
· участвовать в диалоге иотстаивать своё мнение
Контроль и учет освоения программы.
Реализация программы предполагает различныеформы контроля промежуточных и конечных результатов:
-стартовый –проводится в сентябре на период прихода ребенка в объединение, проходит в форметворческого задания и собеседования, тестирования на предмет исходного уровняизобразительных навыков;
— текущий –проводится в конце каждой четверти в форме выставки;
— промежуточная аттестация – мае, по пройденным разделам и темам, проходит в форме выставки
Формы подведения итогов:
— обсуждение
— анализ
— самостоятельныепрактические задания
— тестирование, опрос
— участие воткрытых занятиях, конкурсах, выставках