Тонкинскийфилиал ШКАИ
Темаурока: «Смутное время начала XVII века»
Учитель: Шведова Г.М.
р.п.Тонкино
2022
Смутноевремя.
Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их косознанию важности жить единой нацией в своём государстве.
Задачи:
1.Образовательные:
—на основе анализа документального иучебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;
-знать отношение различных слоев к этому явлению;
-выделять основные периоды Смуты;
2.Развивающие:
— продолжитьформирование умений устанавливать причинно – следственные связи междусобытиями, анализировать исторические источники, давать сравнительнуюхарактеристику историческим личностям;
-формироватьнавыки работы с источниками знаний, прежде всего с документами;
-формироватькритическое мышление обучающихся;
-учитьсярассматривать историческую проблему с различных позиций;
-развиватьнавыки выступления и защищать свою точку зрения;
-развиватькоммуникативные навыки работы в группах.
3.Воспитательные:
-акцентироватьгражданственно-патриотическую позицию;
-вовлечьв активную практическую деятельность; выработать собственное отношение крассматриваемой проблеме.
Оборудование:
учебник,ноутбук, проектор, экран, презентация, карта «Россия в начале 17 века».
Тип урока:обобщающий урок.
Ходурока.
Учитель:
«…Ушлив историю года. Цари менялись и народы, но время смутное, невзгоды Русь незабудет никогда! …Поверг народ врагов-изгоев, обрел свободу на века!… Споклоном русскому народу сегодня празднуют свободу, и День единства навсегда!»
В ноябре 2004г.Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что этоза праздник? ( Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов иокончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)
Теманашего урока: Смутное время начала XVII века
Интерес к этомупериоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе,музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссииисториков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)
Все заданиясегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы,справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, зачастично – 1.
Задание№1 поможет подтвердить вашу версию:из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.
Смута– это период социально – политического, экономического и династического кризиса.
Задание№2: существуютразличные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимык этому понятия?
(гражданскаявойна, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция). А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?(да, но её удалось избежать.)
Проблема:Я предлагаю выяснить, как России удалось избежатьнациональной катастрофы?
Как вы понимаетепонятие национальная катастрофа?(утрата национальной независимости) Действительноли это могло случиться? Для подтверждения данного утверждения обратимся к историческому документу.
Задание№3:по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество ицерковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили изпотиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу , ляхисодрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг другагубят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать изпрочитанного? ( люди перестали ценить не только жизни , но и теряли духовнуюоснову — веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа,злоба и ненависть заполнили души людей.)
Что ещё подтверждалоугрозу национальной катастрофы?
1.Слабость власти
2.Гражданскаявойна ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабыгосподами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ).
3.Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показатьна карте направление движения польских и шведских войск?)
Обобщить всёсказанное можно словами известного историка .
Н.М. Карамзинв « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто могузнать…Россию… .Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ниВеры!»
Задание №4:выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. « ПричиныСмуты.»
1 . Пресняков А.Е. Смутное время//Люди Смутноговремени. 1905.
«Причины Смуты коренились в самом строеМосковского государства XVI в. В их основе лежало противоречие между целями,которые должно было преследовать правительство, и средствами, какими онорасполагало. В стране, слабо развитой в экономическом отношении и редконаселенной, создать достаточную крепость государственной самообороны при сложныхмеждународных отношениях было возможно только с большим трудом, и при томсосредоточивая в распоряжении правительства все средства и силы народные. Оно иборется в XVI в. за установление безусловной власти, сокрушая все частные иместные авторитеты, какими отчасти оставались в своих вотчинах потомкиудельных князей, бояре-княжата. Привилегии, какими пользовалась эта аристократия,претендовавшая на первую роль в управлении и в царской думе, на подчинениесебе в деле суда, расправы и военной службы населения своих вотчин, былисломлены бурей опричнины Грозного.
