X-PDF

Развитие билингвальной коммуникативной компетентности у детей на уроках иностранного языка в условиях ФГОС

Поделиться статьей

Развитие билингвальной коммуникативнойкомпетентности у детей на уроках иностранного языка в условиях ФГОС

 

Глобальныеизменения в политической, экономической, культурной и других сферах обществаоказывают существенное влияние на развитие образования. В качестве основнойзадачи современной школы провозглашается – воспитание компетентной личности,способной разрешать возникающие жизненные и профессиональные проблемы,управлять своей собственной жизнью. Выпускник современной школы должен бытьготов к полноценной творческой деятельности в современном информационномобществе, а это значит, что он должен обладать не только определенным объемомзнаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную итрудовую деятельность. Также он должен обладать современными ценностями, бытьготовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своейстраны, так и на международном уровне.

В современном миреобразование в развитых и ориентированных на успешное развитие государствах неможет ограничиваться поверхностным знанием какого-либо языка, и только родного.Это происходит хотя бы потому, что политическое, экономическое взаимодействиетребует активной межнациональной, межэтнической коммуникации. Сегодня знаниеиностранного языка является в общемировом пространстве необходимым условием дляосуществления учебной и профессиональной деятельности, неформального общения икультурного развития.

Традиционно,исторически  сложилась ситуация, при которой в мире языком общения сталанглийский. Изучение английского языка как первого иностранного наблюдаетсяпрактически во всех развитых странах не только Европы, но и мира. Однако, какпоказывает опыт зарубежных систем образования ограничение только однимдополнительным языком не достаточно, поэтому в образовательных учрежденияхвводятся второй, третий и т.п. языки. Билингвизм как социально-коммуникативныйи педагогический процесс подразумевает овладение иностранным языком и егопрактическое использование в качестве: интеллектуального ресурса,обеспечивающего доступ к знаниям, инструмента социально-информационного обмена,интегрирующей среды мультикультурного сообщества.

Цель современногообразования соотносится с формированием ключевых компетенций. Компетенция определяетсякак «способность делать что-либо хорошо или эффективно». Компетентность– владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей еголичностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция включаетсовокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметови процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности поотношению к ним.

Одной из ключевыхкомпетентностей является коммуникативная компетентность. Она обеспечиваетуспешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать целиустной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлятьи отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основепризнания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям другихлюдей. Коммуникативная компетентность ориентирует обучаемого, прежде всего напрактическое применение знаний, умений и навыков в ходе его социальноговзаимодействия с обществом, коллективом, партнерами, семьёй. Коммуникативнаякомпетентность требует овладение всеми видами речевой деятельности, основамикультуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка вразличных сферах и ситуациях общения.

Проблемаформирования коммуникативной компетенции особенно актуальна в школе, посколькуотвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте иявляется условием успешного развития личности школьников. Основной из задачсовременной школы является подготовка учащихся к взаимодействию сполилингвальным и поликультурным миром.

Иностранный языкдолжен с самого начала занять в деятельности место средства общения, а неотвлеченного предмета, и только тогда выученные слова и фразы будут реальноиспользоваться в живом общении. Система билингвального образования – этопараллельное обучение в единой концепции двум разным языкам, двум разнымкультурам. Под билингвальным образованием понимают освоение учащимися образцови ценностей мировой культуры средствами родного и иностранного языков, когдаиностранный язык выступает в качестве способа постижения мира, специальныхзнаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран инародов а также личностный рост обучаемых, развитие целостной личности, еевзаимосвязанных компонентов: мотивационного, волевого, эмоционального,гностического и др.

Необходимо такжеотметить, что усвоение знаний ребенком происходит эффективнее, если оно реализуетсяпосредством деятельности. В условиях билингвального образования основными средствами формирования коммуникативной компетенции являются диалог, проектнаядеятельность учащихся, обработка и анализ информации; групповая работа; устные иписьменные доклады.

