X-PDF

Разработка урока на тему Географическое положение, административно – территориальное устройство Республики Татарстан

Поделиться статьей

Географическое положение, административно– территориальное

устройство Республики Татарстан

Зулейха ВАФИНА,

Учитель географии 1 категории «МАОУ«Гимназия – интернат №4»

 

Тип урока

интегрированный, вводный, изучение нового материала

Класс

8

Методы обучения

авторская презентация, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Цели

Рассмотреть географическое положение и административно – территориальное устройство Республики Татарстан, систематизировать и расширить знания учащихся по истории татарского народа

Задачи

Образовательные: Познакомить с новым курсом географии «Региональная география Татарстана»;

Изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения;

Содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Татарстана;

Дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах;

Сформировать у учащихся понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России, Татарстана и мира.

Развивающие: Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания;

Продолжить развивать умение выделять главное при работе с учебником и с географической картой;

Умения показывать на карте границы республики, показывать республики и области, граничащие с РТ.

Воспитательные: Создать условия для повышенного интереса к изучению географии и истории родного края;

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край

Формируемые УУД

Предметные:

·        Вывести зависимость силы тока от напряжения на однородном участке цепи и сопротивлением этого участка;

·        Решать задачи с применением закона Ома

·        Убедиться на практике в справедливости выдвигаемых гипотез путем проведения эксперимента

Метапредметные:

·        Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли на английском языке

·        Рационально планировать свою работу

·        Составлять план решения экспериментальной задачи

·        Самостоятельно исправлять ошибки

·        Применять и преобразовывать символы и схемы для решения учебных задач

·        Научиться предвидеть возможные результаты своих действий

Личностные:

·        сформировать целостного мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

·        сформировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

·        стимулировать использование экспериментального метода исследования

·        работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся; прилежание и ответственность за результаты обучения.

 

Дидактические материалы и оборудование

политико-административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», учебник А.Г. Галлямова «История татарского народа (XX –  начало XXI вв.)»,  большой атлас Татарстана, справочно-информационный материал, дополнительная литература по Татарстану, журналы «География в школе» и «История в школе», газета «География. Первое сентября»

Опорные

 знания и

умения

описание географического положения страны, особенности ГП России, определение по карте расстояния между точками в километрах и градусах, ТАССР, Республика Татарстан

 

 

Ходурока

I.Организационный момент, мотивация

-Послушайте стихотворение и попробуйте сказать, какую тему мы будем изучать:

«Другмой, гость, не дивись, что подснежник растет

Крайцветов за столетья свои не зачах,

Онна щедрой ладони России цветет,

Татарстан- моя родина, предков очаг!». (Наби Даули)

Высказыванияучащихся о теме урока.

II.Актуализация знаний

Знакомствос целями и задачами краеведческого курса «География Татарстана».

Историяобразования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан(сообщение заранее подготовленного ученика)

1920год – Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народастало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики(ТАССР). Кроме большей части Казанской губернии к ней отошли некоторые уездыУфимской, Самарской, Вятской и Симбирской губерний, заселенные преимущественнотатарами.

30августа 1990 года – Принятие декларации о суверенитете, а в феврале 1992 годаТАССР была переименована в Реслублику Татарстан. 30 августа считается днемрождения республики. Казань – столица республики.

 

III.Изучение нового материала

1.Вводная беседа учителя.

-А что по-вашему означает «родной край», какой образ рисуется, когда мы говорим:наша республика?

-Взгляните на карту РФ. Найдите на ней нашу республику Татарстан. Определитеместо республики на карте России, каковы ее размеры. На фоне крупнейшегогосударства в мире, Российской Федерации наша республика выглядит как«маленький островок». Но так ли это на самом деле?

-Откройте тетради, запишите тему урока: «Географическое положение,административно – территориальное устройство Республики Татарстан»

-С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно с описаниягеографического положения. Вспомните план, по которому дается характеристикагеографического положения страны, по которому мы изучали Россию. (Можно раздать на парты лист «План характеристикистраны», приложение 1, раздаточныйматериал)

2. Особенности природно — географического положения республики.

Задание: Используя типовой план характеристикиГП страны, определите географическое положение Татарстана.

-Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, вместе слияния рек Волги и Камы. Территория республики протянулась с запада навосток на 400 км, с севера на юг на 250 км.

(Записатьв тетрадь.)

Площадьреспублики равна 67836,2 км. (0,4 % общей площади Российской Федерации). Поразмерам территории Татарстан уступает Башкортостану и республике Калмыкии(найдите их по карте), но значительно превосходит Чувашию, Мордовию, Удмуртию иМарий — Эл. Из европейских государств Татарстан по площади больше Бельгии,Нидерландов, Дании, Швейцарии и примерно равен Ирландии. Площадь Татарстана – этотерритория острова Шри — Ланка, или Бельгии и Нидерландов, вместе взятых.

Границаимеет вид сильно извилистой и ломанной линии и не связаны с какими — либоприродными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Башкортостаном,которая на большом протяжении проходит по реке Ик.

-Скажите пожалуйста, какую долготу и какую широту будут иметь крайние точкиреспублики?

3. Соседи Татарстана.

Работа скартой.

Задание:назовите и покажите на карте (рис. 1), с какими субъектами РФ граничит РеспубликаТатарстан — на севере, юге, востоке и на западе.

https://urok.1sept.ru/articles/570340/img1.gif

Рисунок 1. Карта республики Татарстан

-Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать втетрадь, и перенести таблицу в тетради)

Стороны горизонта

Субъекты РФ

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

На западе и северо-западе

Чувашская республика   Республика Марий — Эл

На севере

Кировская область, Республика Удмуртия

На востоке и юго-востоке

Оренбургская область и Республика Башкортостан.

На юге

Самарская и Ульяновская области.

Еетерритория включает северную часть Поволжья и соседствует с Предуральем.

Вфизико-географическом отношении такое ГП республики определяетконтинентальность климата. Что отражается на почвенном покрове, растительности,животном мире и других компонентах природы, о которых мы поговорим напоследующих уроках.

Административно-территориальное деление– это способ территориальной организации государства. Его суть заключается вразделении государства на части. Россия – федеративное государство, состоящееиз 85 субъектов. Каждый субъет РФ имеет собственное административно –териториальное деление.

РеспубликаТатарстан состоит из районов и городов республиканского значения, переченькоторых устанавливается Конституцией Республики Татарстан. В настоящее время вреспублике 43 муниципальных района и 2 городских округа (Казань и НабережныеЧелны).

Каждыйсубъект РФ имеет свой гимн, флаг и герб. Учащимся демонстрируется флаг, гербреспублики и рассказывается о них.

4.Сообщения учащихся.

Историяобразования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан, герб ифлаг РТ.

 

IV.Закрепление учебного материала.

1-й вариант. Заданиекраеведческого характера. Дайте характеристику географического положения городаКазани, используя карты атласа и план (устно)

2-й вариант. Практическаяработа.

Работас контурной картой Татарстана (приложение 3).

Задание.1.Обведите цветом границы Татарстана, их соседей.

Задание2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты (приложение 2).

Задание3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит нашареспублика, используя таблицу, заполненную на уроке и выделите их цветом.

Задание4. Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д,и с запада на восток по 56° с.ш.

Задание5. Обозначить на контурной карте муниципальные районы и городскиеокруга РТ. 

 

V. Рефлексияи оценивание.

Чтона уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какиепредположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Какизменилось ваше представление о нашей республике по сравнению с началом урока?

Выставлениеоценок за урок. Уходя с урока, оставьте на карте  тот смайлик, который отражаетваше впечатление от урока. Красный – многое получалось, узнал(а) и понял(а)новую тему, настроение хорошее. Желтый – не многое получалось, не все былопонятно, настроение среднее. Зеленый – многое не получалось, многое было непонятно, настроение плохое.

VI.Домашнее задание

1) графический конспект урока

2) уметь сравнивать ГП РТ с др.территориями

3) представить рекламу РТ в виде слайдовойпрезентации

4)выучить этапы становления современногоТатарстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

. План характеристики географическогоположения России.

1.    Положение на материке поотношению к экватору и нулевому меридиану.

2.    Крайние точки ихкоординаты

3.    протяженность в градусах икм с севера на юг и с запада на восток

4.    Размеры территории России

5.    Положение в тепловыхпоясах и природных зонах

6.    Сухопутные границы.Соседние государства

7.    Морские границы. Соседниегосударства

8.    Влияние особенностейгеографического положения России на природные условия и жизнь населения.

 

 

 

Приложение № 2

 

 Крайние точки республики.

 

Стороны горизонта

координаты

Где находится точка

Северная

500 52 , в.д.570с.ш.

Балтасинский район, дер. Верхний Сардек

Южная

53052 , в.д., 540с.ш.

Бавлинский район, дер Ханс Верхино

Западная

470 в.д. 54,50 с.ш

Дрожжановский район, дер. Татарская бездна

Восточная

54,50 в.д. 560 35 ,с.ш.

Актанышский район, дер. Тынламас

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет