Тема: Серная кислота
Тип урока: урок – изучения новой темы, сказка«Путешествие серной кислоты».
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению строения и свойствсерной кислоты.
Задачи: по окончанию урока учащиеся будут:
— знать строение, физические и химические свойства серной кислоты;действие серной кислоты на индикаторы, особенности взаимодействия с металлами,основными оксидами, щелочами и солями;
—уметь составлять уравнения химических реакций, решать расчетные задачи.
Задачи словами учащегося: по окончанию урока ябуду:
-знать состав и свойства и серной кислоты;
-уметьзаписывать уравнения химических реакций, проводить лабораторные эксперименты,записывать схемы строения молекул.
Формы, методы и приемы: индивидуальная ипарная работа, создание проблемы, л.э., взаимооценка.
Содержание сказки:
Глава 1. Рождение серной кислоты.
Глава 2. Детство.
Глава 3. На развилке дорог.
Глава 5. Ювелирный магазин.
Глава 6. Кислота-волшебница.
Ход урока.
Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке я расскажу вамсказку о серной кислоте. Вы отправитесь с ней в путешествие. В пути вы должныпомочь ей. В этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на прошломуроке. И так, мы начинаем.
Этапповторения пройденного материала проводится в форме устного диктанта.
Диктант. Прослушайте утверждения два раза,если вы согласны поставьте цифру – 1, если не согласны – 0.
1. На внешнемуровне атома серы находится 4 электрона.
2. Электроотрицательностьатома серы меньше, чем у атома кислорода.
3. Высшаястепень окисления серы +6.
4. Поотношения к металлам сера проявляет только окислительные свойства.
5. Пластическаясера — наиболее устойчивая аллотропная модификация.
6. Демеркуризация– это обеззараживание помещений от пролитой ртути с помощью серы.
7. Ромбическаясера образует октаэдр.
8. Серахорошо растворима в воде.
9. Соединениясеры с металлами называют сульфатами.
10. Сера горит собразованием сернистого газа.
11. В природе серавстречается только в соединениях сульфидах и сульфатах.
12. Большая часть серыидет на производство серной кислоты.
13. В сероводородеатом серы проявляет свою низшую степень окисления.
14. Водный растворсероводорода образует сильную сероводородную кислоту.
Проводится взаимопроверка ответов на вопросыдиктанта, используя ключ к вопросам. Оцените работу своего товарища.
КЛЮЧИ КВОПРСАМ НА ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Глава 1. «Рождение Серной кислоты».
(на доске иллюстрация химическогокоролевства)
В одном химическом королевстве у ЕёВеличества Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец.Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик — наследник престола. Но кактолько младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, чтородилась девочка.
Опыт 1. В колбу сраствором серной кислоты добавили синий лакмус. Окраска изменилась на красную.
Девочке дали красивое имя — Кислота, афамилию отца — Серная. А так как её родителями были Вода и Оксид Серы (VI), тоона в своём составе имела водород, кислород, серу. Вспомним её состав истроение.
Задание в тетради: написать электронную играфическую формулу кислоты. Определить степень окисления серы в этомсоединении.
Вопросы классу:
1. Какими физическими свойствами обладаетсерная кислота?
2. Правила по технике безопасности при работес ней.
3. Что за раствор прилили к кислоте в опыте1? Почему он изменил окраску? О наличии каких ионов говорит это изменение?
Задание в тетради: Написать ступенчатуюдиссоциацию серной кислоты.
Глава 2 «Детство».
(иллюстрация генеалогического дерева сернойкислоты)
Серная кислота подросла и сталаинтересоваться своими многочисленными родственниками. Ее учитель показал ейграмоту, на которой было начертано генеалогическое дерево-вся родословнаякислоты. Посмотрите на грамоту:
Сера—Оксид серы(IV)—Оксидсеры(VI)—Серная кислота—Сульфаты
Озон—Кислород—Вода—Сернаякислота—Сульфаты
Задание в тетради: Осуществить цепочку превращений по вариантам (с серой — 1 вариант, скислородом -2 вариант).
Вопросы классу (фронтальный опрос):
1. Какими физическими свойствами обладает сера?Назовите её аллотропные видоизменения.
2. Чем отличаются по свойствам два оксидасеры? Как их получают и где используют?
3. Сравните по строению и свойствам озон икислород.
4. Каким способом получают серную кислоту впромышленности?
5. Почему её называют «купоросным маслом»?
6. Какие соли образует серная кислота?
Задание в тетради: Написать уравненияполучения сульфата и гидросульфата натрия.
Соли серной кислоты-сульфаты. Вденьсовершеннолетия серной кислоты, все они явились на бал во дворец и предсталиперед ней. Познакомимся с некоторыми из них.Парад солей. Ученики с карточкамисолей у доски рассказывают о железном и медном купоросе, природном гипсе,глауберовой соли и сульфате цинка.
Вопросы классу:
1. Какими способами можно получит сульфаты?
2. С какими веществами реагирует разбавленнаясерная кислота и получают сульфаты?
Задание в тетради: подчеркнуть вещества, скоторыми реагирует серная кислота: кальций, гидроксид кальция, соляная кислота,ртуть, оксид азота(II), фосфат кальция, золото.
Глава 3. «На развилке дорог».
(иллюстрация камня на развилке дорог)
Много ли, мало ли времени прошло с тех пор,как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться впутешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дорогеи дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором былонаписано: Направо пойдёшь — к кислотам придёшь, Налево пойдёшь — к солямпопадёшь, Прямо пойдёшь — свой путь найдёшь.Задумалась кислота. Как найтиправильный путь? Давайте поможем ей.
Лабораторные опыты: (в группе из 4-хчеловек.)
1. Распознать серную кислоту среди её солей спомощью индикатора или цинка.
2. Отличить серную кислоту от азотной исоляной с помощью хлорида бария (качественная реакция на сульфат-ионы).
Задание в тетради: Записать уравненияреакций, с помощью которых распознавали вещества.
Глава 4. «Трудный путь».
(иллюстрация горной реки и дерева около неё)
Долго шла кислота по дороге. День был жаркийи она решила отдохнуть и выпить сладкого чая. Но как только она дотронулась досахара, то увидела нечто странное.
Опыт 2. к сахарной пудре прилитьконцентрированной серной кислоты, перемешать стеклянной палочкой. В стаканепоявляется угольная масса.Не утолив жажды, она села отдохнуть под дерево и тутже отскочила. Дерево тоже обуглилось.
Опыт 3. Древесные опилки положить в стакан сконцентрированной серной кислотой.
Наблюдаем обугливание древесины.Этоводоотнимающее свойство кислоты используют для осушения газов. При этомобразуются кристаллогидраты серной кислоты.(H2SO4 nH2O)Узнав об этомзамечательном свойстве, кислота снова пошла в путь.
Глава 5. «Ювелирный магазин».
(иллюстрация вывески и витрины ювелирногомагазина)
К вечеру кислота дошла до города. Первое, чтоона увидела, была витрина ювелирного магазина. Ей захотелось примеритьукрашения. Когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут жерастворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде.Почему?
Задание в тетради и на доске: написатьуравнения окислительно-восстановительных реакций серебра и ртути сконцентрированной серной кислотой.
Глава 6. «Кислота — волшебница».
(таблица применения серной кислоты)
Серная кислота осталась жить в городе ипринесла много пользы. Она широко используется в народном хозяйстве (работа потаблице учебника).
1. Производство минеральных удобрений.
2. Очистка нефтепродуктов.
3. Синтез красителей и лекарств.
4. Производство кислот и солей.
5. Сушка газов.
6. Металлургия.
Закрепление знаний
Осуществите цепочку превращения
H2S S PbS SO2 H2SO3 MgSO3 SO2 SO3
H2SO4 Al2(SO4)3
Подведение итогов
Учащиесяотвечают на вопросы:
Чтонового я узнал на уроке?
Чтобыло интересно на уроке?
Чтобыло трудно на уроке?
Д/З
§21, упр.3,5,6
Пераклад на беларускую мову
Раздзел 1. «Нараджэнне Сернай кіслаты».
У адным хімічным каралеўстве ў Яе Вялікасці Вады і Яго Вялікасці Аксіда Серы Шасцівалентнага нарадзілася немаўля. Усім хацелася, каб на свет зявіўся хлопчык - спадчыннік прастола. Але як толькі немаўляці павязалі сінюю стужачку, яна тут жа пачырванела. Усе зразумелі, што нарадзілася дзяўчынка.
Вопыт 1. У колбу з растворам сернай кіслаты дабавілі сіні лакмус. Афарбоўка змянілася на чырвоную.
Дзяўчынцы далі прыгожае імя - Кіслата, а прозвішча бацькі - Серная. А паколькі яе бацькамі былі Вада і Аксід Серы (VI), то яна ў сваім складзе мела вадарод, кісларод, серу. Успомнім яе склад і будынак.
Заданне ў сшытку: напісаць электронную і графічную формулу кіслаты. Вызначыць ступень акіслення серы ў гэтым злучэнні.
Пытанні класу:
Пытанні і заданні 1. Якімі фізічнымі ўласцівасцямі валодае серная кіслата?
2. Правілы па тэхніцы бяспекі пры рабоце з ёй.
3. Што за раствор прылілі да кіслаты ў доследзе 1? Чаму ён змяніў афарбоўку? Аб наяўнасці якіх іёнаў кажа гэтая змена?
Раздзел 2 «Дзяцінства».
Серная кіслата падрасла і стала цікавіцца сваімі шматлікімі сваякамі. Яе настаўнік паказаў ёй грамату, на якой было напісана генеалагічнае дрэва-ўся радаслоўная кіслаты. Паглядзіце на грамату:
Сера---Аксід серы(IV)---Аксід серы(VI)---Серная кіслата---Сульфаты
Азон - кісларод - Вада - Серная кіслата - Сульфаты
Заданне ў сшытку: Ажыццявіць ланцужок пераўтварэнняў па варыянтах (з серай - 1 варыянт, з кіслародам -2 варыянт).
Слава расказвае пра прамысловае атрыманне сернайкислаты
Раздзел 3. «На скрыжаванні дарог»
Ці шмат, ці мала часу прайшло з таго часу, як споўнілася кіслаце 18 гадоў, але толькі захацелася ёй адправіцца ў падарожжа. Захацелася свет паглядзець, сябе паказаць. Доўга ішла яна па дарозе і дайшла да развілкі. На абочыне яна ўбачыла вялікі камень, на якім было напісана: Направа пойдзеш - да кіслот прыйдзеш, Налева пойдзеш - да салей патрапіш, Прама пойдзеш - свой шлях знойдзеш. Задумалася кіслата. Як знайсці правільны шлях? Давайце дапаможам ёй.
Лабараторныя доследы: (у групе з 4-х чалавек.)
1. Распазнаць серную кіслату сярод яе солей з дапамогай магния або цынку.
2. Адрозніць серную кіслату з дапамогай хларыду барыю (якасная рэакцыя на сульфат-іоны).
Раздзел 4. Цяжкі шлях
Доўга ішла кіслата па дарозе. Дзень быў спякотны і яна вырашыла адпачыць і выпіць салодкага гарбаты. Але як толькі яна дакранулася да цукру, то ўбачыла нешта дзіўнае.
Вопыт 3. Драўнянае пілавінне пакласці ў шклянку з канцэнтраванай сернай кіслатой.
Назіраем абвугліванне драўніны.Гэту водааднімаючую ўласцівасць кіслаты выкарыстоўваюць для асушвання газаў. Пры гэтым утвараюцца крысталлагидраты сернай кіслаты. (H2SO4 nH2O) Даведаўшыся пра гэту выдатную ўласцівасць, кіслата зноў пайшла ў дарогу.
Раздзел 5. «Ювелірная крама».
Пад вечар кіслата дайшла да горада. Першае, што яна ўбачыла, была вітрына ювелірнай крамы. Ёй захацелася прымерыць упрыгожванні. Калі яна надзела на свой палец кольцы з медзі і срэбра, яны тут жа растварыліся. Толькі вырабы з золата і плаціны засталіся ў нязменным выглядзе. Чаму?
Раздзел 6. «Кіслата - чараўніца».
Серная кіслата засталася жыць у горадзе і прынесла шмат карысці. Яна шырока выкарыстоўваецца ў народнай гаспадарцы (праца па табліцы падручніка).
1. Вытворчасць мінеральных угнаенняў.
2. Ачыстка нафтапрадуктаў.
3. Сінтэз фарбавальнікаў і лекаў.
4. Вытворчасць кіслот і солей.
5. Сушка газаў.
6. Металургія.