Муниципальное бюджетноеучреждение дополнительного образования
Дом детской культуры(искусств) «Радуга»
Разработка занятия объединения
«Школа аниматоров»
Темазанятия:
«Актерскийтренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»
Возраст детей: 10-15 лет
Автор-составитель:
Каменская Евгения Дмитриевна,
педагог дополнительногообразования
г.о.г. Выкса, 2023г.
Используемая программа:
· 1- годичная дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Школааниматоров»
(составительпедагог дополнительного образования Каменская Е.Д.)
· Характеристика группы: обучающиеся 10-15 лет.
Материалы и оборудование:
· Стулья, поднос, игрушки, карточки разныхцветов. Музыкальная аппаратура.
· Форма занятия – групповая
Темазанятия:
«Актерскийтренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»
Методы организации занятия:
· Словесный
· Наглядный
· Метод игры
Способы отслеживания результативности:
ü Наблюдение,
ü итоговый контроль
Цель занятия: развитиетворческого компонента личности посредством психофизических упражнений
Задачи:
Образовательная:
ü познакомитьс основными теоретическими понятиями по теме «Актерский тренинг» и их значением в практической работе
Развивающая:
ü сформироватьспособности к импровизации;
ü развитьумения анализировать и синтезировать свои ощущения;
ü развитьречевой аппарат;
ü развитьпластические возможности тела;
ü развитьумения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
ü сформироватьнавыки КТД.
Ожидаемыйрезультат: избавить воспитанников от комплексов,научить не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.
Методыобучения: использование личностно-ориентированныхтехнологий с элементами игровых технологий.
Ходзанятия
Организационный ( 3 мин.)
1. Обучающиеся входят в зал.
2. Приветствие.
3. Сообщение темы занятия, его цели.
Дляначала давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие«Комплимент»
Цель: установление контакта;создание положительного настроя на занятие.
Прошустать всех в круг, взяться за руки, и по часовой стрелке делать комплиментыдруг другу.
Теманашего занятия: «Актерский тренинг — неотъемлемый компонент творческого саморазвитияличности».
Подготовительныйэтап. (37 мин.)
Сегодня наше занятие будет несколько необычным иодновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся снеотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы сочень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции,желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?
Ответы обучающихся
В этом нам помогут разобраться психофизическиеупражнения, как? Сейчас мы узнаем это.
Во-первых, упражнения по психофизическому тренингу(обучению) помогут нам: освободиться от мышечных напряжений (от так называемых«зажимов»), так как телесное напряжение будет мешать нам будоражить наши эмоциии воображение.
Во-вторых, активная психофизика немыслима безупражнений на внимание (на «здесь и сейчас»), переключение внимания,привлечение внимания к себе и т.д., которые будут полезны в партнерской работеи т. д.
В-третьих, упражнения помогут разбудить воображение ифантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняютсходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.
И наконец, в четвертых, собственно общение ивзаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики,движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
А теперь перейдем к психогимнастике.
Цель: освобождение от мышечныхзажимов
Упражнение«Чемодан»
Прошу всех стать прямо, поднимать руки вверх, поднятьголову, смотреть на свои руки. Затем подняться на носочки, сильно тянуться, какбудто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягите всё тело.Держитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь. Зафиксируйтесостояние расслабленного тела (повторяем упражнение 3-5 раз)
Следующее упражнение на активизацию воображения иобразного представления.
«Покоманде «3-15»
Упражнение выполняем сидя в кругу. Я буду показыватьвам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух.Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именностолько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если яподнимаю руку и показываю четыре пальца, то, как можно быстрее должны встатьчетверо из вас. Сесть вы сможете только после того, как я опущу руку(и)».
(Иногда группе требуется до тридцати повторений,прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти).
Упражнение«Морской узел»
Упражнение выполняем стоя в кругу.
Давайте встанем поближе друг к другу, образуем болеетесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде всеодновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждогоиз нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки стеми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три.
Итак, все руки соединены попарно, теперь я предлагаюучастникам группы «распутаться», не разнимая рук.
Обучающиеся пробуют выполнить задание
(Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
1. Все участники группы окажутся в одном кругу (приэтом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное,чтобы все последовательно образовали круг).
2. Участники группы образуют два или большенезависимых круга.
3. Участники группы образуют круги, которые соединеныдруг с другом, как звенья в цепочке).
Вопрос педагога:
«Что нам помогало справиться с поставленной задачей?»
«Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстреесправиться с поставленной задачей?»
Обучающиеся отвечают
Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данногорода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартногомышления необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, таки в коллективной работе.
Переходимк технике речи
Цель: развитие голоса – силы,высоты, благозвучности, подвижности, тона в сочетании с ритмическими движениямитела.
Давно доказана связь между развитием движений иформированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи сритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженностьи скованность.
Упражнение«Говорим и показываем»
Сейчас будем читать любимые вами стихи, используяпластический рисунок (на каждую строчку стихотворения свое движение). Дляначала разучим пластический рисунок на примере первого четверостишья известногостихотворение М. Лермонтова «Парус». Пластический рисунок для второго итретьего четверостишье можно предложить для освоения самостоятельной работы
Белеет парус одинокой (движения ног: вперед-назад,движения рук: верх-вниз)
В тумане моря голубом!.. (движения ног: вперед-назад,движения рук: поочередно в стороны –поочередно вниз)
Что ищет он в стране далекой? (движения ног:вперед-назад, движения рук: вперед ладонями вверх-вверх-в стороны-вниз)
Что кинул он в краю родном?.. ? (движения ног:вперед-назад, движения рук: в стороны- вверх — вперед ладонями вверх-вниз)
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
«Сломанныйвелосипед»
Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делаяруками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С…;
Упражнение«Столяр»
Изобразите,что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!…;
Упражнение«Косари»
Покажите,как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!…;
Упражнение«Золушка»
Натритепол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!
Атеперь перейдем к нашему любимому упражнению-игре
«Скульпторыи скульптуры»
Давайте поделимся на группу скульпторов и группускульптур. Скульпторы «лепят» скульптуры: меняют им позы, жесты. При этом онидолжны заботиться, чтобы «скульптура» не сломалась. Эта игра воспитываетчувство ответственности за партнера по игре, заботы о нем, и заставляет ребенкаобратить внимание на возможности пластической выразительности.
Что такое рефлексия?
Ответы обучающихся
Цели: развитие чувственнойосновы; организация обратной связи; развитие самооценки
Ответьте мне, в каких эмоциональных состояниях выприбывали в разных упражнениях, играх?
Что необычного увидели в логике, действиях, пластикепартнеров?
Как бы вы оценили своё состояние после занятия попятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, топоднимите руку и покажите 5 пальцев; если состояние хорошее — 4 пальца; есличто-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.?
Идем дальше. Я сейчас буду называть серию слов, накоторые необходимо реагировать сходу – импровизационно. Однослово — одно движение.
(Морозно, дымно, жажда, шум самолета, сырость,аллергия, мокрая одежда, яркий свет, тишина, грязно, темнота, озноб, шаги,теплый душ, колючий свитер, тесная обувь, длинное платье, прыжок )
-Здорово! Много неожиданного можно узнать о себе, еслиповерить себе и не мудрствовать!
Заключительный этап –( 5мин)
-Огромное спасибо, мои талантливые юные артисты! Мыс вами сегодня сталисвидетелями самых невероятных приключений и возможностей. Ведь это такинтересно, но в то же время очень непросто! Сколько внимания потребовалось, ксебе, к партнеру, сколько физических и душевных сил нам понадобилось…Я благодарювас за вашу открытость и искренность, не теряйте их никогда!
Что нового вы сегодня узнали на нашем уроке? Чтопонравилось? Что напугало? Что оказалось трудно выполнимым?
Ответы обучающихся
На этом я хочу закончить наше занятие. Спасибо, доскорых встреч!
Выход воспитанников из зала.