Разработкаурока по литературе
в7 классе
Темаурока: А.П.Чехов «Хамелеон»
Подготовила:Учитель русского языка и литературы спец. школы № 41
Каракалпакстан. Ходжейлискийрайон
Ходжейли-2019г.
Тема урока:А.П.Чехов «Хамелеон»
Цель урока:
Образовательная:Познакомить с творчеством писателя, дать характеристику образам рассказа.
Развивающая: развивать способность логического мышления,расширить словарный запас,проверить навыки и умения чтения и восприятиясодержания прочитанного;
Воспитательная: воспитать чувство любви к произведениямписателя;
Оборудование: учебник,портрет писателя,карточки,проектор(СЛАЙДЫ).
Метод:Интерактивный.
Ходурока:
I. Орг.момент.
II.Опрос пройденного материала.
1.Вопросы:
Когда и где родилсяА,П.Чехов?
Кто были егородители?
Где учился будущийписатель?
Какие произведения оннаписал?
Когда и где умерписатель?
2.Игра «Выберипоэта».
Учащиеся выбираюткарточку,в которой написано имя поэта,дают характеристику и читаютстихотворение.
И.А Крылов «Квартет»,
А .С.Пушкин «Осень»
М.Ю.Лермонтов«Бородино»
Н.А.Некрасов«Школьник»
III. Новая тема:
1.а)Хамелеон -ящерица, которая меняет цвет в зависимости от условий.
а) Хамелеон–человек,который,приспосабливаясь к обстановке,легко меняет своёповедение,взгляды,симпатии.
Чтение и анализрассказа «Хамелеон»
Что лежит в основе сюжета рассказа?
Выявите особенности композиции рассказа.
Как представлена экспозиция рассказа?
Кто является участником происходящих событий?
Какое событие произошло?
Можно ли назвать ситуацию комической?
2Показ Слайда.
4.Работа надзаданиями к тексту. Проанализировать речь и поведение Очумелова, когда онузнает что собака «генеральская».Почему Чехов назвал Очумелова хамелеоном?
Учащиеся из рассказаузнают, как один и тот же человек может быть таким разным, грубым,злым,трусливым лицемерным.
5.Показ слайдов.Показатьучащимся картинки с изображениями ящериц, которые меняют свой облик взависимости от условий.
IY.Закрепление
Учащиеся делятся надве группы и выполняют задания.
Задание:
1.Объясните значениеслова «Хамелеон». Проанализировать тон и речь Очумелова ,когда речь идет особаке.
Учащиеся отличаютгрубость,неуважительное отношение Очумелова к окружающим людям, которые нижеего по положении в обществе.
Задание 2.
Проанализировать речьи поведение Очумелова когда он узнает,что собака «генеральская»
Задание 3.
Какими мы видим толпулюдей в начале и в финале рассказа?
Толпа на базарнойплощади– это те же очумеловы и хрюкины.
Задание 4
Какую основную детальвыделяет Чехов в портрете Очумелова?
Основная деталь влице Очумелова – шинель.
Это символпринадлежности и власть имущим.
Задание 5.
Какие качества людейвысмеивает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»?
Он высмеивает в лицеОчумелова и Хрюкина подхалимство,трусость,грубость.
Задание: 6
Можно ли назватьрассказ современным?
Этот рассказ можноназвать современным, потому что и сейчас мы можем встретить таких людей,которым присущи эти качества.
Задание 7.
Какие слова подобралавтор в своем эпиграфе?
Чехов подобралантонимы к словам глубокое-мелкое, великое-ничтожное, трагическое смешное.
Игра:
«Качества человека»
Смелый — трусливый
Искренний — лицемерный
Скромный — хвастливый
Добрый — злой
V. Подведение итогов. Оценказнаний учащихся.
VI. Домашнее задание:Написатьсценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».
