Управлениеобразования администрации города Горловка
Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования г. Горловки « Центр детскоготворчества Калининского района»
РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
творческо-познавательногообъединения
«МАЛЕНЬКАЯСТРАНА»
Тема:Интеллектуальный турнир
«МАЛЕНЬКИЕУМНИКИ»
Разработала: Косинская Л.И. руководитель
курса «Заниматика», «Учимся играя» ТПО«Маленькая страна»
г.Горловка — 2020 год.
Дата проведения: 28.11.2020 г.
Время проведения:9:00
Место проведения:ЦДТ КР
Возраствоспитанников: 6-7 лет.
Год обучения: 2
Темазанятия: Интеллектуальный турнир «Маленькие умники»
Цель занятия: – выявлениеинтеллектуально одаренных детей;
установление социальных контактов с ровесниками,
формирование адаптационных способностей в новом коллективе детей ибесконфликтное общение с ними;
Задачизанятия
Учебные: — Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желаниеиграть в игры с математическим и речевым содержанием.
Развивающие: — развиватьи совершенствовать умения и навыки выполнения творческих заданий;
— формирование успешности, психологической зрелости и эмоциональнойстабильности у детей дошкольного возраста;
— Развивать мышление,внимание, коммуникативные навыки.
Воспитательные: -воспитание самостоятельности, инициативности, познавательной итворческой активности;
Оборудование: Разработказанятия, раздаточный материал для выполнения заданий, колокольчик, карандаши, синий и красныйконверты, медали для награждения, картинки для проведения рефлексии и игры.
Типзанятия: повторениеи закрепление изученного материала на основе приобретённых умений и навыков.
Форма занятия:занятие-игра, комбинированная.
Методыобучения: практические упражнения, метод мотивирования учебной активности при помощи игр,арттехнологии. Рефлексия.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1.1. Приветствие;
1.2. Психологическийнастрой; Представление участников турнира
1.3. Мотивация
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
2.1. Объявлениетемы, знакомство с правилами турнира;
2.2. Актуализацияи мотивация занятия;
2.3. 1 тур – «Грамотеи»;
2.4. 2 тур – «Гимнастикаума»;
2.5. 3 тур —«Размышляй-ка»;
2.6. 4 тур – «Заморочки из бочки»
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
3.1. Рефлексия
3.3. Подведение итоговзанятия
3.2. Награждение.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительнаячасть
Руководитель: Рано-раносолнце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
Здравствуйте,друзья!
Деньнеобычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя сегодня здесь представлять,
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так, ура – участникам турнира!
Разрешитепредставить участников турнира, участник под номером 1
1.Саркисов Станислав – сильныйи смелый,
В будущем хочет стать он военным.
Нет преград для Станислава. Онпотрудится на славу.
Светлый ум, веселый нрав. Это всенаш Станислав.
2. Елизавета Голобородько – весёлаядевчушка.
Очень любит всех зверюшек,
Умеет читать, рисовать и лепить.
Мечтает в конкурсе победить.
3. АнгелинуТищенко я представляю вашему вниманию,
Ценит наша девочка интеллект изнание.
Обширные познания в области наук,
Очень любит с книгами проводитьдосуг.
4. Телепова Карина –
Очаровательный ребенок, удивляетвсех с пеленок.
Из Дома творчества она и за верстувсегда видна.
А имя, дивное какое – Карина, она не знает покоя.
Всегда делами занята. И всем намнравится она!
5.Виктория Окомелко -умница-девица!
Ей наместе не сидится!
Ангел вней живет и бес,
А душаполна чудес!
6. Лепит, рисует икниги уважает.
Все интересно ей обо всем.
Имя ее мы сейчас назовем – АринаВараксина
7. В «Маленькойстране» каждый сегодня малыш
Знает Хвастову Софию
Даже на сто самых трудных задач
София отыщет решение.
II.Основная часть.
Руководитель: Чтоб могли Выразвиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ: Клянемся!
Разрешитепознакомить вас с правилами турнира:
Играсостоит из 4 туров. Каждый тур состоит из заданий, на выполнение которых отводится определенное время. За правильный ответ участник получаетжетон. После каждого тура мы подсчитываем жетоны и оглашаем итоги.Участник, набравший наибольшее количество жетонов – становится победителем.
Руководитель: Посмотрите,у меня в руках колокольчик:
Колокольчикне простой-
Звонкийон и озорной!
Коль внего мы позвоним –
Дверьв мир знаний отворим. (Звонит в колокольчик).
Итак, нашинтеллектуальный турнир открыт.
1 турмы начинаем
Изадания выполняем.
Турзанимательный,
Всебудьте внимательны.
Руководитель: Что за грамота –наука! Предложение, слово, буква! Как ее не изучать, чтоб уметь читать, писать!Вот сейчас мы и проверим, где же наши грамотеи?
И мы начнемее с небольшой разминки.
Ну, чтоготовы отвечать? Чур, без причины не молчать!
