Быстрота – способность человека выполнять действия за минимальный промежуток времени.
Как известно, быстрота является врожденным качеством. Поэтому говорят, что спринтером рождаются, а не становятся. Но в то же время, если уделять большое внимание развитию этого качества, в том числе и в наиболее благоприятный момент, можно добиться определенных успехов в данной области.
У детей 7-11 лет имеются наиболее благоприятные возможности для воспитания скорости движений, особенно увеличения частоты движений и темпа бега.
В 12-15 лет увеличение скорости происходит главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.
Скорость, как физическое качество, обычно разделяют на следующие составляющие:
1. Латентный период двигательной реакции, т.е. время реакции на определенный сигнал.
2. Частота движения.
3. Скорость одиночного движения.
Сумма всех этих скоростей и дает определенный результат в соревновательных видах легкой атлетики.
Латентный период двигательной реакции слабо поддается тренировке, но все-таки можно добиться определенных результатов, уделяя этому вопросу достаточное время.
Особое значение двигательная реакция на сигнал имеет в спринтерском беге, при выполнении старта. Средняя величина латентного периода у обычных людей составляет 0,3-0,4 сек., а у спринтеров высокой квалификации – 0,12-0,2 сек.
При тренировке двигательной реакции применяются следующие средства:
1. Упражнения на внимание.
2. Подвижные игры на внимание с изменением структуры движения или направления движения на определенный сигнал.
3. Старты из различных положений по сигналу.
4. Бег с высокого старта по сигналу.
5. Бег с низкого старта по сигналу.
6. Работа на тренажере, в котором электронный хронометр запускается от выстрела пистолета, а останавливается спортсменом, нажатием ногами педалей. Сравнивая результаты хронометража, можно определить успешность реакции.
Тренировка в совершенствовании двигательной реакции не должна быть длительной, т.к. это связано с большой психологической нагрузкой. Число повторений не должно превышать 10-15 раз. Целесообразно эти упражнения выполнять сериями. В серии 2-3 повторения с интервалом отдыха 1-2 минуты. Между сериями отдых должен составлять 5-6 минут.
Частота движения (шага) больше всего влияет на результат в циклических видах легкой атлетики: ходьбе и беге.
Для развития частоты шага применяются следующие средства:
1. Выполнение беговых движений руками стоя на месте. Движения выполнять как можно чаще в течение 8-10 секунд.
2. И.П. – упор, стоя у гимнастической стенки. Бег с высоким подниманием бедра с максимальной частотой шага, 8-10 секунд.
3. Бег на месте с максимальной частотой шага 8-10 секунд.
4. Бег с горы с уклоном 2-4 градуса с акцентом на частоту шагов
(40-60 м.).
5. Бег с помощью тянущего устройства вперед с максимальной частотой движений.
6. Бег с ускорением в максимальном темпе с максимальной частотой шага.
Методика проведения данных средств основана на облегчении условий выполнения упражнений (расчленение целостного действия или с помощью других условий).
Самая большая частота шага у мужчин зафиксирована у канадского спринтера Б. Джонсона, и равна 5,55 шага в секунду. У женщин – 4,86 шага в секунду (Р. Штехер – ГДР). Частота шага у студентов ЧГИФК 2 – 3 шага в секунду.
Скорость одиночного движения, прежде всего,влияет на результат в метаниях и прыжках, т.к. результат в метаниях зависит от начальной скорости вылета снаряда, а в прыжках — от начальной скорости вылета тела. В беге эта составляющая скорости влияет на время выполнения одного шага.
Скорость одиночного движения в метаниях совершенствуется методом использования облегченных снарядов, в прыжках некоторым снижением места отталкивания по отношению к дорожке разбега или используются прыжки в глубину с дальнейшим отталкиванием.
Скорость одиночного движения в беге совершенствуется методом целостного упражнения, т.е. в выполнении пробежек в тренировке.
При воспитании данной разновидности скорости применяется повторный метод тренировки. Применяется повторный бег от 30 до 100 метров в максимальном темпе. Упражнения, как правило, выполняются сериями, по 3-4 повторения в серии. Между повторениями интервал отдыха составляет 1-2 минуты. Отдых имеет обычно активный характер – ходьбу от места финиша до места старта.
Между сериями отдых должен составлять 4-5 минут. Между сериями отдых пассивный, или в него включают упражнения на расслабление, имитационные упражнения для совершенствования техники бега, либо массаж. Всего выполняется 2-3 серии упражнений.
Выполнение бега на максимальной скорости в течение продолжительного времени приводит к установлению динамического стереотипа в технике бега, поэтому образуется скоростной барьер у занимающихся.
Для устранения этого явления и профилактики его появления применяют нестандартные формы тренировки:
1. Бег за лидером.
2. Бег по дорожке с уклоном 2-3 градуса вниз с переходом на горизонтальную прямую. Длина горки и прямой должна составлять 40-50 метров. Наибольшие сдвиги в этом методе происходят в момент перехода горы на горизонталь. Методика выполнения данного средства та же, что и на горизонтальной дорожке.
3. Бег при помощи буксирующего устройства вперед. Скорость, придаваемая буксирующим устройством, не должна превышать 0,3 км./час максимальной скорости бегуна.
4. Бег на самодвижущейся дорожке, где скорость движения ленты изменяется. Посредством постепенного увеличения скорости хода ленты задается скорость бега спортсмену. При этом скорость ленты не должна быть больше 0,3 км./час максимальной скорости, которую может развить бегун. Бег в ускоренном темпе должен продолжаться не более 5 секунд. Количество повторений – 8-12 раз.
Методика выполнения данных упражнений та же, как и на горизонтальной дорожке.