Урок «Наша страна– Россия. Краснодарский край — наша малая Родина»
Ход урока:
Вступление.
Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня в нашем классе. Подарите другдругу свои улыбки, а я вам желаю хорошего настроения и активности не только на протяжениивсего занятия, но и всей рабочей недели.
II. Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будемговорить на очень важную для каждого из нас тему, а что это за тема, выузнаете, отгадав загадку:
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья.
(Родина.)
И тема нашего классного часа звучит так: «Наша страна -Россия».
2. Просмотр видеоролика.
(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/367/)
-Вам понравился ролик?
Учитель: Как каждый из нас понимает слово «Родина»? Давайте сегоднявместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, какэтому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родинойзовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — этонаша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы. (Примерныеответы детей: «Родина – это и люди, которые живут в нашей стране, и наша семья,и то место, где мы родились, и культура страны».)
Учитель: Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина»Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?
Текст песни:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любыхиспытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина…
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина…
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки
Что где — то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина…
Учитель: А как мы открываем для себя свою Родину? Как учимся ее
любить?
(Примерные ответы детей: «Сначала мы открываем для себя очень
маленькую частичку Родины – свою семью, потом то место, где мы живем.
Постепенно мы понимаем, что Родина – это наша страна Россия, что это
люди страны. Мы начинаем сначала любить маму, семью, людей, родной край,
а потом именно и страну».)
Учитель: Мне было очень интересно выслушать ваши мнения.
Соглашусь с вами, что человек открывает для себя Родину постепенно. Для
малыша Родина – это его семья, потом он понимает, что это и то место, где он
живет, его город, село, деревня, посёлок, станица. А потом он узнает, что
живет в стране, которая называется Россия, что Родина –это страна с ее
историей, культурой, великие и самые обычные люди этой страны. Именно
поэтому любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье, к людям, к
природе родного края, к литературе и живописи, к прошлому и настоящему.
А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому
учиться?
(Примерные ответы детей: Мы можем поучиться у своих родителей,
бабушек, дедушек. А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у
тех, кто очень давно жил.)
Учитель: Как называется главный город нашей страны? (Москва) —Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родинаначинается с того, что к нему ближе всего. Мы с вами говорили о нашей большойстране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где онродился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете, у васесть «малая Родина»? Как она называется?
-Правильно ребята, наша малая Родина – это город Сочи в Краснодарском крае.
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передайсердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свойкрай)
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у каждого города нашей страны,края и области есть свои символы? Какие? (Ответы детей: герб,флаг, гимн).
На доске плакат с гербом Краснодарского края
Учитель: Посмотрите – это герб нашего края. Что изображено на нем?Как вы думаете, почему именно? (Ответы детей:)
Закон «О символахКраснодарского края» был принят краевым Законодательным собранием 24 марта 1995года. В тексте закона говорится: «Герб Краснодарского края в основе имеетизображение исторического герба Кубанской области. В зеленом щите золотаязубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами ичерными швами; над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков сзолотыми остриями на золотых древках. В золотой верхней части щита черныйвозникающий орел, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древнейдержавной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием ввиде орла и буквами „РФ“ в центре штандарта. Щит украшен золотыми дубовымилистьями, соединенными алой лентой. За щитом накрест расположены 4 лазоревыхзнамени, украшенных золотой бахромой, и с такими же вензелями, окруженнымидубовыми и лавровыми ветвями»[2].
Герббыл доработан в 2004 году в соответствии с рекомендациями Геральдического Совета при Президенте РФ. Изменения зафиксированыЗаконом О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О символахКраснодарского края» от 28 июня 2004 года № 730-КЗ. Исправлены рисункиштандартов, царская корона сменилась княжеской в память о Тмутараканскомкняжестве. Александровскаялента замененана ленту ордена Ленина, которым дважды награжден Краснодарский край.
ГербКраснодарского края —символ Краснодарскогокрая.Принят 23 июня 2004 года.
Гербутвержден Законом Краснодарского края от 28 июня 2004 г. № 730-КЗ Овнесении изменений в Закон Краснодарского края О символах Краснодарскогокрая (принят Законодательным Собранием Краснодарского края 23 июня 2004г.)
ЗаконодательствомКраснодарского края не предусмотрено использование каких-либо сокращенныхверсий герба края, но общие геральдические правила, действующие в России,позволяют использование любого герба без всех или части внешних украшений. Наэтом основании для герба Краснодарского края возможны несколько сокращенныхверсий:
Учитель: Второй символ края – этофлаг.
Краснодарский край расположен на юго-западеРоссии. Его история связана с Кубанским казачеством, символы которогозапечатлены на знамени области. На ярком флаге Краснодарского края изображенгерб, очертаниями напоминающий парусный корабль. В 2004 году в символикувнесены дополнения. Значение цветов полотна вызывает споры. Палитра несоответствует правилам геральдики, зато наполнена историческим смыслом.
Прямоугольное полотно с соотношением ширины и длины2:3 разделено горизонтально тремя цветными полосами. Расположение цветов сверхувниз: синий, малиновый, зеленый. Ширина верхней синей и нижней зеленой полосыравна половине ширины малиновой полосы.
Центр флага занимает сложная гербовая композиция:
· на геральдическом щите изображена крепостная стена с аркой идвумя башнями;
· между башенками торчат древнерусские орудия — пернач и двабунчука;
· над крепостной стеной изображен коронованный двуглавый орел сКавказским крестом на груди;
· геральдический щит венчает княжеская корона-шапка;
· над короной изображен штандарт с вензелем Александра II сдвуглавым орлом и лавровым венком в навершии;
· по бокам от щита свисают знамена, по два с каждой стороны, накаждом знамени изображен вензель Екатерины II;
· древки четырех знамен перекрещены позади щита, выступают снизу иперевиты красной лентой Ордена Ленина.
Учитель: Третийсимвол – это гимн.
Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (Ответыдетей: Гимн – это торжественная песня.).
Учитель: Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: Он исполняется в особо торжественных случаях, во времяподъема государственного флага, во время национальных праздников, во времяпроведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимналюбой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Такпроявляется уважение к стране.
Учитель: Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте. Детислушают и поют гимн . Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
Вам оно понравилось?
-Чем для нас является Краснодарский край? (Малой родиной).
-Какие символы края вы запомнили? (Герб, Флаг, Гимн).