Класс: 7 «б» Датапроведения: 09.02.2023
Тема урока: Почему важны законы.
Цели: формированиепредставлений о важности соблюдения законов.
Задачи
Образовательная:объяснить учащимся, что закон устанавливает порядок в обществе, раскрыть сущностьпонятий «закон», «порядок», «свобода», «справедливость»
Развивающая: способствоватьразвитию умения работать с текстами, выделять главную мысль и вести диалог.
Воспитательная:способствовать формированию уважения к закону, установки на правомерноеповедение.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научиться объяснять значение ключевых понятий, их признаковсформироватьпредставление о функциях закона в обществе;
2. Метапредметные:
· познавательные УУД: развивать умения работы с текстом, осуществлять поиск необходимойинформации, воспринимать текст на слух, анализировать, сравнивать, дополнять иобобщать полученную информацию;
· регулятивные УУД: формировать умение определять наиболее рациональнуюпоследовательность действий по коллективному и индивидуальному выполнениюучебной задачи, формировать умение оценивать свою деятельность и деятельностьодноклассников;
· коммуникативные УУД: развивать умение формулировать и четко выражать свои мысли,слушать других и вступать в диалог, отстаивать собственное мнение.
3. Личностные: формирование у учеников представлений о справедливости,уважения к закону и стойкого законопослушного поведения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийнаяпрезентация, рабочие тетради, учебник, раздаточный материал – тексты, карточки с заданиямидля индивидуальной и групповой работы.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый
Ходурока.
1. Организационныймомент.
Рапортдежурного. Взаимное приветствие.
-Здравствуйте, товарищи кадеты! Я очень рада Вас вновь всех приветствовать науроке! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, а значит наш урок сегодняособенный! Предлагаю начать его по-особенному! Призываю всех гостейприсоединиться к нам и поприветствовать друг друга по-особенному.
Преподавательпроводит приём «Здравствуйте!»
Кадетыпоочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с большихпальцев и говорят:
— ЖЕЛАЮ(соприкасаются большими пальцами)
-УСПЕХА(указательными)
-БОЛЬШОГО (средними)
— ВО ВСЁМ (безымянными)
— И ВЕЗДЕ(мизинцами)
— ЗДРАВСТВУЙТЕ!(прикосновение всей ладонью)
II.Проверка домашнего задания.
Класспредварительно делится на 2 группы. Преподаватель предлагает кадетам избратьспикера группы, при этом не произнося не звука (взглядом, жестами, мимикой).
Приём «Крестики – нолики».На доске рисуется традиционное игровое поле, в каждой клетке которогоразмещается конверт с вопросом. Команды по очереди выбирают конверт, еслиотвечают верно, за эту клетку ставят знак команды – нолик (0) иди крестик (Х).За каждый правильный ответ команда зарабатывает один балл. Если ответ неверный,то в клетке выставляется знак противоположной команды. Если ребята ответят навсе вопросы в одном ряду или по диагонали – баллы команды удваиваются.Побеждает команда первая заполнившая ряд или диагональ (или которая ответит намаксимальное количество вопросов).
Правопервого хода получает команда ответившая первой на контрольный вопрос.«Назовите высший представительный и законодательный орган государства сналичием системы разделения властей» (Парламент).
Вопросы:
1. Мы говорим – наша страна Россия, а также –Российское государство. Означает ли это, что понятия «Страна» и «Государство»тождественны (равны)? Свой ответ обоснуйте.
Страна – это географическое понятие, характеризующее природные условияданной местности (территории); государство – это система органов (способорганизации власти в стране)
2. Назовите формы правления государства и ихосновные признаки.
Монархия – власть передаётся по наследству. Виды: абсолютная,ограниченная: конституционная, парламентская
Республика – главу государства избирает народ. Виды: президентская,парламентская, смешанная
3. Назовите формы государственного(территориального) устройства. Дайте краткую характеристику каждой.
Федерация – состоит из территориальных единиц, обладающих своейКонституцией и органами власти
Унитарноегосударство – состоит из территориальныхединиц, не имеющих своих законов, своей Конституции.
Конфедерация – союз суверенных групп или государств, объединенных общимицелями. В настоящее время нет.
Содружество – (например, Содружество наций – добровольное объединениесуверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшиедомены, колонии и протектораты)
4. Назовите виды политических режимов и дайтеих краткую характеристику.
Тоталитаризм — полный контроль государства над всеми сферами жизни общества;ликвидация прав и свобод; репрессии в отношении оппозиции.
Авторитаризм – высокая степень ограничения политических свобод; концентрациявласти в руках одного лица.
Демократия – источником власти выступает народ; плюрализм, гласность,многопартийность.
5. Назовите не менее пяти признаковгосударства.
1. Государственныйсуверенитет. 2. Единство территории.
3. Аппаратпубличной власти. 4. Сбор налогов.
5. Изданиезаконов. 6. Армия.
7. Единство экономического пространства. 8. Столица.
9. Государственные символы. 10. Государственный язык.
11. Единая денежная система. 12. Внешняя политика.
6. Назовите основные функции государства
— Поддержаниепорядка, основанного на соблюдении общих для всех правил и норм поведения(законов)
— Охранаграниц, поддержание обороноспособности страны
— Социальная,развитие образования, здравоохранения, науки и других, жизненно важных для обществасфер. Помощь социально-незащищённым гражданам.
7. В чем заключается сущность социальнойфункции государства?
— Социальная,развитие образования, здравоохранения, науки и других, жизненно важных дляобщества сфер. Помощь социально-незащищённым гражданам.
8. Что отличает «Граждан» и «подданных»?
Гражданесвязаны с государством через ВЗАИМНЫЕ права и обязанности. Подданные связаны сгосударством через ответственность перед правителем.
9. Что такое суверенитет?
Суверенитет –право государства самостоятельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.
III. Мотивационно-целевойэтап.
— Ребята, посмотритевнимательно на экран и разгадайте ребус. Это и будет темой нашего сегодняшнегоурока. СЛАЙД 2.
Кадеты разгадывают кроссворд иозвучивают тему урока – «Почему важны законы». Записывают тему урока в тетрадь СЛАЙД 3.
Преподаватель организует вводнуюмотивационную беседу.
-Ребята, какие ассоциации вызывает у вас термин «закон»?Назовите их. (Высказывают предположения: правила, порядок, власть, права исвободы, ответственность, наказание и т.д. ) Преподаватель фиксирует на доске
-Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы?(предположительные ответы: в эпоху древнего мира, до нашей эры)
— Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и историиРоссии)?
Предполагаемыеответы кадет: Законы вавилонского царя Хаммурапи, Кодекс византийскогоимператора Юстиниана, Великая хартия вольностей в Англии, «Русская правда»,«Судебник» Ивана Третьего, «Судебник» Ивана Четвертого
— Итак, первые законы появились еще вглубокой древности.
-Предположите, накакие вопросы нам предстоит ответить? (Кадеты высказывают своипредположения, определяя цели урока)
IV. Актуализацияопорных знаний
— На протяжении многихстолетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желаниеостается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правилаповедения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок вобществе.
— Как вы думаете,какой могла бы быть жизнь без законов? Знаете ли вы о периодах в истории, в томчисле и нашей страны, когда влияние законов ослабевало или вовсе почти недействовало?
— Давайтевспомним период истории России начала 17 века, как он назывался (Смута)
Предлагаюосвежить в памяти события, происходящие в этот период в истории нашегогосударства. Откройте учебник на стр. 95 и ознакомьтесь с материалом рубрики«Путешествие в прошлое».
После прочтения текстаорганизуется беседа по прочитанному.
— Что такоеСмута? (это период хаоса, разрухи и беззакония)
— Как этоотразилось на экономике? (упадок хозяйства, запущенные пашни,остановилась торговля)
— Как этоотразилось на политической сфере? (началась жестокая борьба за власть,появились самозванцы, некоторые даже попали на московский престол)
— Как этоотразилось на отношениях России с другими государствами? (на территориюнашего государства вторглись войска иностранных государств, авторитет намеждународной арене упал)
— Как этоотразилось на жизни людей, их быте, отношениях? (люди стали ненавидетьдруг друга, брат пошёл на брата, отмечались случаи людоедства во время голода,на дорогах было очень опасно, так как по стране бродили шайки разбойников.
— И всё это сталовозможным, потому что в Российском государстве перестали соблюдаться законы.Как мы видим это может привести к самым трагическим последствиям. Наша страна вначале 17 века могла потерять свою независимость.
V. Изучение новогоматериала.
— Так что жетакое закон? Давайте обратимся к выставке(в кабинете предварительно организована выставка законов РоссийскойФедерации) и вернёмся к вашим ассоциациями попробуем сформулировать определение.
Используяслова-ассоциации, высказанные кадетами ранее и наводящими вопросамипреподаватель подводит воспитанников к тому, что
Закон – это нормативныйправовой акт, принятый законодательным органом власти, который регулируетнаиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой СЛАЙД 3. Запись в тетрадь.
Вчера, то есть 8февраля в России праздновали День российской науки. кто знает как называетсянаука, изучающая законы, право, правовую систему и применение их на практике.(Юриспруденция)
Предположите, зачем люди создаютзаконы? Строят предположения, выражают собственноемнение
-Чтобы был порядок. — Чтобы установитьединые правила.
-Чтобы наказать виновных -Чтобы закрепить права исвободы человека.
-Чтобы закрепить привилегии.
Пункты плана изучениятемы урока оформляются на доске в виде кластера по мере рассмотрения основныхвопросов в ходе урока.
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
— Давайтесформулируем главный вопрос нашего урок. (Почему важно соблюдатьзаконы)
— Что такое законмы уже определили. Предлагаю определить какие функции Закон выполняет. Одну изних мы уже рассмотрели. Закон помог восстановить в Российском государстве порядок.
НАДОСКЕ КРЕПИТСЯ ФУНКЦИЯ «УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА»
— Остальныефункции вы должны определить в группах самостоятельно, поработав с материалом,который вам представлен.
Организуетсягрупповая работа. Класс предварительно разделен на две группы. Каждая группаполучает задание, ответить на вопросы и сформулировать выводы. (Приложение1)
Заданиедля первой группы
1) Работая с текстомопределите одну из основных функций Законов.
2) Что такоесправедливость?
3) Прочтите текструбрики «Жил на свете человек» на с. 98 учебника, выполните первоезадание рубрики «В классе и дома» на стр.101
В Древнем Китае философыполагали, что законы появились после того, как ослабло действие такогоестественного регулятора поведения людей, как совесть.
Люди поняли, что беззаконов — устанавливаемых государством правил поведения в обществе —невозможно добиться справедливости.
В «Русской Правде» — сборникеправовых норм Древнерусского государства — предусматривались не толькоразличные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себяпострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что«если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которогокупил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».
В «Соборном уложении»1649 г. — сборнике законов царя Алексея Михайловича — сказано, что «суд царя…должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, поправде».
Понятие «право» имеет один корень стакими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многиесчитают, что право – это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия.Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных,норм.
Выводы, к которым пришлапервая группа
— Основная цельсуществования законов – установление справедливости.
— Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на чтоимеет право.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношениямежду людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступокдолжен быть оценен по заслугам.
ЗАПИСЫВАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ТЕТРАДЬ ( СЛАЙД_4_)
— Справедливость помогаетустанавливать добрые отношения между людьми. Каждый человек в глубине душиубежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые- осуждены, наказаны.
— Самый надежный способдобиться справедливости в обществе — с помощью законов.
НАДОСКЕ КРЕПИТСЯ ФУНКЦИЯ «УСТАНОВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ»
(СЛАЙД _5_)Дляпроверки понимания термина ученикам предлагается ряд ситуаций ; они должныоценить, что является справедливым, а что нет и почему:
1)Два ученика выполняли олимпиадные задания по математике. Один решал честно,другой пронес в кабинет телефон и пользовался интернетом. Победу одержал второйученик (несправедливо, ученики оказались в неравных условиях).
2)Ваня – староста класса и главный задира – разбил окно в кабинете. Из страханаказания подговаривает одноклассников дружно списать всю вину на тихогодвоечника Женю. Но учитель решает не верить детям на слово, а посмотреть записис камер наблюдения. Настоящий виновник разоблачен (справедливо, виновникобнаружен и понесет наказание).
3)Ученики плохо ведут себя на уроке, переговариваются, отвлекаются, не выполняютдомашнее задание, обсуждают учителя у него за спиной.
4)Женщина (без проблем со здоровьем, но в возрасте) требует от молодого человека(на костылях, с больной ногой) чтобы он уступил ей место, так как она намногостарше.
Вопрос: Вовсех этих историях есть как минимум две стороны: которая поступает посправедливости, и которая справедливость нарушает. Как думаете, а что нужнобыло, чтобы справедливость восторжествовала. (Ответ воспитанников:кто-то третий, кто посмотрит на ситуацию со стороны и сможет рассудить, ктоправ, кто виноват).
Действительно,зачастую каждая сторона конфликта, включая виновного, считает, что она являетсяправой. Для того, чтобы рассудить людей, т.е. определить, кто же реально прав,необходим кто-то третий, кто сможет посмотреть на ситуацию со стороны. Вслучаях нарушения закона, установленного государством, существует специальныйорган и специальные должностные лица, который выполняют эту функцию. Кто это ичто это? (Ответ учеников: Суд, судьи).
Правильно.Во всех государствах с древнейших времен есть такой орган, как суд, чья задача– восстановление справедливости и торжество закона. Судебную деятельностьосуществляют судьи – люди, которые очень хорошо знают законы, а также самиявляются (в идеале) высокоморальными, честными людьми, пользующимися уважениемв обществе. По законам РФ судьи принимают решения, опираясь не только на закон,но и на свои моральные убеждения.
Вопрос:скажите, а что является символом справедливого суда? (Ответ учеников:древнегреческая богиня Фемида).СЛАЙД __6_)
-Почему Фемиду изображают с мечом, весами и завязанными глазами? (Весы –символ справедливости; меч – символ неотвратимости наказания; повязка – символбеспристрастности; неважно, кто перед судом, он понесет наказание согласносвоему проступку). (СЛАЙД _7__)
Физминутка.Офтальмотренаж (проводит дежурный кадет)
Заданиедля второй группы:
1) Ознакомьтесь с п.3 § 10 учебника (стр.98-101) и определите одну из основных функций Законов.
2) В каких значенияхупотребляется понятие «свобода»
3) Объясните,почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе.
Выводы, к которым пришлавторая группа
1.Одной из основныхфункций Законов является установление границы свободы поведения
2.Свобода — нормальноесостояние человека.
3.Свобода — этовозможность делать то, что не противоречит закону.
4.Свобода имеет границы иограничения.
5.Быть свободным — незначит вольничать.
6.Только справедливыезаконы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе, так как
(На СЛАЙДЕ _8-9___– изображение Бакунина Михаила Александровича и его цитата: «Свобода одногочеловека заканчивается там, где начинается свобода другого»).
Передвами – русский мыслитель и революционер XIXв. Михаил Александрович Бакунин, один из теоретиков АНАРХИЗМА. Знакомо этослово? С чем оно у вас ассоциируется?
Анархизм – этообщественно-политическое течение, идеалом которого является отсутствие любогопринудительного управления и власти человека над человеком. Бакунин и егопоследователи были убеждены, что государство, законы, весь аппарат принуждениялюдей к исполнению закона (в частности, полиция) на самом деле не нужны, и людив состоянии самостоятельно существовать без внешнего влияния на них, опираясьна свою совесть и понимание общечеловеческой справедливости.
Бакунинупринадлежит выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, гденачинается свобода другого».
-Как вы понимаете данное выражение? (Возможный ответ учеников: у каждогочеловека есть свои права и обязанности, и все, кто его окружают, должныотноситься к ним с уважением.)
-Возможно ли установление такого общества, в котором не было бы внешней силыподчинения, законов, но люди по внутреннему убеждению соблюдали бы совместновыработанные правила поведения в обществе? Если да, то почему?
-Может быть, такое общество когда-нибудь и будет построено, но это больше похожена УТОПИЮ (идеальное обществовсеобщей справедливости, существующее лишь в воображении), и если случится,то через много-много лет.
Посути, цель существующего закона (в идеале) – это охранять нашу личную свободу,неприкосновенность, устанавливать рамки дозволенного поведения, защищать нас отлюдей, не соблюдающих закон, считающих возможным посягать на нашу свободу.
VI. Закреплениеизученного материала.
Приём «Ромашка Блума». На доскеизображена ромашка, где лепестки – это 6 типов вопросов. Кадеты выбирают одиниз лепестков и придумывают вопросы по теме для всего класса.
Основные типы вопросов:
1) Простыевопросы. Что? Когда? Где? Как?
2) Уточняющиевопросы. То есть вы говорите, что …? Если я правильно понял, то…?
3) Вопросы-интерпретации. Почему?
4) Творческиевопросы. Что будет, если…?
5) Оценочныевопросы. Какие чувства вызывает…? Как ты относишься к …?
6) Практическиевопросы. Что нужно сделать, чтобы? Как можно применить?
ИЛИ СЛАЙДЫ10-11
Приём «Я знаю, что…». Обучающийся,видя на доске перечень вопросов, начинает игру словами «Я знаю, что…», называядалее вопрос и ответ на него. В случае неверного ответа ход передается кдругому участнику.
— Закон – это …. нормативный правовой акт,принятый законодательным органом власти, который регулирует наиболее важныеобщественные отношения и обладает высшей юридической силой
— Моральное правило, регулирующее отношения между людьми поповоду распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен бытьоценен по заслугам – это… справедливость
— Правильное устройство общества – это … порядок
— возможность делать то, что не противоречит закону – это иесть … свобода
— общественно-политическое течение, идеалом которого являетсяотсутствие любого принудительного управления и власти человека над человеком –это … анархизм
— закон защищает …. граждан от произвола властей
— закон устанавливает … порядок поведения граждан вобществе
— закон регулирует … общественные отношения
— закон карает… тех, кто его нарушает, идутпротив него
— закон помогает … определить границы свободыповедения людей
— закон восстанавливает … нарушенную справедливость
— закон принуждает … некоторых людей отвечать за своипоступки, которые он совершают
— закон обеспечивает … нам спокойную жизнь
— законы важны длякаждого из нас, так как …
— Мы сегодняочень хорошо поработали. Пришло время сделать выводы и ответить наш главныйвопрос урока «Почему важны законы?».
Кадеты обобщают и делаютвыводы.
VII. Подведениеитогов урока. Рефлексия.
Приём «Рюкзак». Преподавательвыдаёт 2 (каждой группе по 1) рюкзака (или изображениерюкзака, на котором можно записать свои мысли), которое передаётся отодного ученика к другому. Тот кому передан рюкзак, должен зафиксировать, что оноставит с собой после урока: знания, эмоции, чувства. Если упражнениепроводится устно и воспитаннику необходимо собраться с мыслями, можно сказать «Пропускаюход».
Предлагаеткадетам оценить собственную деятельность через заполнение оценочной таблицы.
VIII. Домашнеезадание.
— Ребята, ваше домашнее задание будетследующим. Вы будете выступать в роли историков, философов-мыслителей,правоведов, социологов.
Историки: создаютпрезентацию или сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории…»
Философы: пишут письмодевятикласснику Субудаю и рассуждают «Почему важно соблюдать законы».
Правоведы: составляюттерминологический кроссворд.
Социологи: используяматериал учебника и не только, составляют анкету и проводят опрос средиодноклассников, родителей и учителей по теме «Почему нужно соблюдать законы».
Приложение 1.
Задание для первой группы
1) Работая стекстом определите одну из основных функций Законов.
2) Что такоесправедливость?
3) Прочтите текструбрики «Жил на свете человек» на с. 98 учебника, выполните первоезадание рубрики «В классе и дома» на стр.101
В Древнем Китае философы полагали, что законы появились послетого, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, каксовесть.
Люди поняли, что без законов — устанавливаемых государством правилповедения в обществе — невозможно добиться справедливости.
В «Русской Правде» — сборнике правовых норм Древнерусского государства- предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но иправила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости.Например, в ней говорится, что «если кто коня купит… а будет в коне порча, топойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е.деньги)».
В «Соборном уложении» 1649 г. — сборнике законов царя АлексеяМихайловича — сказано, что «суд царя… должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малогочина, по правде».
Понятие«право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость»,«правда». Недаром многие считают, что право – это воплощение добра,справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементыразличных, в том числе и моральных, норм.
Задание для второй группы:
1) Ознакомьтесь с п.3 § 10 учебника (стр.98-101) и определите одну из основных функций Законов.
2) В каких значенияхупотребляется понятие «свобода»
3) Объясните,почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе.
Приложение№2.
СИТУАЦИИ.
1группа.
Ученика10 класса Олега подозревают в хищении денег и сотовых телефонов из школьногогардероба.
Вшколе была выпущена стенгазета «Позор нарушителям закона», куда поместили егофото и в каждом классе был обсужден и осужден поступок Олега.
(Длярешения ситуации используйте Статью 49, часть 1)
Задания:
-прочитайтеситуацию; обсудите ситуацию в группе;
-спомощью Конституции РФ определите, какие права Олега были нарушены?
2группа.
ДесятилетнийПаша сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, чтоего стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующемномере журнала Паша увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он,а какая-то неизвестная девочка.
(Длярешения ситуации используйте Статью 44, часть 1)
Задания:
-прочитайтеситуацию; обсудите ситуацию в группе;
-спомощью Конституции РФ определите, какие права Паши были нарушены?
3группа.
СергейНиколаевич взял в долг у Василия Ивановича крупную сумму денег, но не смогвовремя вернуть.
ТогдаВасилий Иванович потребовал у Сергея Николаевича ключи от его квартиры, выгналдолжника на улицу и стал жить в его квартире.
(Длярешения ситуации используйте Статью 35, часть 1 и 3)
Задания:
-прочитайтеситуацию; обсудите ситуацию в группе;
-спомощью Конституции РФ определите, какие права Сергея Николаевича былинарушены?
Приложение№ 3.
СИТУАЦИЯ
Жили-былидва соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавшийпожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право битьчеловека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободнораспоряжаться своими кулаками».
Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?
Ответ: Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашегокулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказалхулигана.
Почемуон так ответил?
Ответ: каждыйимеет право на личную неприкосновенность. (Статья 22)
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
![]() |
|
![]() |