Во-вторых, игра итренинги. Коммуникативные игры приближают процесс активизации лексико-грамматическогоматериала к условиям реального общения и способствуют повышению мотивации иактивности учащихся, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, чтоспособствует овладению обучающимися навыками общения с помощью изучаемыхязыков. Коммуникативные игры создают благоприятный эмоциональный фон, снимаютязыковой барьер, способствуют развитию учебной мотивации и повышению интереса кпредмету.

Коммуникативнаякомпетентность может быть сформирована разными средствами: вербальные средствакоммуникации (письменная и устная речь, слушание и чтение) и невербальные –визуальные (передача информации посредством невербальных средств общения:жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и др.).

При формированиикоммуникативной компетенции (системы требований) необходимо пристальноевнимание уделить таким компонентам как: владение лексикой, развитость устнойречи (в том числе четкость, правильность), развитость письменной речи, умениесоблюдать этику и этикет общения, владение коммуникативными тактиками, владениекоммуникативными стратегиями, знание личностных особенностей и типичных проблемлюдей, с которыми предстоит общаться, умение анализировать внешние сигналы(телодвижения, мимика, интонации), неконфликтогенность, уверенность, владениенавыками активного слушания, владение ораторским искусством, актерскиеспособности, умение организовывать и вести переговоры и деловые встречи, умениепроникнуться интересами другого человека и пр.

При билингвальномобучении применяются такие принципы обучения  как конкретность и наглядность,упрощение и уплотнение материала, повторение материала разными способами,эффектификация усвоения языка, создание положительной атмосферы, использованиеповторяющихся элементов урока, применение различных педагогических приемов,насыщенная подача материала. Именно этот подход позволяет осуществитькоммуникативно- ориентированное обучение иностранному языку как средствумеждународного общения в тесной взаимосвязи с интенсивным использованием егокак элемента познания мировой культуры, познания духовного наследия стран испособа достижения межкультурного понимания.

Таким образом, науроках иностранного языка выполняются следующие задачи:

развиваются уменияи навыки чтения, письма, говорения и аудирования на английском языке;

формируются условияпозволяющие совершенствовать умения самостоятельно ставить цели и задачи;

применяютсяметодические приемы, позволяющие расширить словарный запас.

Средства, которыеиспользуется в  школе для повышения уровня билингвальной подготовленностивыпускника — это федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования; дидактический материал; учебные планы и программы; учебникии учебные пособия; ТСО; интернет и компьютерные классы; практические задания; возможностисамой дисциплины и потенциал преподавателей в сфере двуязычного обучения и др.

Формированиебилингвальной коммуникативной компетенции происходит успешно, если модельреализуется на фоне комплекса педагогических условий: 1) создания положительноймотивации к изучению иностранного языка и к коммуникативной деятельности; 2)создание билингвальной образовательной среды; 3) создание межпредметной иметапредметной интеграции; 4) использование интерактивных методов обучения.

В настоящее времяпроблема формирования положительной мотивации к изучению немецкого языка исвязи ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новымизнаниями, умениями, навыками коммуникации является актуальной. Решить этизадачи помогает применение разнообразных форм проведения занятий.

На начальных этапахобучения второму иностранному языку, большое значение уделяется созданиюположительной мотивации, как к изучению иностранного языка, так и ккоммуникативной деятельности: учащимся предлагаются разнообразные задания, гдеучащиеся могут раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, организовываетсяэмоционально-позитивная групповая работа, ролевые игры, изучаются песни, стихи.предлагаются подготовить устные высказывания на привычные темы: Семья, Друзья,Домашние питомцы и т.д. Можно дополнять выступления применением наглядногоматериала – фотографий, рисунков или предметов. В 5-6 классах можно такжедобавить небольшой письменный доклад как дополнение к устному докладу сиспользованием иллюстраций, сделанных ребёнком. Нужно также учить детейзадавать вопросы докладчику. Ребенка нужно похвалить публично за еговыступление, а об ошибках сказать приватно.