Уничтожая в боярстве старое и привычное орудиесвоей власти, Московское правительство одновременно создает взамен новуюадминистрацию и новое войско, администрацию приказов и войско служилых людей,детей боярских и дворян. В этом классе, вершину которого составила новаяпридворная знать, сильная не родовитостью, а высоким служебным положением ицарскою милостью, — ищет опоры царская власть. Этот класс она стремитсяобеспечить поместьями и крепостным крестьянским трудом, постепенно сводя на неткрестьянскую свободу. Но интересы помещиков часто противоречили интересамказны: делясь co служилыми людьми доходом с крестьянского труда, она рисковалапотерять источник своей финансовой системы при разорении крестьян и обращенииих в холопов, податей не плативших. К тому же потребность колонизироватьПоволжье и южные области заставляла правительство покровительствоватьпереселениями земледельцев на новые земли наперекор выгоде служилыхземлевладельцев. Переселенческое движение вызвало сильный отлив |населения изцентральных областей, что довело их до тяжелого сельскохозяйственного кризиса.
Сложный исторический процесс вызвал глубокоеброжение и в сознании русского общества. Столкновение противоположныхинтересов, усиленное кроваво-жестокими действиями Грозного, привело к двумглавным последствиям: падению правительственного авторитета…, и к сознаниюкаждым общественным классом своих особых интересов. Совпадение общегосоциально-политического кризиса с прекращением династии было последним толчкомк Смуте.»
Вопросы и задания к тексту
1.Каковы причины Смуты по мнению А.Е. Преснякова? Что сталоповодом к началу Смутного времени?
политические |
экономические |
нравственные |
1. Династический кризис |
1. Последствия опричнины и Ливонской войны |
«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв |
2. Борьба боярских групп за власть |
2. Бегство крестьян на окраины |
|
3. Притязания Польши на русские земли |
3. Голод 1601-1603гг. |
|
4. Неподчинение окраин центру |
|
|
Вывод: Такимобразом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва.Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи -Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земельРоссии. Создаётся угроза потери независимости страны.
Задание№5: Исходя из, определившихся причин определимначало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из нихнаиболее признана историками.
Начало Окончание
1584г. 1612г.
1591г. Подчеркнитеправильный 1613г.
1598г. вариант 1617г.или1618г.
Задание№6:
Вывести страну изэтого кризиса пытались разные правители , определите о ком идёт речь.
«Деятели Смутного времени»
О ком идёт речь? (Прочтите и ответьте, ответ запишите вскобки)
1. Боярин, сестра которого была женой царя, фактическийправитель России в конце XVI века. (Годунов..)
2. “Чудом спасшийся” царевич Дмитрий, тайно принявшийкатолическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителемРоссии. (Лжедмитрий 1..)
3. Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилосьпрозвище “тушинский вор”(Лжедмитрий 2…)
4. Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом укрупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которогоему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскорепоявился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К немустекались все недовольные московским царем. (Болотников…)
5. “Многажды слали к нему нижегородцы послов, а онотказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасенийза собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет.Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплинепосадского мира… лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашлиобщий язык” (Пожарский…)
6.Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению,погиб в заточении в Москве от голода. (Гермоген…)
7. Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут спрестола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер взаточении. (Шуйский…)
8. Торговый человек, земский староста, призвал создатьополчение для освобождения от иноземных захватчиков. (Минин…)
9. “… молод, разумом еще не дошел и боярам будетповаден” (Михаил Романов…)
Устав отбесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способнойнавести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародногоополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли кМоскве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.
Чей памятник,работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?
Задание№7: Пользуясь учебником, ответьте на вопрос:какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?
Работа с документомна стр. 256 – первый вариант
Работа с текстом §31на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца» )
Задание №8: «Итоги и последствия Смуты»
- Сообщение о М.Ф. Романове:
Михаил Федорович родился в 1596 г. в семье богатого и знатногобоярина Федора Никитича Романова, двоюродного брата царя Федора Ивановича.Раннее детство его прошло в уютном доме в Москве на Варварке, но после приходак власти Годунова благополучие семьи пошатнулось. Федор Никитич, отец Михаила,был обвинен в государственной измене и пострижен в монахи, братья егоотправлены в Сибирь в ссылку, а мать Михаила — в Заонежские погосты. Не пощадилГодунов даже малолетних членов семьи Романовых: Михаил и его сестра Татьянаочутились в Белозерской тюрьме. Только год спустя Годунов сжалился надмалолетними узниками и перевез их в родовое имение — село Клин Юрьевскогоуезда. С воцарением Лжедмитрия участь Михаила и его родственников счастливопеременилась: все оставшиеся в живых Романовы получили возможность вернуться вМоскву и были приближены ко двору. Отец Михаила продолжил духовную карьеру,став ростовским митрополитом.
После свержения Лжедмитрия и воцарения Василия Шуйскогоособых изменений в жизни семьи Романовых не произошло. Михаил с 1608 г. началпридворную службу в должности стольника. Однако благополучие вновь былонедолгим. После свержения Шуйского в Москве сформировалось временное боярскоеправительство — «Семибоярщина», в которое вошли сразу несколько родственниковРомановых. Бояре приняли решение для прекращения Смуты призвать на Российскийпрестол польского королевича Владислава. В итоге патриарх Филарет (отец Михаила)отправился во главе русского посольства под Смоленск на переговоры с польскимкоролем Сигизмундом, был там арестован и оказался в плену. В Москву же, как мызнаем, был введен польский гарнизон. Михаил с матерью во время этих событийжили в Москве. Им пришлось испытать недостаток продуктов питания и холод вовремя осады Москвы первым и вторым ополчениями. После снятия осады они уехали всело Домнино Костромского уезда, а затем, спасаясь от шаек казаков и поляков,под защиту стен Ипатьевского монастыря. Именно в Ипатьевском монастыре инаходились Михаил с матерью в тот момент, когда на Земском соборе было названоимя нового российского государя.
Работа с документами
а) Выяснить причины избрания М.Ф.Романова на престол
Группы получают документы 1,2,3 и готовят ответы напоставленные задания и вопросы
Документ №1
Ключевский И.О. Курс русской истории. М., 1988. Ч. III.
« Собор распался на партии между великородными искателями, изкоторых более поздние известия называют князей Голицына, Мстиславского, Воротынского,Трубецкого, Романова. Сам, скромный по отечеству и характеру, князь Пожарскийтоже, говорили, искал престола и потратил немало денег на поиски. Наиболеесерьезный кандидат по способностям и знатности, кн. В. Голицын был в польскомплену, кн. Мстиславский отказывался; из остальных выбирать было некого.Московское государство выходило из страшной Смуты без героев; его выводили избеды добрые, но посредственные люди. … При недостатке настоящих сил делорешалось предрассудком и интригой. В то время как собор разбивался на партии,не зная, кого выбрать, в него вдруг пошли одно за другим «писания», петиции заМихаила от дворян, больших купцов, от городов Северской земли и даже отказаков; последние и решили дело. Соборное избрание Михаила было подготовленои поддержано на соборе и в народе целым рядом вспомогательных средств:предвыборной агитацией с участием многочисленной родни Романовых, давлениемказацкой силы, негласным дознанием в народе, выкриком столичной толпы наКрасной площади. Но Михаила вынесла не личная и агитационная, а фамильнаяпопулярность. Популярность Романовых, приобретенная личными их качествами,несомненно усилилась от гонения, которому подверглись Никитичи при подозрительномГодунове. Вражда с царем Василием и связи с Тушином доставили Романовым ипокровительство второго Лжедмитрия, и популярность в казацких таборах. Такдвусмысленное поведение фамилии в смутные годы подготовило Михаилу двустороннююподдержку, и в земстве и в казачестве. Но больше всего помогла Михаилу насоборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. Впродолжение Смуты русский народ столько раз неудачно выбирал новых царей, итеперь только то избрание казалось ему прочно, которое падало налицо, хотякак-нибудь связанное с прежним царским домом. В царе Михаиле видели несоборного избранника, а племянника царя Федора, природного, наследственногоцаря.»
Вопросы и задания к тексту
1.Кто претендовал на Российский престол после завершенияСмуты? Каковы были шансы претендентов в соответствии с оценкой автора?
2. Какие обстоятельства способствовали восшествию на престолМихаила Романова?
а) Выяснить причины избрания М.Ф.Романова на престол
Документ № 2
«…Михаил Романов, напротив, представлялся подходящим во всехотношениях: он был молод, не запятнал себя никакими связями с врагамиотечества. Кроме того, его права на престол как племянника (хотя и двоюродного)царя Федора Ивановича выглядели вполне законными. Для аристократов Михаил былудобной кандидатурой во всех отношениях, поскольку со многими был в родстве понескольким линиям. Казаки помнили, что его отец был тушинским патриархом.Простые люди относились к нему с большой симпатией и сочувствием.»
Вопросы и задания к тексту:
1.Почему кандидатура Михаила Романова была избрана в качественаиболее оптимального варианта? Как обосновывались его права на престол?
Учащиеся в группах отвечают на вопросы, а затем всем трёмгруппам даётся документ 4, который проецируется на экране.
а) Выяснить причины избрания М.Ф.Романова на престол
Документ № 3
В.Б. Кобрин, исследуя обстоятельства выбора на Российскийпрестол Михаила Романова, приходит к следующим выводам:
1) В выработке данного решения на Земском соборе в январе1613г. принимали участие представители различных социальных групп Российскогогосударства: выборные дворян, посадских людей, духовенства и, возможно,представители черносошных крестьян.
2) На Земском соборе было принято решение не приглашать напрестол государей других государств: «никаких иноземных государств наМосковское государство не избирать».
3) Наиболее приемлемой для всех участников собора оказаласькандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета.
4) Объяснение данного выбора молодостью правителя (сохранилосьизвестие, что один из бояр писал в Польшу князю В В. Голицыну: «Миша-деРоманов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден») историк считаетнеобоснованным, поскольку молодость и незрелость правителя со временем быисчезли, а за спиной Михаила Романова стоял мудрый и сильный Филарет.
5) Причины избрания Михаила Романова на царство кроются восновных политических потребностях общества. «Страна в это время нуждалась вправительстве своеобразного общественного примирения, которое сумело быобеспечить не только сотрудничество людей самых разных политических лагерей(сторонники Годунова, Шуйского, Владислава, тушинцы и т. п.), но и классовыйкомпромисс», — пишет В.Б. Кобрин.
6) Кандидатура представителя семьи Романовых устраиваларазличные слои общества, поскольку:
-Романовы были выходцами из одного из самых знатных боярскихродов России;
-их считали своими и те, кто был близок к опричному двору;
-пострадавшие от опричнины также не чувствовали себя чуждымиэтому семейству, так как среди его членов встречались казненные и опальные вгоды опричнины, а сам Филарет оказался в ссылке при бывшем опричнике БорисеГодунове;
-Романовы пользовались большой популярностью и средиказачества;
-с ними связывались многие крестьянские иллюзии;
-длительное пребывание Филарета в Тушине в качестве «нареченногопатриарха» заставляло бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новомправителе;
-поскольку Филарет возглавил в свое время делегацию, котораяприглашала на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевичамогли не беспокоиться за свое будущее при Романовых.
Поэтому, по мнению историка, «Романовы оказались той посредственностью,которая устраивала всех».
Вопросы и задания к тексту
1.Представители каких сословий были представлены на Земскомсоборе?
2.Каковы причины избрания на Российский престол именно МихаилаРоманова? Чем устраивала его кандидатура каждую из названных групп населениястраны?
б)Выяснить итоги и последствия Смуты
Фрагмент № 1(ссодержанием первого фрагмента знакомит учитель, вводя учащихся в ходрассуждений В.О.Ключевского и поясняет в каком ключе историк рассматриваетближайшие следствия Смуты. Фрагменты 2,3,4 получают группы)
«…Четырнадцать бурных лет, пережитых Московским государством,не прошли бесследно. Эти следствия, обнаруживающиеся с первых лет царствованияМихаила, шли из двух главных перемен, произведенных Смутой в положениигосударства:
во- первых, прервалось политическое предание, старый обычай,на котором держался порядок в Московском государстве XVI в.;
во-вторых, -Смута поставила государство в такие отношения ксоседям, которые требовали еще большего напряжения сил для внешней борьбы, чемкакое испытывало государство в XVI в. Отсюда, из этих двух перемен, вышел рядновых политических понятий, утвердившихся в московских умах, и ряд новых политическихфактов, составляющих основное содержание нашей истории XVII в.»
б) Выяснить итоги и последствия Смуты
Фрагмент №2
«Понятия, какими обогатились московские умы в продолжениеСмуты, глубоко изменили старый, привычный взгляд общества на государя игосударство. Прежде государство мыслилось в народном сознании только приналичии государя, воплощалось в его лице и поглощалось им. В Смуту, когдавременами не бывало государя или не знали, кто он, неразделимые прежде понятиястали разделяться сами собою. В Смуту общество, предоставленное самому себе,поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно, и в нем началазарождаться мысль, что оно, это общество, народ, не политическаяслучайность…, не временные обыватели в чьем-то государстве, но что такаяполитическая случайность есть скорее династия… Как прежде из-за государя незамечали государства и народа и скорее могли представить себе государя безнарода, чем государство без государя, так теперь опытом убедились, чтогосударство, по крайней мере некоторое время, может быть без государя, но нигосударь, ни государство не могут обойтись без народа.»
б) Выяснить итоги и последствия Смуты
Фрагмент №3
«События Смутного времени… изменили и состав правительственногокласса, с помощью которого действовали цари первой династии. Старые московскиегосудари правили своим государством с помощью боярского класса, плотноорганизованного, проникнутого аристократическим духом и привычного к власти….Государи XVII в. начали править с помощью отдельных лиц, случайно выплывшихнаверх. Эти новые лица, свободные от правительственных преданий, и сталиносителями и проводниками новых политических понятий, которые в Смуту прониклив московские умы. Смута произвела большую переборку служилых фамилий, поднялаодни, понизила другие. Служебный чин сам по себе мало значил в местничестве, недавал родовитости; но родовитого человека обыкновенно возводили в высокий чин,служивший показателем его родовитости. Малые люди, дослужившиеся в Смуту добольших чинов, пытались превратить признак родовитости в ее источник и сталиусвоять мысль, что государь, жалуя худородному большой чин, вместе с тем даетему и знатность.
Фрагмент № 4
«Бури Смутного времени произвели глубокие опустошения как вхозяйственном положении народа, так и в нравственном настроении русскогообщества. Страна была крайне разорена. Иностранцы, приезжавшие в Московиювскоре после воцарения Михаила, рисуют нам страшную картину опустелых илисожженных сел и деревень с заброшенными избами, которые были наполнены ещенеубранными трупами. Люди, уцелевшие от Смуты, разбежались кто куда мог; весьгражданским порядок расстроился, все людские отношения перепутались. Нужно быломного продолжительных усилий, чтобы восстановить порядок, собрать разбежавшихсялюдей, усадить их на прежних местах, втолкнуть их в житейский обиход, изкоторого их вырвала Смута.»
Последствия Смуты:
1.Отрицательные
— экономическое и хозяйственное разорение страны;
— резкая убыль населения;
— длительно продолжающиеся социальные столкновения в городах;
— разбойничьи нападения многочисленных разбойных людей.
2.Положительные
— в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, накотором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
— в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россиявернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
— в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с РечьюПосполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных позападной границе.
— рост национального самосознания;
— ощущение единства государства, единства народа в рамкаходного государства;
— более широкое участие сословий в представительных органахгосударства.
Так как же Россииудалось избежать национальной катастрофы?
Благодаряпатриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были ибашкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться житьединой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своёмпроизведении « Борис Годунов» сказал:
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
Амнением: да! Мнением народным.
Ребята, а почемусейчас тема народного единства, приобретает важное значение?
( потому чтотолько единый народ может добиться процветания своего государства, а в связи ссобытиями на Украине мы должны все вместе сплотиться, чтобы добиться победы.)
Спасение страныбыло главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?
• Ростнационального самосознания. • Упадок хозяйства.
• Новаядинастия. • Потерятерритории.
• Укреплениецарской власти. • Убыльнаселения
• Сохраненияединства страны.
• Усиление ролиЗемских соборов
Вывод:после смутных событий все усилия российского народа были направлены навосстановление могущества державы.
Ребята, посчитайтезаработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания потеме.
Домашнее задание:подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное времяв искусстве».
Рабочийлист _______________________ Самооценка
Тема урока: |
Полностью (2 балла) |
Частично (1 балл) |
|||||||||||||||
Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его. Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис. ______________________________________________________________
|
|
|
|||||||||||||||
Задание №2: Назовите синонимы Смуты.
|
|
|
|||||||||||||||
Задание №3: прочитайте текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы. По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»
|
|
|
|||||||||||||||
Можете ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы? ____________________________________________________________
|
|
|
|||||||||||||||
№4. « Причины Смуты.» 1 . Пресняков А.Е. Смутное время//Люди Смутного времени. 1905. «Причины Смуты коренились в самом строе Московского государства XVI в. В их основе лежало противоречие между целями, которые должно было преследовать правительство, и средствами, какими оно располагало. В стране, слабо развитой в экономическом отношении и редко населенной, создать достаточную крепость государственной самообороны при сложных международных отношениях было возможно только с большим трудом, и при том сосредоточивая в распоряжении правительства все средства и силы народные. Оно и борется в XVI в. за установление безусловной власти, сокрушая все частные и местные авторитеты, какими отчасти оставались в своих вотчинах потомки удельных князей, бояре-княжата. Привилегии, какими пользовалась эта аристократия, претендовавшая на первую роль в управлении и в царской думе, на подчинение себе в деле суда, расправы и военной службы населения своих вотчин, были сломлены бурей опричнины Грозного. Уничтожая в боярстве старое и привычное орудие своей власти, Московское правительство одновременно создает взамен новую администрацию и новое войско, администрацию приказов и войско служилых людей, детей боярских и дворян. В этом классе, вершину которого составила новая придворная знать, сильная не родовитостью, а высоким служебным положением и царскою милостью, — ищет опоры царская власть. Этот класс она стремится обеспечить поместьями и крепостным крестьянским трудом, постепенно сводя на нет крестьянскую свободу. Но интересы помещиков часто противоречили интересам казны: делясь co служилыми людьми доходом с крестьянского труда, она рисковала потерять источник своей финансовой системы при разорении крестьян и обращении их в холопов, податей не плативших. К тому же потребность колонизировать Поволжье и южные области заставляла правительство покровительствовать переселениями земледельцев на новые земли наперекор выгоде служилых землевладельцев. Переселенческое движение вызвало сильный отлив |населения из центральных областей, что довело их до тяжелого сельскохозяйственного кризиса. Сложный исторический процесс вызвал глубокое брожение и в сознании русского общества. Столкновение противоположных интересов, усиленное кроваво-жестокими действиями Грозного, привело к двум главным последствиям: падению правительственного авторитета…, и к сознанию каждым общественным классом своих особых интересов. Совпадение общего социально-политического кризиса с прекращением династии было последним толчком к Смуте.» Вопросы и задания к тексту 1.Каковы причины Смуты по мнению А.Е. Преснякова? Что стало поводом к началу Смутного времени?
|
|
|
|||||||||||||||
Задание№5 Хронологические рамки Смутного времени Начало Завершение 1584г. 1612г. 1591г. подчеркните верный вариант 1613г. 1598г. 1617г. и 1618г.
|
|
|
|||||||||||||||
Задание№6: О ком идёт речь? (Прочтите и ответьте, ответ запишите в скобки) 1. Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. (..) 2. “Чудом спасшийся” царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (..) 3. Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище “тушинский вор”(…) 4. Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. (…) 5. “Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира… лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык” (…) 6.Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. (…) 7. Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (…) 8. Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. (…) 9. “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден” (…) |
|
|
|||||||||||||||
Задание№7: чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?__________________________________ Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в спасении страны? Работа с текстом учебника на стр.256 – 1вариант (из « Нового летописца»). Работа с документом на стр.258 – 2 вариант.
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
Задание№8: запишите наиболее важный итог Смутного времени. _____________________________________________________
|
|
|
Количество набранных баллов
17 – 20 баллов – оценка «5»
14 – 16 баллов – оценка «4»
8 – 13 баллов – оценка «3»
Спасибоза работу на уроке!