Задание№1.«Брейн — ринг». Руководитель задаетвопросы каждому участнику с помощью игры «Раз копыто, два копыто..».Ответивший садится за свой стол
1.Изчего состоит наша речь?
2.Изчего состоят предложения?
3.Можноли разделить слово? Если да, то на что оно делится?
4.Чемотличается буква от звука?
5.Чемотличается гласный звук от согласного?
6.Спомощью чего образуется часть слова?
7.Сколькогласных букв в русском алфавите?
Задание№ 2. Количественный анализ.Определить сколько слогов в слове, /участникам раздаются картинки с заданием. Каждый участник по мере готовности понимает руку, встает, называет слово иколичество слогов.
Руководитель:Хочу напомнить вам правила:
2.Внимательно слушать задания.
3. Ктоготов ответить – поднимает руку.
4.Правом ответа на вопрос пользуется тот, кто первым поднял руку.
5.Выкрикивать с места нельзя. За каждый выкрик участник лишается жетона.
7. Неперебивать говорящего.
8. Привыполнении задания за столами не беспокоить товарища. Работать самостоятельно.
9. Тотребенок, который нарушил правило, не допускается к ответу на следующее задание.
10.Следить за тем, чтобы соблюдались правила турнира, будут, мои помощники — ваширодители.
Задание№ 3 . Загадки о буквах.
Руководитель: Прошувниманье и порядок я предложу вам ряд загадок.
Ктоотгадает их получше
Жетоновнесколько получит.
1. Этабуква на параде. Впереди других стоит, возглавляет алфавит. Что это за буква?(А)
2.Бе — кричит у нас баран, Бум— играет барабан, Бах — и мяч несется вскачь. Сможешь букву отыскать? (Ребятампредлагается среди карточек с разными буквами найти карточку с буквой Б.)
3.В алфавите она третья. Сразуты ее приметишь. Что же это за вертушка, Ванька-встанька, веселушка? (В)
4.Эту букву любят птицы:Голубь, галка, грач, горлица. Кто нам сможет подсказать. И на букву указать?(Ребятам предлагается среди карточек с разными буквами найти карточку с буквойГ.)
5.Палочка и палочка получиласьгалочка.
И понятно сразу всемполучилась буква… /М/
6.Дрожу от страха до сих пор!-воскликнуло полено,-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно! /Р/
7.Молоток я раздобыл, издощечек букву сбил
Сколько там дощечек? – ТРИ… Акакая буква? /И/
Задание№ 4. «4 лишний». Нужно найти лишнее и зачеркнуть.
(Раздаются карточки с заданиями на каждого ребенка.)
Руководитель: Ну вот, с заданиями 1 тура вы справились. Давайте посчитаеммы с вами жетоны и немножко поиграем, дорогие наши умники!
Игра с участниками на Внимание.
(Ведущий держит в руках флажки, поочередно их поднимая. Участники выполняютдвижения, согласно текста).
Зелёный кружок — топать,
Жёлтый – хлопать,
Красный — ура кричать!
Руководитель: Молодцы!Отдохнули? Начинаем 2 тур – «Гимнастика ума»
2 тур– Математика (раздаютсякарточки с заданиями на каждого ребенка.)
Руководитель: Это вам совсем не скука, математика –наука! Сосчитать, сравнит, измерить, поделить, сложить, проверить. Вы пришлисюда не зря! Кто умнее всех друзья?
Задание№ 1. На этих карточках нужно вписать две цифры – “соседей” тогочисла, которое находится посередине. Когда справитесь с этим заданием, сядьтеправильно, чтобы я могла увидеть, что вы всё закончили.
Задание № 2. Возьмите карточки с изображением домика. В левом верхнемуглу карточки нарисуйте солнце, внизу, справа от дорожки обведите 4 цветка, нацентральной елке, справа нарисуйте одну шишку, а слева – 2 шишки. На крышенарисуйте трубу. Обведите левое окно.
Задание№ 3 Задачки ( для каждогоучастника – задачка, если участник не справляется ему помогают другие «умники»)
Задание№ 4. Геометрическиефигуры/ соедини большую геометрическую фигуру с маленькой/
Руководитель: Ну вот, с заданиями 2 тура вы тоже справились.Давайте посчитаем мы с вами жетоны.
Руководитель:Продолжим? Впереди 3 тур – «Размышляй-ка»
Здесьвам нужно постараться
Бытьсерьезным, не играться.
Размышлятьи рассуждать,
Всезадания отгадать.
Задание№ 1. Какой фигуры не хватает?Дорисуй ее в пустом квадрате.
Задание № 2. Лабиринты«Определи, кому на обед достанется яблоко, а кому — грибок?».
Задание№ 3. Угадай сказку.Приводится текст из русской народной сказки. Участнику надо назвать сказку.
«КурочкаРяба»: Мышка по лавке бежала, хвостиком махнула, яичкопокатилось ..
«Колобок»:Старуха так и сделала: по коробу помела, по сусекам поскребла,наскребла муки, замесила тесто…
«Машаи Медведь»: Идет Медведь междуелками, бредет между березками. Шел, шел, устал и говорит: — Сяду на пенек…
«Гуси-лебеди»:Течет молочная река, кисельные берега. «Речка, речкаспрячь нас» – просит Аленушка. Укрыла их речка под своим бережком…
«Царевна– Лягушка»: Пустил стрелу старшийбрат – упала она на боярский двор. Пустил стрелу средний брат – упала она накупеческий двор…
«Лисаи волк»: Лисичка улучила время истала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке…
Репка:«Внучка за бабку, бабка задедку…»
«Муха-цокотуха»: «Бом!Бом!Бом! Пляшетмуха с комаром.»
«Сказкао золотом ключике»: «Я даютебе этот ключик, и он принесет тебе счастье…»
«Кот всапогах»: «Когда кот получил отхозяина сапоги, он ловко надел их и пошел в лес…»
Руководитель: Да, третий тур был нелегким, и после него нужно немногоразмяться. Предлагаю физкультминутку.
Физминутка« Раз — подняться, потянуться».
Раз -подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо встать.
Руководитель: Молодцы.Три тура уже позади, остался 4 тур «Заморочки из бочки».
В этом туре нужна смекалка и быстрая реакция.
Каждыйребенок по очереди достает из бочки заморочку.
Руководительчитает вопрос, а ребенок, который тянул заморочку отвечает, если же он не можетответить ему помогает другой участник.. Заморочки лежат в разноцветныхконвертах. В синих конвертах заморочки легкие и за каждый правильный ответ наних 1 жетон. А в красных конвертах заморочки сложнее и при правильном ответе навопрос из красного конверта участник получает 2 жетона. Игроку предоставляетсяправо решать из какой бочки тянуть заморочку.
Заморочки из синих конвертов.
1. Спомощью этого предмета можно сшить самые замечательные вещи, а можно даже убитьзлого и страшного героя русских народных сказок. (игла).
2. Какимнеобычным видом транспорта воспользовался Емеля, чтобы попасть во дворец кцарю? Как называется эта сказка? (печь, «По щучьему велению»)
3. Молоток,пила, топор – это что? Назови одним словом?
4. Тюльпан,гвоздика, подснежник – это что? Назови одним словом?
5. Назовипрофессии. Кто шьет одежду? Кто красит стены? Кто летает в космос?
6. Куданасыпают сахар? .
7. Изяблок делают яблочный сок, а из помидоров какой?
8. Улисы хвост чей?
9. Многодетей, а один?
10. Скажинаоборот: Широкий-
Высокий-
Толстый —
Заморочки из красных конвертов.
1.Опиши предмет не называя его. (яблоко)
2.Прочитать слово по первым буквам картинок
3.Кем был? – листок
4.Птица — перья, рыба –
Стол — скатерть, пол —
5.Назови месяцы осени.
6. Укоровы теленок, а у овцы кто?
7.Назови пять диких животных
8.Закончи предложение: Дрова пилят, а гвозди… Балерина танцует, а пианист…
9.Назови дерево по плоду: желудь — , шишка — , яблоко — .
III.Заключительная часть.
Рефлексия:
Руководитель: Дорогие друзья! Вот и подошел к концу наш турнир. Вы всеочень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показалисвои знания и смекалку. Пока жюри подводит итоги, давайте обменяемсявпечатлениями.
Расскажите,вам понравилось состязаться в знаниях?
Чтобыло самым трудным для вас?
А счем вы справились легко?
Оценитесвое настроение с помощью картинок, которые лежат у вас настоле.
Если у вас замечательное настроение возьмите солнышко в левую и правую руку иподнимите вверх картинки.
Еслинастроение совсем пропало, не берите картинки в руки.
Но, аесли настроение просто хорошее поднимите одно солнышко
Договорились?Итак, как вы оценили свое самочувствие.
/Детиподнимают картинки
Руководитель:Уверена, ваше настроение не испортится от результатов конкурса. Ведь мы нетолько состязались, а еще общались с друзьями и играли сегодня Слово нашимродителям.
(Жюриобъявляет результаты интеллектуальной турнира, проводит награждение медальками:«Самому умному», «Самому трудолюбивому», Самому старательному», и т.д.)
Руководитель: Все вы заслужили уважение,
Самые почетные вы здесь.
От нас примите поздравленья.
Снова вас хотим всех перечесть.
Руководитель:Итак, в нашей сегодняшней игре «Умники и умницы» участвовали…
/перечисляет детей по фамилиям и именам, дети делают круг почета. /
Руководитель:Слованапутствия:
Вдорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
Полесенке знаний шагайте смелей.
Чудесныевстречи и добрые книжки
Ступенькамивашими будут на ней.
Полесенке этой вы сможете скоро
Достичьнедоступной морской глубины,
Спуститьсяпод землю, взобраться на горы
И дажедойти до Луны.
Наэтом наше занятие завершается, жду вас в четверг с хорошим настроением, бодрымии здоровыми. До свидания.