Тема.Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: история создания, особенности жанра икомпозиции, смысл названия.
Цели:усвоениеинформации о замысле поэмы «Мертвые души» и его осуществлении, раскрыть смыслназвания произведения и своеобразие его жанра; познакомить учащихся сособенностями композиции; способствовать развитию интереса к творчествуН.В.Гоголя; развивать кругозор учащихся.
Типурока: усвоение нового материала.
«Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскуюдействительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, егобесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и чтообществу легче полюбить его, чем понять…»
(В.Г. Белинский)
Ход урока:
I. Объявлениетемы урока. Постановка его целей и задач.
II. Актуализациязнаний учащихся.
Беседа с классом.
1) Какойфакт биографии Н.В.Гоголя произвёл на вас особенно сильное впечатление?
2) Укажитеместо рождения Н.В.Гоголя.
3) Какуюгимназию закончил Николай Васильевич Гоголь и в каком городе?
4) Н.В.Гогольмечтал о месте профессора на кафедре какой учебной дисциплины?
III. Работапо теме урока.
1). Слово учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души». Этоглавная книга писателя, над которой он работал 17 лет, до последних дней своей жизни.
Итак, история создания поэмы «Мертвые души». Это произведение Н. В. Гоголь писал17 лет. Сюжет подарен А. С. Пушкиным в 1835 году. Сначала Гоголь хотел показатьв произведении «хотя бы содного боку всю Русь». Потом замысел разрастается, и в 1836 г. он уже пишет:«Вся Русь явится в нем!» Сюжет о покупке мертвых душ оказался счастливым.Согласно ему, герой мог путешествовать по всей стране и автор мог изобразить истолицу, и провинцию, и помещиков, и народ, и чиновничество. Огромный жизненныйматериалоказался в поле зрения автора.
Гоголь задумал монументальное произведение в трёх томах, великую «национальнуюпоэму», стремясь показать не только современную Россию, но и заглянуть в еезавтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать путь кспасению.
После смерти Пушкина в 1837 году, Н.В.Гогольсчитает своим долгом завершить работу над поэмой. Труд над «Мертвыми душами» НиколайВасильевич Гоголь рассматривал как человеческий и гражданский подвиг. Гогользадумал 3 тома, которые соответствовали бы 3 –м частям книги Данте Алигьери «Божественнаякомедия»: «Ад», «Чистилище», «Рай». 1 том, таким образом, — ад, 2 томзадумывался как чистилище, 3 том – рай. В 1 томе писатель хотел показатьсовременную Русь, показать ее «с одного боку», ее низкую, достойнуюсатирического осмеяния природу. Во 2 и 3 томах предполагалось показать духовноевозрождение Чичикова и Плюшкина, изобразить Россию не только в горести, но и врадости. Таким образом, Гоголь хотел изобразить падение, очищение и возрождениеЧичикова. Именно 1 тому суждено было стать величайшим произведением Гоголя иобессмертить его имя.
Об истории 2-готома. ПочемуГоголь сжег 2 том? Причем делал он это дважды: в 1845 и 1852 гг. Наверное, наэтот вопрос точного ответа дать нельзя. Ясно одно — это не было решениембезумца. Убедительного и всеобъемлющего, пророческого слова не получилось, каксчитал Гоголь, положительные герои ему не давались из-за личного несовершенства.
Ядром сюжета «Мертвых душ» являетсяавантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, на самом деле быладостоверной во всех мельчайших подробностях. Мертвые крестьяне, за которыхпомещик должен был платить налог в казну, были для него обузой. Естественно,помещики мечтали избавиться от мертвых душ. Если одним эти «души» были втягость, то другие при помощи мошеннических сделок стремились извлечь выгоду.Заложить их в Опекунский совет под проценты. Таким образом, можно былополучить денежную ссуду для покупки земель и стать помещиком. Афера эта непридумана Гоголем, а взята из жизни.
2).Вопросы к учащимся по истории создания поэмы:
1. Кемподарен сюжет поэмы?
2. Скольколет работал Гоголь над произведением.? Где находился в это время писатель.
3. Как задумывался сюжет поэмы?
3).Рассказ учителя о жанровомсвоеобразии произведения.
От первоначального определения «роман»Гоголь отказался. Он остро ощущает непохожесть вещи на выработанныепрозаические жанры: «вещь, над которой… тружусь теперь…не похожа ни на повесть,ни на роман» (1836 г.). Гоголь остановился на жанре поэтическом, стихотворном –«поэма».
Рисунки Гоголя в книге: разнородные предметы: домики с колодезным журавлем,бутылки с рюмками, поднос с рыбой, множество черепов в завитках и над всем-стремительно несущаяся тройка. Крупно – поэма. Символика рыбы: рыба – один изсимволов Христа.
Теория литературы: Поэма – жанр лиро -эпический. От эпоса – развернутый сюжет, широкое освещение явленийдействительности, множество персонажей. От лирики – интенсивность авторскойлинии, так называемые лирические отступления. Автор не только повествователь,но и действующее лицо произведения, дающее свою оценку персонажей. Есть идругое определение произведения – роман – путешествие.
4). Анализ смысла названияпоэмы – ключ ко всей поэме. (Сообщение 2 учащихся)
Традиционно считают, что выражение «мёртвыедуши» существует со времён крепостничества и связано с этим историческимявлением, однако исследования опровергают подобную мысль. Михаил ПетровичПогодин, историк, преподаватель Петербургского университета, писал Н.В.Гоголю:«Мёртвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые,прибылые…». Екатерина Сергеевна Смирнова-Чикина, проанализировав различныесловарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делаетвывод о том, что «Это выражение не встречалось ни в правительственных актах, нив указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни внаучной, ни в справочной литературе».
В названии заявлена тема смерти.Название противоречиво, двойственно. Слово «душа» имеет два смысла: рабочаяединица в крепостной России, товар, который скупает Чичиков, и высшая степеньдуховности, то, что делает человека человеком. «Мертвые души» — мертвыекрестьяне и духовно мертвые помещики. Значит, писателя волновали темы жизни исмерти. Что есть настоящая жизнь и смерть? Вопросы религиозные. В словаре Даляодно из значений слова «мертвый» — «человек не возрожденный, недуховный,плотский или чувственный».
Следовательно, до появления поэмывыражения «Мёртвые души» не существовало, по крайней мере, оно было оченьредким. Со времени появления поэмы Н.В.Гоголя оно стало крылатым иупотребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мёртвые духом». Заглавие, данное Гоголем своему произведению, — это вывод, ккоторому он пришёл в результате художественного исследования современнойдействительности.
Проблемный вопрос.
Почему всё население России первой половины XIX векавидится Н.В.Гоголю «мёртвыми душами»? (Возможный ответ: «Мертвыми»можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер вразвитии, кто духовно обнищал и омертвел. Многие типы помещиков, к-рых показалГоголь ведут праздную и нечестную жизнь. Какую пользу они приносят государству?Никакую. Как мёртвые души)
5) Учитель о композиции поэмы.
Композиция поэмынеобычна.Повествование строится как история похождений Чичикова. Это давало возможностьисколесить вместе с героем «все углы и закоулки русской провинции». Чичиковнаходится в центре сюжета и всех событий. С городскими чиновниками мызнакомимся более основательно после глав, посвященных помещикам. А завершаетэтот процесс деградации личности Чичиков — ловкий, хитрый, изворотливый; онпредставлялся Гоголю самым страшным.
Название произведения«Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастноепроизведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, тоесть обитель мёртвых душ.
Возможно, идея Чичикова покажетсянекоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницыи нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиесяпродать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряетчеловеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится кбумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна,что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным,лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически.Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.
Общая композициякольцевая. Основной композиционный приём создания образов помещиков – антитеза. В поэме вообще множество примеров антитезы разного уровня: тёмные улицы города– чрезвычайно освещённый дом губернатора; молчаливый прокурор – разговорчивыйпочтмейстер; любезный Манилов – нелюбезный Собакевич. Т.Л. Антитеза(противоречие, противоположность образов, картин, слов) усиливаетэмоциональность речи.
6).Составление таблицы «Композиция поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»
Номер главы |
События данной главы |
Экспозиция. Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 — 40-х годов XIX века экспозиции — деловито и энергично: мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мертвых душ, нам неизвестна и прошлая его жизнь (обо всем этом в последней, 11 -й главе). |
|
Первая глава |
« Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город №, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). В 1 -й главе мы встречаемся с двумя мужиками, которые начинают рассуждать о том, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы или до Казани. До приезжего им нет никакого дела. До Казани не доедет, рассуждает один, а вот до Москвы, пожалуй, доедет, отвечает другой. Стало быть, губернский город находится недалеко от Москвы! Но самое важное, экипаж нашего героя еще только въехал в город, а прозорливые мужики толкуют, далеко ли отсюда уедет. |
Вторая – шестая главы |
Изображение жизни российских помещиков |
Седьмая-десятая главы |
Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. |
Одиннадцатая глава |
Повествование о жизни героя поэмы — Чичикова |
Рефлексия. Подведениеитогов урока. Обобщающее словоучителя. Громадный художественный опыт, приобретенный в процессе работы над«Вечерами…», « Миргородом», « Петербургскими повестями» и « Ревизором» далвозможность Н.В. Гоголю создать гениальную поэму.
Домашнее задание. Прочитайте I – V гл. поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души», заполнитьтаблицу «Композиция поэмы»