Тема урока«Ветер»
Типурока: комбинированный
Цели урока:
сформироватьпредставление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров,значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розуветров
Задачиурока:
Ø развиватьумения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводитьпримеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами,дополнительными источниками информации;
Ø развиватьтворческие способности учащихся, логическое мышление;
Ø способствоватьформированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных,информационных
Основныепонятия:
Ветер,бриз, муссон, флюгер, роза ветров
Репродуктивныйуровень:
Знатьчто такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, иххарактерные особенности, описывать ветер по схеме
Интеллектуальныйуровень:
Выделятьпричины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между температуройвоздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разнымивидами ветра (бризом и муссоном)
УУД
Познавательные
Сформироватьумение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбиратьнеобходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы вдругую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами,рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностьюЗемли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления иветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решениязадач, умение определять понятие ветер, причиныего образования, виды, значение.
Регулятивные:
планированиесвоей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности:познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розуветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформироватьобразное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контрольсвоей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаруженияотклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
умениеслушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развиватьумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планироватьучебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
Знатьчто такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра,какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояниепогоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Формыорганизации работы в классе: фронтальная,индивидуальная, групповая
Методыобучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Педагогическиетехнологии:
проблемно-поисковая,проектная, ИКТ
Оборудование:
комплектмультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисункиучебника, рабочая тетрадь.
2. Переход к изучению новой темы.
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на урокеречь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оносвязано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как ононазывается, вы узнаете, разгадав загадку:
Завывает,подвывает,
Злым идобрым он бывает.
Злым,когда всерьез дичает
И опрежних днях скучает.
Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?
ЗНАЮ: УЗНАЛ:
(записать ответы ребят доске) (записать в конце урока)
Технологическаякарта урока географии в 6 классе
Предмет |
География. УМК «Полярная звезда», для 5-6 классов |
Класс |
6 класс |
Тип урока |
Комбинированный |
Технология |
Проблемного обучения |
Тема урока |
Ветер |
Цель |
Способствовать формированию представлений о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека; создать условия для формирования умений определять направление ветра, строить розу ветров. |
Задачи |
|
Ведущие понятия урока |
Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров. |
Планируемые результаты обучения |
Предметные
Метапредметные
Личностные — осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес. |
Формы работы |
Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. |
Методы |
По источникам информации: наглядный, практический. По степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа. По характеру познавательной деятельности; частично-поисковый. |
Ресурсы Учебник, атлас, рабочая тетрадь, компьютер, компьютерная презентация, проектор, настенная карта. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Я рада очередной встрече с вами. Прозвенел звонок веселый. |
Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок. |
||||||||||||||
2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, как необходимое условие для дальнейшего продвижения |
— Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии (Атмосферное давление) (сл.2) |
Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют ситуацию. |
||||||||||||||
Задания на проверку умения(сл.3) У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм рт.с.. Какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 750 мм рт.с.
Сравнивают решение с ответом на слайде. |
Учащиеся решают задачу |
|||||||||||||||
Решите проблему (сл.4) Давайте отгадаем загадку: Летит без крыльев и поет |
Учащиеся решают проблему, согласно своим наблюдениям |
|||||||||||||||
Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. |
Называют тему урока и записывают ее в тетрадь. |
|||||||||||||||
3. Целеполагание |
Как вы считаете, какова цель нашего урока, исходя из данной темы. |
Называют цели урока и ставят задачи |
||||||||||||||
4. Освоения новых знаний |
Одинаково ли нагревается воздух над сушей и морем? |
Отвечают на вопросы |
||||||||||||||
Ветер — это перемещение воздуха в горизонтальном направлении над земной поверхностью. |
Записывают определение в тетрадь |
|||||||||||||||
Подумайте над проблемой Когда мы слушаем прогноз погоды, нам сообщают главные характеристики ветра, какие? |
Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области повышенного давления в область пониженного и является главной причиной возникновения ветра. Дневной бриз, ночной бриз. Ответы ребят: скорость, сила и направление По деревьям, дыму из труб, по флажку. Записывают в тетрадь определение |
|||||||||||||||
Практическая работа |
Строят розу ветров (взаимопроверка) |
|||||||||||||||
Следующая характеристика скорость. |
||||||||||||||||
Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт. Во время службы на флоте он вел наблюдения за ветром. Эта наблюдательность позволила ему разработать шкалу, которая официально была зарегистрирована в 1838 году. Как дань его заслугам, в честь него назвали море, антарктический остров и мыс в северной части Канады. (таблица на сл. 9) |
Обучающиеся знакомятся со шкалой Бофорта |
|||||||||||||||
5. Физкультминутка |
Ветер дует нам в лицо |
Выполняют вместе с учителем |
||||||||||||||
6. Освоение новых знаний |
Согласны ли вы со мной, что ветер великий в природе работник? |
Отвечают и записывают в тетрадь: 1. Способствуют распространению пожаров. |
||||||||||||||
Прочитайте текст на с. 133.
На Байкале дует около 30 местных ветров. |
Самостоятельно изучают пункт «Муссоны» и выписывают отличия муссона от бриза. |
|||||||||||||||
Объясните значение выражений (сл.13) Ищи ветра в поле
|
Объясняют значение выражений |
|||||||||||||||
7. Домашнее задание |
Прочитайте параграф 40, зад. 4-6 письменно |
Слушают пояснения учителя. |
||||||||||||||
8. Рефлексия |
Дополните предложения: сегодня я узнал…
Подводит итог урока. Выставляет оценки. (Сл.14) |
Учащиеся дополняют предложения. |
1.03.2022
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Проверка д/з
Беседа по вопросам на стр. 109 уч.
III. Изучение нового материала.
1.Урок начинается с проблемного вопроса.
— Представьте, что вы зимой вместе со своейсемьёй сидите у камина в загородном доме.
Вы слушаете как трещат дрова. Вопрос: «А кудадевается дым? Почему он не заходит в
комнату?»
На сегодняшнем уроке мы попробуем решить этивопросы.
2.Попробуем отгадать загадку, и определитьтему урока:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)
Учитель: На сегодняшнем уроке речь пойдет оветрах.
3.Мы познакомимся с понятием «ветер», причинойобразования ветра, с различными его
видами, узнаем, какое значение он играет вприроде и жизни человека.
А также мы будем учиться сравнивать, обобщать,выделять главное, устанавливать
причинно-следственные связи.
4.Так, что же такое ветер?
Ученик:
Ветер – это движение воздуха в горизонтальномнаправлении. (Запись в
тетради.)
Учитель:
Верно. А сейчас мы должны установить причинувозникновения ветра. Для
этого мы должны вспомнить:
-От чего нагревается воздух? (от земли)
-Равномерно ли нагревается воздух на земле?(нет, неравномерно)
-От чего зависит нагревание воздуха над земнойповерхностью?
1. От угла наклона солнечных лучей
2. От характера подстилающей поверхности
-Какие типы подстилающей поверхности вызнаете? (вода, песок, трава, лед,
снег и т.д.).
-Над какой поверхностью воздух прогреетсябольше и над какой — меньше?
(больше – вода, песок; меньше – лед, снег).
-Какой воздух легче теплый или холодный?(теплый).
-Как изменяется температура воздуха сизменением высоты? (понижается на 5-6
градусов с поднятием на каждый километр).
-Что называется давлением воздуха?
-Зависит ли давление воздуха от температуры(да, зависит).
-Над хорошо прогретойповерхностью воздух нагревается, поднимается вверх,
давление при этом уменьшаетсяили увеличивается? (уменьшается).
-С высоты опускается холодныйвоздух, давление при этом увеличивается или
уменьшается? (увеличивается).
Учитель: Значит, более холодный воздух будетвытеснять более теплый у поверхности.
Следовательно, происходит перемещениевоздуха.
5.Мы уже выяснили, что движение воздуха это иесть ветер.
-В чем причина возникновенияветра?
Учитель: Значит, главная причинавозникновения ветра – это разница в атмосферном
давлении. Чем больше разность в давлении, темсильнее ветер.
6.Задание:
-Определить в какомнаправлении будет дуть ветер?
В каком случаеветер будет дуть сильнее?
А730 мм – Б 740 мм (из Б в А, сильнее)
А773мм – Б 767мм (из А в Б)
А754мм – Б 753 мм (из А в Б)
(3 ученика выполняют удоски, остальные в тетради.)
5.Скорость и сила ветра.
Учитель. Мы с вами заговорили о скоростиветра, которая измеряется м/с, км/ч. Скорость
ветра определяется с помощью прибораанемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII
веке итальянский врач С.Санторио. Онпредставлял собой пластину, по отклонению
которой от вертикального положения судили осиле ветра и его скорости. Современные
анемометры устроены намного сложнее.
Сила ветра измеряется по шкале баллов, которуюпредложил британский адмирал Бофорт
в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принятаМеждународным метеорологическим
комитетом для всеобщего применения нателеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если
сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то этоштиль. Ветер называется умеренным если
скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с
и силой в 12 баллов.
6.Направление ветра определяется той сторонойгоризонта, откуда он дует. Если ветер
дует с севера на юг, то это северный ветер,если с запада на восток – то западный. Для
определения направления ветра используютфлюгер, который устанавливают на высоте 10
м. он состоит из металлической пластины,вращающейся на вертикальной оси по его
направлению.
7.Задание: определить направление ветра.
8.Роза ветров
О направлении господствующих ветров в данной местности можно судить по спе-
циальному графику — розе ветров. На немотмечается число дней, в течение которых дул
ветер того или иного направления. Роза ветровможет быть построена на день, месяц или
на год.
9.Работа со схемой на доске.
Ветры
Постоянные сезонные суточные временные
10.ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРА.
Постоянные ветры образуются вследствиесуществования на Земле поясов постоянного
атмосферного давления. От 30-х широт, гдесформировались пояса высокого давления, к
экватору — в сторону пояса низкого давления,дуют пассаты. Из областей высокого
давления 30-х широт в области пониженногодавления в умеренных широтах дуют
постоянные ветры западного переноса. Вполярных широтах господствуют полярные
восточные ветры.
Благодаря осевому вращению Земливетры отклоняются от своего первоначального
направления в Северном полушарии вправо, вЮжном -влево. Например, южные ветры
приобретают в Северном полушарии юго-западноенаправление, а в Южном полушарии
— юго-восточное.
11.Видеофрагменты. Пассаты, ветры полярныхширот
12.СЕЗОННЫЕ ВЕТРЫ. На юге Дальнего ВостокаРоссии дуют ветры, которые меняют
направления два раза в год. Это – муссоны.Летом материк нагревается быстрее, чем
Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана,над которым давление высокое
поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимойокеан сохраняет тепло, давление над ним
ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует сматерика в океан. Зима на Дальнем Востоке
холодная и сухая, лето прохладное и дождливое:дожди приносит летний муссон.
13.СУТОЧНЫЕ ВЕТРЫ. Бризы – ветер силой 4балла на побережье больших водоемов,
озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий своенаправление два раза в сутки. Он хорошо
выражен в летнее время, когда контрасттемпературы (вода – суша) наибольший. Днем
ветер дует с моря на сушу – это дневной бриз,а ночью с суши на море – это ночной бриз.
Образуется этот ветер из-за разницы ватмосферном давлении над водой и сушей. Днем
над водой давление выше, чем над сушей,поэтому у поверхности земли воздух
перемещается в сторону суши. Бризы этопеременчивые ветры, с наступлением вечера они
приносят прохладу, исчезает нестерпимаядухота. Приток свежего воздуха придает
бодрость, повышает работоспособность, улучшаетсамочувствие. Примером могут
служить бризы господствующие летом напобережье Черного моря, многие, кто ездил
летом туда отдыхать ощущали свежесть этоговетра.
14.Временные. В горах очень распространен фён— теплый ветер, направленный с гор в
межгорные долины или предгорья. Он можетвызывать сход снежных лавин, бурное
таяние снегов и разлив рек. Летом фён ускоряетсозревание, и, наоборот, может высушить
растения, ускорить летний листопад. Часты фёныв Альпах, на Западном Кавказе, в
районе Телецкого озера.
Зимой на гористых морских побережьях можетвозникать холодный ветер — бора.
Спускаясь с гор, вытесняет тёплый воздух .Онобрушивается с гор к морю с большой
скоростью, понижает температуру воздуха ивызывает на море сильный шторм. Вода,
попадая на корабли, стоящие в бухтах,замерзает и покрывает их ледяной коркой. Самой
известной в нашей стране являетсяНовороссийская бора, спускающаяся с Кавказских гор
к Черному морю зимой с ноября по март. На югеФранции – мистраль. На Байкале –
сарма.
15.Значение ветра.
•Ветер великий в природе работник.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь иснег были бы только над водной
поверхностью:
Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго
•Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым отзаводов и фабрик ветер уносит из населенных
пунктов.
•Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители дляполучения света и тепла; американские
фермеры тянут ветряками воду из скважин.
•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
Создавая причудливые формы в виде богини илиистукана.
Ветром на большие расстояния переносятсясемена трав, кустарников и деревьев, споры
грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и безвесел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
На территории Казахстана расположенпрославленный курорт «Боровое». Более всего
привлекает отдыхающих березовый танцующий лес.Белоствольные красавицы,
произрастающие на берегу озера, имеютпричудливую форму, кружатся в сказочном
вальсе. А главный руководитель этого ансамбля- ветер.
IV. Закрепление. Подведение итогов.
Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшнийматериал? Продолжите фразу:
– Ветер это – … (горизонтальное движениевоздуха).
– Главная причина образования ветра – …(разница в атмосферном давлении над разными
участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в…(области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении,тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направлениедважды в сутки, возникает на берегу
морей).
– ветер характеризуется показателями…(направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветраназывается… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– человек использует силу ветра для…(выработки электроэнергии).
– в природе ветер может создать… (новые формырельефа).
V. Д/З: параграф 29; рабочая тетрадь с. 61 (№8-9), с. 63 (№ 2 частично), с. 65 (№ 6
частично), с. 67 (№ 4-5), с. 68 (№ 6), с. 74(№ 11)
Подобрать всё о ветре: загадки, шутки, стихи,поговорки, пословицы и д
ЛИСТСАМООЦЕНКИ
СЕГОДНЯНА УРОКЕ Я (Фамилия, имя)
-выдвигал идеи, гипотезы, версии
-рассуждал
-задавал вопросы
-подготовил сообщение для класса
-правильно отвечал на вопросы
— решалпроблемы
-работал у доски
-правильно выполнял задания
-обобщал, делал выводы
МОЯ ОЦЕНКА_______
4.Итог урока. (слайд)
Ребята. Посмотрите, сколько новых понятийпоявилось в вашей географической копилке. Давайте, проверим, как вы их усвоили.
Тест. 4-м учащимся раздаются ноутбуки с тестами.
Другие работают с интерактивной доской.
5Домашнее задание: Параграф 39 (п.1,2);кроме ветров, о которых мы с вами узнали, есть ещё много разных ветров. Приготовите сообщение
· 1группа — о смерчах
· 2группа о торнадо
· 3группа – о фён, бора
· 4группа – интересные факты о ветре
Ребята, я сейчас вам открою однунебольшую тайну.
· Самоеветряное место на Земле – в Антарктиде. Здесь 300 дней в году ветрыдостигают скорости 90 м/с.
· Набольшой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с. (прикрепляю накарте)