В средней школе , в7-8 классах,устные доклады должны иметь тематику не личной направленности, аобщей. На этом этапе ученики, как правило, могут пользоваться Интернетом, ноони ещё не умеют выбрать тот материал, который соответствует их возрастномууровню. Поэтому задача учителя – помочь учащемуся выбрать необходимый материал.

Учебный материалсредней школы содержит задания, способствующие развитию устных и письменныхкомпетентностей. Примеры данных заданий:  Составить предложения, используя данныеслова. Написать письмооткрытку другу. Посмотреть на картинку и составитькраткий рассказ. Встречаются следующие формулировки упражнений: найти значениеслова с помощью словаря, найти информацию о данном человеке, событии с помощьюэнциклопедии и т.д. При работе с текстом можно выделить такие задания, какчастично пересказать текст, изложить письменно его краткое содержание илиподготовить устный доклад по проблеме, изложенной в тексте, разыграть диалоги.

В старших классахследует обратить внимание на выполнение проектов и выполнение письменных заданий.Знание и практика подготовки презентационных материалов крайне необходимы вбольшинстве современных профессий. И если в школе  платой за грамотнонаписанное эссе может быть хорошая оценка, то за профессионально подготовленнуюи умелую презентацию платой может быть продвижение по службе или повышениезарплаты. Когда вы занимаете ответственную должность, от вас могут потребоватьнаписать различные финансовые предложения, аргументировано обосновать своюточку зрения на новый проект или текущие деловые операции, предоставитьписьменные отчеты о финансовых затратах, различную техническую документацию, неговоря уже о ежедневных письмах, докладных и пояснительных записках и т.п. Большойопорой при написании эссе являются знания по грамматике и владение лексикой.Для запоминания грамматики дети заводят папку, содержащую схемы и правила техили иных грамматических явлений. Они могут пользоваться данным материалом придальнейшем выполнении заданий и повторении пройденного материала.

Чтобыуроки проходили эмоционально, вызывали интерес у школьников, задания не должныбыть однотипными. Необходимо часто менять виды работы, обязательно перемежатьих с динамическими паузами, играми с элементами движения, так как дети быстроустают. Но при всем при этом нужно стараться, чтобы каждый элемент урокаприменялся для решения его общей задачи или задач, чтобы движения или игра нестановились самоцелью. Хочется рассмотреть некоторые методики, которыеприменяются на уроках второго иностранного языка для развития коммуникативнойкомпетенции.

Очень интересноиспользуется на практике так называемый Rtickendiktat — метод обучения языку, вкотором участвуют двое; два ученика сидят друг к другу спиной, у каждого один итот же текст, но у одного пропущена одна часть предложений, а у другого -другая. Сидя в таком положении, они должны продиктовать друг другу свои частипредложения и записать пропущенные, соответственно, так, чтобы получилсясвязный текст. В таком случае происходит восприятие на слух и тренировкафонетических навыков.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Ещё один оченьинтересный метод заключается в том, что в другом конце аудитории или за еёприделами на стене будет висеть текст, например, сказка. Задание заключается втом, чтобы ученики переписали эту сказку на своих местах, т. е. они будутходить к тексту, запоминать часть предложений, приходить в класс и записыватьэти предложения, таким образом, развивается зрительная память, к тому же этоупражнение может быть использовано в качестве физкультминутки. Выполняя этозадание, учеников охватывает дух соревнования. Они стараются быстрее записатьзаданный текст.

Ни для кого несекрет, что во время игры язык запоминается лучше, непроизвольно. Возможно,исходя из этого принципа, именно поэтому на уроках часто играют в различныезанимательные игры. Например, ролевая игра. У каждого участника своя роль, имя,история и цель, которую в процессе коммуникации он должен будет достичь. Дляполучения необходимой информации нужно общаться на немецком языке. Поначалу этосложно, но чем больше участники говорят, тем легче продолжать общение ипонимать то, что происходило вокруг.

Неподвижные игры. Игра  “Ассоциации”. Учитель пишет на доске словона изучаемую тему. Первый ученик называет слово, которое ассоциируется у него сзаданным. Второй называет ассоциацию к слову первого ученика и так далее. Когдакаждый назовет свое слово, учитель записывает последнее слово рядом с первым ипросит учащихся составить предложения, используя оба слова в одном предложении.

Например:

Учитель: das Haustier

Ученик 1: die Katze

Ученик 2: die Milch

Ученик 3: das Essen

Ученик 4: schmakhaft

Ученик 5: die Schokolade

В результате надоске 2 слова: das Haustierdie Schokolade. Учащиесясоставляют предложения с этими словами. Например: Mein Haustier mag die Schokolade nicht. Эту игруможно использовать, начиная со среднего этапа обучения. Она очень хорошоподходит в качестве речевой зарядки.

Подвижные игры. Учащиеся стоят в кругу. Каждый учащийся держит в руках карточку сизображением животного (или с буквами алфавита или с цифрами, карточки могутбыть любыми в зависимости от изучаемой темы). Учитель называет два слова.Учащиеся, у которых на карточках изображены эти cлова, должны поменяться местами. Затем учитель называет следующую пару слови так далее.

К грамматическимиграм можно отнести такие игры как игры-загадки, игры по цепочке,игры-пантомимы, подвижные игры, настольные игры, игры с картами, игры-домино.

Такие игры способствуютактивизации внимания обучающихся, развитию их памяти и мышления, более быстромувыходу в речь грамматических и лексических единиц.
 
“Was habe ich falsch gemacht?”

Цель игры:  Perfekt слабых глаголов.                                                                                             Проведение игры: Kinder, spielt nachdem Muster!

Muster: Olga:Ich habe die Regel gemalt.                                                                                     Nina: Nein, du hast die Regel gelernt. Undich habe eine Übung gespielt.

Орфографическиеигры The Comb

Класс делится на 2команды. На доске пишется слово для каждой команды. Представители команд поочереди подбегают к доске и пишут слова по вертикали, начинающиеся с букв,составляющих по горизонтали. Слова не должны повторяться.

Фонетическиеигры

Цели: -тренироватьв произнесении английских звуков; учить громко и отчетливо читать стихотворениe

1.“Lehrer ´Schüler

Учащиеся работают впарах. Один из них – «учитель», другой «ученик». «учитель» называет звук, а «ученик» слово с этим звуком.

Ещё одна интереснаяформа проведения занятий – прогулка, экскурсия по школе или осмотр класса свыполнением заданий. Учащиеся  получают карту с заданиями, которые должнывыполнить. Задания очень разнотипные: -выяснить факты из жизни своиходноклассников или учителей, — сосчитать окна в коридоре на 2 этаже, — отметитьвсе предметы, которые находятся в кабинете. Это требует концентрации внимания испособствует запоминанию лексического материала.

В заключениихочется сказать, что любой учитель, заинтересованный в более качественном образовании,найдет и время, и ресурсы, которые помогут развивать коммуникативнуюкомпетентность учеников в любых условиях. Как сказал Аристотель: «Сделайтетрудное привычным, привычное станет легким, а легкое – приятным». Такимобразом, учителя школы решают одну из самых сложных задач школ билингвальногообучения — повышение качества коммуникативной компетентности будущихвыпускников школ.

 

Список использованной литературы

  1. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов [Текст] / Л.А.Корнилова; отв. ред. В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. — С. 40-43.
  2. Мильруд, Р.П. и др. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. // Иностранные языки в школе.– 2000. – №4.- С. 19-14. 
  3. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. – 226 с.
  4. Иванова Н. В. Формирование у будущих педагогов дошкольного образования коммуникативной компетенции в условиях диалога культур и многоязычия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 28. – С. 31–38. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770679.htm.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-formy-obucheniya-na-yazykovyh-kursah-daad

Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет