РЕСПУБЛИКА САХА(ЯКУТИЯ)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» Г. ПОКРОВСК
МБОУ «ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 СУГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМ И.М. ЯКОВЛЕВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
РАЗВИТИЕИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БЛОК — ФЛЕЙТЕ
ДЛЯ 1 КЛАССА ОУ
в рамках реализации проекта «Музыка для всех»
автор-составитель: Слепцова Алена Николаевна учитель музыки
первой квалификационнойкатегории
Якутск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА………………………………………………. 3
2. ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ ………………………………………………………
2.1 Методические рекомендации по организации работы …………………. 7
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 20
4. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 22
5. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 2013 году вреспублике стартовал новый проект «Музыка для всех», созданный по инициативепервого президента РС (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. Основная идеяпроекта — признание роли музыкального образования в качестве эффективногоинструмента, влияющего на духовное и нравственного развитие подрастающегопоколения. Направление этого проекта — приобщение всех без исключения детей кактивной, творческой музыкальной деятельности, где музыка рассматривается внеразрывной связи с жизнью самого ребенка
С 2014 г наша школаявляется пилотной площадкой по реализации проекта «Музыка для всех». Основнаяидея проекта «Музыка для всех» основана на признании роли музыкальногообразования в качестве эффективного инструмента, влияющего на духовное,интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения. Даннаяметодическая разработка ориентирована на запросы по реализации проекта «Музыкадля всех» и направлена на повышение уровня культуры учащихся школы, наформирование интереса современных детей к музыкальному наследию, предоставлениевозможности прикоснуться к мировой музыкальной культуре.
В основе программ помузыке Российских школ лежит концепция Д.Б. Кабалевского, именно в этойпрограмме заложены основы фундаментальных знаний, способствующие развитию,созданию новых направлений, методик и форм на последующих этапах музыкальногообучения. Темы, взятые за основу в программе Д.Б. Кабалевского, дают широкийпростор для учителей, предполагают созданию авторских программ, прекрасноподходят к требованиям нового ФГОС. В настоящее время разработаны и успешновнедрены иные учебные программы: Э.Б.
Абдуллина, О.П. Апраксиной, Ю.Б. Алиева,Е.Д. Критской. Отбор музыкального материала якутской народной ипрофессиональной музыки осуществлен с участием кандидата искусствоведения,доцента Высшей школы музыки Якутии Л. В. Варламовой.
Созданная в 2014 годуновая программа по музыке является основой для осуществления эксперимента всистеме общего музыкального образования в контексте реализации национальногопроекта Якутии «Музыка для всех» и разработана в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования.
Работа вобщеобразовательной школе в настоящее время требует от учителя музыкиформирования иных профессиональных навыков – это работа с большой аудиторией,навыков хорового дирижирования, вокальная подготовка, владение музыкальныминструментом.
При неоднородностинашего современного общества, где заметно выделились более и менее обеспеченныесемьи, именно в государственном образовательном учреждении должна быть предоставленаравная возможность как можно большему количеству детей реализовать своитворческие способности. И самым удобным и доступным инструментом для реализацииданной проблемы стал инструмент блок-флейта. Флейта прекрасный инструмент длямузицирования в раннем возрасте, это один из музыкальных инструментов, спомощью которого можно заинтересовать, увлечь музыкой детей в раннем возрасте,а самое главное помочь им понять и полюбить музыку, чтобы она “широко раскрылаи подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить своювоспитательную и познавательную роль” Д.Б. Кабалевский[78, 321].
Одна из привилегий блок- флейты, что этот инструмент можно везде носить с собой, что дает возможностьребенку сделать музыку неотъемлемой частью его жизни, прост и доступен в игре.Нам, учителям, пришлось вместе с детьми осваивать игру на инструменте, у многихиз нас нет специальной музыкальной подготовки. В настоящее время блок — флейтазаняла важное место в системе музыкального образования нашей школы.
На уроках музыки реализуетсяуникальная возможность развития личности:
а) индивидуальный,
б) групповой,
в) коллективный,
г) предпрофессиональный.
На уроке сочетаются двеважные функции. Во-первых, дается возможность совсем еще юным музыкантам проявитьсебя, выступая на лучших концертных площадках города и в концертном залесобственной школы. Во-вторых, зарождает у публики интерес к классическоймузыке, подготавливает ее к большому искусству с детских лет, воспитываетдуховную потребность в классической музыке.
По экспериментальнойпрограмме уроки музыки в начальных классах проводятся 3 ч в неделю. Даннаяпрограмма по учебному предмету «Музыка» создает базу для развития трех основныхвидов музыкальной деятельности:
— слушание музыки;
— хоровое пение;
— музицирование.
Актуальность проекта: актуальность методическойрекомендации состоит в том, что каждый педагог может переосмыслить свойнакопленный педагогический опыт и найти подход к обучающимся младшимшкольникам на музыкальных занятиях. Научить детей глубже понимать языкмузыки, слушать и исполнять музыкальные произведения, чтобы она сталадоступной, близкой им и понятной.
Объект исследования: Процессразвития исполнительских навыков на музыкальных занятиях.
Предмет исследования: Цикл музыкальных занятий с использованием блок -флейты у детей младшего школьного возраста.
Цельисследования: Составить систему музыкальных занятий с использованием блок- флейты.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать педагогическую и методическуюлитературу по проблеме;
2. разработать цикл музыкальных занятий для игры на блокфлейте;
3. учитывать индивидуальный подход к каждому ученику в классе;
Методы исследования: в соответствии с намеченной цельюи задачами исследования нами были применены следующие методы: теоретические-анализ литературы, обобщение, сравнение.
Методологической основойметодической разработки являются следующие труды авторов : в области теориии методики музыкального образования Абдуллина Э.Б., Николаевой Е.В., в областипсихологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, в области музыкальной психологииБ.М. Теплова, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, в области рекомендации к урокаммузыки А.В. Абдуллина, Е.П. Красовской, Е.В. Николаевой, Б.Р. Иофис, А. В. Варламовой, в области музыкального материала Пушечникова И., Платонова Н., Должикова Ю. Отбор музыкального материала якутской народной и профессиональноймузыки осуществлена с участием кандидата искусствоведения, доцента Высшей школымузыки Якутии Л. В.
Варламовой.
База исследования: МуниципальноеБюджетное Образовательное Учреждение «Покровская Средняя Общеобразовательнаяшкола №1 с углубленным изучением отдельных предметов им И.М. Яковлева»,Хангаласского улуса Республика Саха (Якутия), младшие школьники 1класс.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Методические рекомендации по организацииработы
Методическая рекомендация, по организации музыкальногозанятия опирается на авторскую работу Д.Б. Кабалевского, Абдуллина Э.Б.,Николаевой Е.В., Безбородова Л. А., Дьяченко Ю. И.
По инициативе первогопрезидента Республики Саха (Якутия)
Михаилом Ефимовичем Николаевым вреспублике стартовал новый проект «Музыка для всех». Основной идеей проекта — является, признание роли музыкального образования в качестве эффективногоинструмента, влияющего на духовное и нравственного развитие подрастающегопоколения. Направление этого проекта — приобщение всех без исключения детей кактивной, творческой музыкальной деятельности, где музыка рассматривается внеразрывной связи с жизнью самого ребенка
В работе с младшимишкольниками мы используем авторскую работу по блок — флейте Абдуллина Э. Б.,Николаевой Е. В., Иофис Б. Р.,
Варламовой А. В, Ю. Должникова, И.Пушечникова, Б. Хинтермейер. Музыкальный материал опирается на якутскую народнуюи профессиональную музыку подобранную Л. В. Варламовой. Преподаватель долженследовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность,доступность, наглядность в освоении материала. Процесс обучения долженпротекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, егофизических данных. Педагог должен постоянно контролировать уровень развитиямузыкальных способностей своих учеников.
Дети начинаютзаниматься на блок — флейте в возрасте 6 — 7 лет, когда организм ребенка еще слаби не сформирован, имеет не окрепшую мышечнуюсистему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись кпервым занятиям ребенка на флейте.
Развитие дыхания приигре на блок — флейте способствует вентиляции легких, гипервентиляции мозга.Благодаря этим занятиям дети реже болеют. Значительно стимулируется работа подругим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольноговнимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ кумственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Очень важно не забыватьглавное правило, о котором писал швейцарский флейтист Петер-Лукас Граф:«Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте,Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло,руки)». Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, ещене являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только врезультате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединитьсяв единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппаратявляется инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможнополноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, неразвивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.
Первый год обучения игры на флейте
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности,знакомство с программой занятий, инструментом, его устройством, правилами уходаза ним.
2. Постановка дыхания. Основные принципы исполнительского дыхания наблок — флейте, типы дыхания. различные упражнения для развития груда-брюшногодыхания, игра длинных звуков, кантиленных пьес, гамм и этюдов.
3. Изучение аппликатуры. Аппликатура на блок — флейте, освоениерациональной постановки рук, головы и губного аппарата (амбушюра).
4. Освоение исполнения основных штрихов, основы артикуляции, методыисполнения различных штрихов.
5. Работа над произведениями. Простые пьесы, чтение с листа, разборнотных знаков и обозначений, игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом, различные упражнениядля разыгрывания, атаки и техники пальцев.
7. Основа музыкальной грамоты, знакомство метроритмическимиструктурами, размерами, игра различных произведений.
8. Ансамбль, работа над интонацией, игра в ансамбле с различнымиинструментами.
9. Репетиции, участие в концертах и конкурсах. Навыки выступлений насцене.
10. Исполнение наизусть 1 произведение игра сольно, так и саккомпанементом. Музыкальная грамота и расположение нот на инструменте 1 годобучения.
Основные виды деятельности
• исполнительская (концерты);
• конкурсная (с участием школ города, района);
• просветительская (знакомство учащихся школ города с творческими коллективами).
Структура проведения занятия
Не спешу давать в руки инструмент, дляначала осваиваем музыкальный алфавит. Названия нот, как правило, детизапоминают достаточно легко, стараюсь произносить их как можно легче, используюизвестные детские стишки на эту тему.
С До – воробышкагнездо D Ре— деревья во дворе
E Ми –котенка покорми
F Фа– в лесу кричит сова
G Соль –играет детвора
A Ля –запела вся земля
B Си –поем мы для того
Чтобы вновь к C До
Но не всегда этого бывает достаточно. Для ребенка это, все же,абракадабра. Здесь использую на уроке мультимедийные технические средства. Наодном из первых занятий мы непременно смотрим мультфильм о нотах -замечательный «ДО-РЕ-МИ» режиссера Р. Страутмане с веселыми песенками А.Раскатова, исполненными О. Ануфриевым (ТО «Экран», СССР 1986 г.). Этотмультфильм всегда имеет неизменный успех у ребятишек, более того, онипересматривают его вновь и вновь дома, разбирая на цитаты. Главный герой этогомультфильма Бычок становится нашим «гидом» в мир музыки.
Помимо этого используюиллюстрированный раздаточный материал, привожу практические примеры, применяюметод показа.
Практикую творческие задания. Например, мыизучаем скрипичный ключ, в том числе учимся его писать. Раздаю ученикамрисунок-схему, на его основе своеобразные нотные «прописи». Учимся писать вклассе. Домашнее задание – придумать «свой собственный» скрипичный ключ,подумать, на что или на кого он похож. Подобные нестандартные творческие заданияочень стимулируют интерес к занятиям.
Когда детьми усвоена логикамузыкального мышления, и они ознакомлены с базовыми теоретическими понятиями,можно приступать к практическим занятиям с инструментом.
Основная работа этого периода направленана формирование правильной постановки и исполнительского аппарата. Также большое внимание уделяю формированию у учащегося навыка чтения нот слиста. С первых занятий мы смотрим на ноту, называем ее.
Необходимо отметить, что учащиесяочень по-разному воспринимают предлагаемый материал, прежде всего, в силу своихиндивидуальных особенностей.
Двигательный аппарат – этосистема соответствующих двигательных органов человека, оснащеннаяисполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкальногосознания.
Исполнительская установка состоит из следующихкомпонентов:
• Музыкальное мышление.
• Слуховые и двигательные ощущения.
• Двигательный аппарат.
• Дыхание.
• Работа губ.
• Артикуляция языка.
• Координация пальцев.
Ознакомить учащихся с особенностямиигры на блок — флейте, правилами хранения и санитарии инструмента, техникойбезопасности обращения с музыкальным инструментом.
Объяснить, что тело исполнителя -такой же важный инструмент, как и блок — флейта. Именно оно определяетправильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр — всевместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.
ü Положение корпуса
Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильногофункционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределенравномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать подособым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию.Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструментеможно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.
Правильное положение корпуса — самоеважное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основойправильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.
Для того чтобы плечи, руки и дыханиеоставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:
• Ногидолжны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немноговпереди.
• Взгляд должен быть устремлен перед собой.
• Голова свободно балансирует на позвоночнике.
• Шея свободна.
• Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.
ü Дыхание
Постановка дыхания – важнейший элемент впрактике исполнительства на духовых инструментах. От его качественнойпостановки зависит не только качество звука и владения инструментом, но и общеефизическое состояние организма. Неправильно поставленное дыхание может нанестивред здоровью. (см. Ю. Должиков «Техника дыхания флейтиста»).
К концу первого года обученияучащийся способен исполнять музыкальные фразы, протяженностью до 10 секунд наодном дыхании.
Упражнение на дыхание:
— выбороптимального дыхания: сначала средне, потом попробуйте слабее, посильнее.
— «Взять дыханиеи попробуйте продержать ноту, насколько хватит воздуха.
Следить, чтобы звук был как можно более ровный».
Правило.
1. Перед началомвдоха необходимо напрячь мышцы брюшного пресса.
2. Осуществитьполный вдох.
3. Задержатьдыхание.
4. Произвестизвукоизвлечение (атаку).
Обращать внимание какой рукой берут блок -флейту и как преподносят к губам.
ü Извлечение звука
Рекомендуется проводить занятия,стоя перед зеркалом для визуального контроля. Образование звука происходит отдвижения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста. Звук зависит от направленияструи, ее скорости, объема и формы. Вдувание воздуха в инструмент должно бытьспокойным и сдержанным, без форсирования и передувания. Упражнение«продолжительные звуки» — базовое упражнение всех флейтистов от первого допоследнего дня игры на инструменте. Упражнение должно исполняться качественнымзвуком, постепенно увеличивается его продолжительность: от 4-5 секунд на первыхуроках, до 10 секунд Красивый звук — это звук без излишнего шипа и постороннихпризвуков, полный и яркий, как человеческий голос. ü Атака
Главным органом артикуляции при игрена блок — флейте является язык. (извлечение звука на инструменте с помощьюатаки, на слог “ту, тю, та” – работать язычком).
Знакомство с нотой «СИ» упражненияна развитие техники . Нотка «си» находится в середине нотного стана и легчезапомнить и находить. Именно нота «си» легка для исполнения, с нее начинаетсянаше первая игра на блокфлейте. (ОК).
нота «си» 1-й октавы
Упражнение 1
Для ноты «си» используем русскую народнуюпесню «Андрейворобей…» https://youtu.be/vajwRRKCSNU
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок, Не тупи носок! Пригодится носок Клеватьколосок!
нота« ля» 1-й октавы Ниже ноты си — нота ля.
Упражнение 2
Для ноты «си», «ля» используем русскуюнародную песню «Сорока, сорока…» — Сорока, сорока!
Где была?
— Далѐко! Кашу варила,
Деточек кормила
На порог скакала —
Гостей созывала
Гости услыхали ,
Быть обещали.
нота «соль» 1-ой октавы
Соль –закрываются три дырочкилевой рукой. Закрываются все дырочки блок — флейты, которые можно закрыть левойрукой.
Все остальные дырочки мы будем закрывать правой.
Упражнение 3
Для ноты «си», «ля», «соль» используем якутскую народнуюпесню «Таба» (Олень).
1. Хаар, хаархаачыргыыр,
Халлааным халынна,
Тап-тап табыйан,
Табакам, айаннаа.
2. Мах-махманха5ар,
Баай кыраай манньыата,
Кып-кып кылба5ар
Кыраhам к8муhэ!…
Занятия воспринимается как модель,которую можно по-разному изменять, уделяя какому-то виду деятельности назанятии больше или меньше времени в зависимости от уровня восприятия, в силусвоих индивидуальных особенностей детей младших школьников.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Познавательная деятельность: учебное занятие, проведение бесед омузыке; репетиция; посещение концертов и спектаклей.
2. Творческая деятельность: концертные выступления; участие вконкурсах.
3. Работа с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей;индивидуальные беседы педагога с родителями; родительские собрания.
Схема построения занятия всегдаварьируется. Ребенок активно участвует в учебном процессе, развивает своетворческое мышление, старается достигнуть хорошего результата.
На протяжении первого года обученияпостепенно развивается амбушюр, что позволяет расширять рабочий диапазонученика. В данном случае важен индивидуальный подход. С одними учащимисяцелесообразно начать расширять диапазон вверх, с другими — вниз. К концу первогогода обучения примерный рабочий диапазон учащегося имеет следующие границы: от«си» первой октавы до «до» .
Данный навык необходим каждомумузыканту для плодотворных самостоятельных занятий дома. Учебный процесспостроен таким образом, что учащийся получает от преподавателя новые знания,новый материал и отрабатывает дома самостоятельно. С первых уроков необходимонастроить ученика на самостоятельную работу, научить при выполнении домашнихзаданий, контролировать свою игру.
Как правило, дети судовольствием работают с фонограммами и на радость родителям устраиваютдомашние сольные концерты
Ожидаемые результаты по итогам 1 года обучения
Учащийся должен:
— применять знания о правильном положении корпуса и позиции рук вигре;
— применять знания основ музыкальной грамоты (ноты в пределах си-до 1 октавы, длительностей нот(целая, половинная), пауз, динамические оттенки(форте — f, пиано — p ));
— распределять дыхание при игре на духовом инструменте;
— понимать особенности извлечения интонационно-устойчивого
звука на блок — флейте;
— применять в практической деятельности знание аппликатуры дляизвлечения звуков блок — флейте в пределах трѐх верхних игровых отверстий;
— уметь слышать друг друга в процессе коллективного
инструментального музицирования;
— исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
— петь свою партию с названиями звуков;
— бережно относиться к музыкальным инструментам;
— применять знания основ безопасности при игре на музыкальныхинструментах;
— справляться с концертным волнением, уметь настроится, подготовиться к открытому выступлению;
— оценивать свое выступление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе нами быларассмотрена актуальность методической рекомендации, цикла и процесса исполнительских навыков у детей младших школьников на музыкальных занятиях сиспользованием блок — флейты.
Ребенок младшего школьноговозраста на протяжении первого года обучения постепенно развивается амбушюр,что позволяет расширять рабочий диапазон ученика. В данном случае важениндивидуальный подход. С одними учащимися целесообразно начать расширятьдиапазон вверх, с другими — вниз. К концу первого года обучения примерныйрабочий диапазон учащегося имеет следующие границы: от «си» первой октавы до«до».
Данный навык приобретенный намузыкальных занятиях младший школьник самостоятельно может плодотворно заниматься дома. Учебный цикл построен таким образом, что учащийся получает отпреподавателя новые знания, новый материал и отрабатывает дома самостоятельно.
Как правило, дети судовольствием работают с фонограммами и на радость родителям устраиваютдомашние сольные концерты
Музыкальное образование – этоуникальное средство для духовного, нравственного, умственного развития детей истановления их как личности. Музыка помогает не только развлечь, но и увлечь,не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и приниматьлучшее, что создано в музыкальном искусстве. При помощи музыки мы развиваеминдивидуальные способности, чувство эмоционального восприятия не только музыки,но и окружающего мира. Она воспитывает музыкальную культуру, как часть всейдуховной культуры человека, упорство в достижении цели, уважительное отношениек коллективу.
Таким образом,методическая рекомендация раскрыла эффективность использования блок — флейты намузыкальных занятиях, и что каждый педагог может найти подход, учитыватьиндивидуальность каждого ученика, используя региональный компонент.
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азбука начинающего флейтиста, составитель И. Пушечников.Педагогическое пособие для начального обучения; — издательство«Музыка», -Москва, 1999г.- 56с.
2. Лѐгкие этюды для флейты. Ягудин Ю. — М., 1968
3. Методическая рекомендация к урокам музыки в 1 классе. авт.сост.:Абдуллин Э. Б., Красовская Е.П., Николаева Е. В., Иофис Б. Р., Варламова А. В.- Якутск: Бичик, 2016г.
4. Методическая рекомендация к урокам музыки в 1-4 классах. Допущено Министерствомобразования и науки Республики Саха (Якутия) авт.-сост.: Абдуллин Э. Б.,Красовская Е.П., Николаева Е. В., Иофис Б. Р., Варламова А. В. — Якутск: Бичик,2019г.
5. Музыкальное образование в современном культурном пространстве:Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическойконференции «Д.Б. Кабале вский – композитор, учѐный, педагог» (5-6 декабря – г.Пермь, 11-12 декабря 2014 года – г. Москва). М., 2015- 321с.
6. Музыкальный словарь в рассказах. Михеева Л., — М.: Советскийкомпозитор, 1986г.
7. Музыкальное образование: Методолога — методическая подготовкаучителя музыки. Программы дисциплин по специальности 030700- Музыкальноеобразование: Для педагогических университетов и институтов. –М.: Флинта, 2000.– 200с. [54-55] с.-(Знать, уметь)
8. Музыка xx века. Энциклопедический словарь. АвторАкопян Левон, издатель «Практика»— 2014г.
9. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.Пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Д.К. Кирнарская,
Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. –М.:
Издательский центр «Академия», 2003.- 368с., [15] с.- (Методология)
10. «Проблемы регионального музыкального образования в рамках проекта«Музыка для всех» Ларионова Александра Германовна, кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры начального образования Педагогического института СВФУ им.М.К. Аммосова
11. Педагогические размышления. ДмитрийБорисович Кабале вский.
Избранные статьи и доклады. М., 1886.
12. «Проверка: 20 базовых упражнений для флейты» Пе тер Лукас
Граф (англ. Check-Up. 20 Basic Studiesfor flutists), «Поющая флейта» (англ. The Singing Flute)
13. Региональная программа учебного предмета «Музыка» 1-4 классы вконтексте проекта «Музыка для всех».- Москва- Якутск:
«Издательство Ритм»2015г.
14. Теория и методика музыкального воспитания : учебное пособие :
[16+] / И. Ю. Дьяченко ; Тюменский государственныйуниверситет. –
Тюмень : Тюменский государственныйуниверситет, 2014. – 92с. : ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572204 – Библиогр.: с. 81 — 83.– ISBN 978-5-400-01013-2. – Текст : электронный.
15. Словарь иностранных музыкальных терминов. Крунтяева Т.,Молокова Н., — издатель «Музыка» 2013г.
16. Словарь музыкальных терминов. Ю. Юцевич – Киев:Музыкальная Украина, 1988.
17. Уроки музыки в школе/ Л. Рымарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.-237с., [1]с.-(Здравствуй, школа!).
18. Хрестоматия к региональной программе учебного предмета «Музыка».2 класс/ Министерство образования Республика Саха (Якутия), кафедра ЮНЕСКО«Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Моск. пед. гос.университете; авт.-сост.: Абдуллин Э. Б., Красовская Е.П., Николаева Е. В.,Иофис Б. Р., Варламова А. В. — Москва- Якутск: «Издательство Ритм» 2015г.
19. Хрестоматия к экспериментальной программе по учебному предмету«Музыка» в контексте проекта «Музыка для всех». Первый класс. – Москва –Якутск: Изд-во АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификацииим. С. Н. Донского- II», 2014. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Иофис Б. Р.,Варламова А. В
20. Хоровой словарь. Романовский Николай Вениаминович – М.:
Музыка, 2005.-230стр.
21. Хрестоматия для блокфлейты. — М.: Современная музыка, 1998.
22. Хрестоматия для флейты. 1-2 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков.
— М., 1976.
23. Хрестоматиядля флейты. 3-4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков.
— М., 1982.
24. Школаигры на флейте Платонов П. / Ред. Ю. Должиков. — М.:
Музыка, 2008.
25. Школаигры на блок-флейте, редактор Пушечников И., Е. Орехова, лит. редактор В.Мудьюгина, художник И. Смирнов, худ. редактор. А. Головкина, техническийредактор О. Путилина, издательство
«Музыка»,127051, Москва, ИБ №4948,
26. Frithjof_Krepp_-_Blockfloteten-Star-Blockfloteten lernen mit CD-
Der große Blockflötenstar: Брошюра Blockflöte lernen- 1 января 2009 г. —
Немецкое издание Фритьоф Крепп ( автор)
27.Barbara_Hintermeier_-_Hexentanz_und_Zauberk-Барбара
Хинтермайер (р. 1957) Hexentanz и Zauberkünste 34фантазийных блока
28. Flöte spielen macht Spass! — KaraokeCD — 20 Lieder (Играть на флейте весело! — Караоке CD — 20 песен)- Немецкоеиздание
29. Блокфлейта, Без музыкалки, Самоучитель для сачков, Гулынина И.https://obuchalka.org/20200420120460/blokfleita-bez-muzikalkisamouchitel-dlya-sachkov-gulinina-i.html
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Мониторингпсихолого-педагогического сопровождения проекта «Музыка для всех» вэкспериментальных классах.
Анкетирование детей
|
Первый год обучения/22 уч-ся |
второй год обучения /26 уч-ся |
Нравится ли тебе урок музыки? • Да • Нет • Не знаю |
2 1 1 — |
23 1 2 |
Как повлияли занятия музыкой на твою учебу в школе? • Стал лучше учиться • Стал хуже учиться • Затрудняюсь ответить |
18 — 5 |
22 1 3 |
Помогает ли тебе музыка развивать твои личные качества, как усидчивость, терпение, внимательность, умение слушать собеседника? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
15 2 5 |
Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 20 — 6 |
Есть ли у тебя любимое музыкальное произведение? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
20 — 2 |
20 2 4 |
Что больше всего любишь на уроках музыки? • Петь хором • Слушать музыку • Думать под музыку • Двигаться под музыку • Играть на музыкальных инструментах • Изучать нотную грамоту • Петь сольно • Другое |
6 4 1 2 12 2 2 1 |
5 3 2 1 14 2 1 — |
На каком инструменте научился играть на уроках музыки? |
Блок-флейта |
Блокфлейта |
Нравиться ли тебе играть на них? • Да • Нет |
22 — |
26 — |
Нравится ли тебе выступать на сцене? • Да, очень • Нет • Затрудняюсь ответить • Другое
|
21 — 1 — |
25 1 — — |
Какие личные качества развились в тебе благодаря музыке: • Усидчивость • Внимание • Память • Терпение • Воля |
5 19 20 6 1 — |
6 14 9 5 1 1 |
другие |
|
|
Анкетирование родителей
|
Первый год обучения /22 род. |
Второй год обучения /26 род. |
Считаете ли Вы нужными занятия Вашего ребенка музыкой? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
21 1 — |
25 — 1 |
Считаете ли Вы, что в школе созданы все условия для занятий музыкой для Вашего ребенка? • Согласен • Затрудняюсь ответить • Не согласен • Другое |
15 7 — — |
24 2 — — |
Считаете ли Вы, что занятия музыкой помогают Вашему ребенку осваивать учебную программу? • Согласен • Затрудняюсь ответить • Не согласен • Другое |
18 3 1 — |
19 3 — 4 |
Как Вы считаете, занятия музыкой |
|
|
положительно влияют на учебу Вашего ребенка? • Согласен • Затрудняюсь ответить • Не согласен • Другое |
19 2 1 — |
23 3 — — |
Повлияли ли занятия музыкой на развитие таких качеств как общительность, коммуникабельность, умение организовать себя? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
17 1 4 |
24 — 2 |
Повлияли ли занятия музыкой положительно на эмоциональное состояние ребенка? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
19 1 2 |
25 — 1 |
Какие занятия Ваш ребенок посещает с большим интересом: • Хор • Коллективное музицирование • Теорию музыки • Другое |
7 10 1 6 |
8 15 2 1 |
Нравятся ли Вашему ребенку занятия музыкой? Да Нет |
20 — |
25 1 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
— |
Занимаясь музыкой, Ваш ребенок стал лучше учиться? • Совершенно согласен • Согласен • Затрудняюсь ответить • Не согласен • Другое |
19 — 3 — — |
2 20 3 — 1 |
Влияют ли занятия музыкой на успеваемость Вашего ребенка в общеобразовательной школе? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
18 1 3 |
19 1 6 |
Создаете ли вы дома условия, чтобы ребенок слушал классическую музыку? • Да • Нет • Затрудняюсь ответить |
13 5 4 |
10 10 6 |
В чем помогает Вашему ребенку занятия музыкой? • Дисциплинированности • Организованности • Рациональному распределению личного времени • Творческому развитию • Коммуникативности • Другие качества/Все |
10 5 —
7 — — |
9 9 — 19 1 1 |
ДОСТИЖЕНИЯ за 2015-2016уч.год
2 «б» – победителив номинации «Коллективное музицирование» II Республиканского смотра реализациипроекта «Музыка для всех»
/Сертификат на приобретение муз. Инструментов в 2016 г.
Якутск 10 декабря 2015 г;
2 «б» — Гран при I Республиканских игр юных исполнителейклассической и национальной музыки «Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии» среди дошкольников и младших школьников.
Якутск 17 февраля 2016г .
ДОСТИЖЕНИЯ за 2016-2017уч.год
III улусный смотр реализации проекта «Музыка для всех» /
Покровск октябрь 2016 г;
3 «б» –Лауреат 1 степени 2 «а» – Дипломант 2 степени
2 «в» — Лауреат 2 степени
2 «б» – Дипломант 3 степени
3 «б» – Дипломант II степени улусногоконкурса видеоработ «Калейдоскоп талантов» посвященный Году дополнительногообразования в Хангаласскийулусе.
Покровск декабрь 2016 г.
3 «б» Ансамбль флейтистов «Вдохновение» — Гран при IIРеспубликанских игр юных исполнителей классической и национальной музыки«Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии» среди дошкольников и младшихшкольников. /Якутск Февраль 2017 г.
2 «а» Хор класса – Дипломант IIIстепени регионального конкурса детских хоровых коллективов. Якутск 20 февраля 2017 г.
3 «б» Ансамбль флейтистов«Вдохновение» – Лауреат III степени республиканского конкурса юных талантов «Комус дор5оон»
Покровск /Булгунняхтах 25 марта 2017 г.
2 «в»Ансамбль «Колокольчики» — Дипломант II степени республиканского конкурса юныхталантов «Комус дор5оон» Покровск / Булгунняхтах 25 марта 2017г.
2 «в» Ансамбль «Колокольчики» — ЛауреатIII степени I открытого межнационального республиканского фестиваля«Наследники Великой победы». Якутск 29-30 апреля 2017г.
3 «б» Ансамбль флейтистов «Вдохновение»- Постановка музыкальной сказки «Королевство музыки» .
IVулусный смотр реализации проекта «Музыка для всех» Покровск ноябрь 2017
4 «б» класс – Лауреат Iстепени
2 «б» класс — Лауреат II степени
3 «а» класс- Дипломант I степени
3 «в» класс — ДипломантII степени
2 «а» класс — Дипломант III степени
3 «б» класс – победитель в номинации «Музыка для души»
ДОСТИЖЕНИЯ за 2018-2019уч.год
Гран — ПриIII Республиканских игр юных исполнителей классической и национальной музыки«Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии» среди дошкольников и младшихшкольников. /Якутск 10 февраля 2018 г.
Диплом IIстепени Республиканского конкурса юных талантов «Комус дор5оон» / Булгунняхтах24 марта 2018
V Открытыйсмотр реализации проекта «Музыка для всех» / Покровск ноябрь 2018
4 «а» класс – Лауреат Iстепени
3 «а» класс — Лауреат IIстепени
3 «б» класс- Лауреат III степени
4 «б» класс — Дипломант I степени
4 «в» класс — ДипломантII степени
Ансамбль«Остров сокровищ» — Лауреат II степени IV Республиканских игр юных исполнителейклассической и национальной музыки «Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии»среди дошкольников и младших школьников. /Якутск февраля 2019 г.
Ансамбль «Остров сокровищ» Лауреат II степени
VIIреспубликанского конкурса-фестиваля «ПЕРВЫЕ ШАГИ» в рамках VII международногоконкурса – фестиваля «Бриллиантовые нотки» . / Покровск март 2019 г.
Ансамбльблок-флейтистов «Вдохновение» — Дипломант I степени VII республиканскогоконкурса-фестиваля «ПЕРВЫЕ ШАГИ» в рамках VII международного конкурса –фестиваля «Бриллиантовые нотки». /Покровск март 2019 г.
ДОСТИЖЕНИЯ 2019-2020уч.год
Ансамбль«Остров сокровищ» 3б IV Республиканские игры юных исполнителей классической инациональной музыки «Алыптаах дор5оон. Чарующие звуки Якутии» Лауреат IIстепени.
Ансамбль «Остров сокровищ» 3б VII республиканский конкурс-фестиваль «Первые шаги» врамках VII Международного конкурса- фестиваля «Бриллиантовые нотки» / лауреатII степени.
Творческий проект«Школьная филармония» 3-4 классы XI
Республиканскийконкурс юных талантов «Комус дор5оон» лауреат I степени.
ДОСТИЖЕНИЯ за 2020– 2021уч.год
• Кузмин Альберт 1 «б» класс «Зимняя песня -2020год» пореализации «Музыка для всех» МБОУ БСОШ им С.П. Ефремова; МБОУ ДО «Намская ДШИим З.П. Винокурова» Лауреат 3 степени
• Быганова Нарыйаана 1 «б» класс «Зимняя песня -2020год»по реализации «Музыка для всех» МБОУ БСОШ им С.П. Ефремова лауреат 2 степени;Всероссийский онлайн-фестиваль искусств и творчества «ARTСЕВЕРА- Зима талантов»Диплом 3 степени
• Шевелева Айыына, Гаврильева Милена 1 «б» класс «Зимняяпесня 2020год» по реализации «Музыка для всех» МБОУ БСОШ им С.П. ЕфремоваДиплом 2 степени ; МБОУ ДО «Намская ДШИ им З.П. Винокурова» Лауреат 1степени, Приз зрительских симпатий
• Соломонова Виолетта, Гермогенова Коралина, Миронова Нина«Зимняя песня -2020год» по реализации «Музыка для всех» Диплом 1 степени; МБОУБСОШ им С.П. Ефремова МБОУ ДО «Намская ДШИ им З.П. Винокурова» Лауреат 2степени
• Емельянов Миша1 «б» класс «Зимняя песня -2020год» пореализации «Музыка для всех» МБОУ БСОШ им С.П. Ефремова Лауреат 1 степени;Открытый вокальный конкурс «Ярче Всех» Вокальный видео конкурс «Зимняя сказка»Окружной центр г. Якутск Культурооздоровительный центр «Пульс» Лауреат 1степени; МБОУ ДО «Намская ДШИ им З.П. Винокурова» Лауреат 2 степени
• Коллектив 3 «Б» класса солисты Даша Пахомова, ВасяСергеев, Кирилл Черней 3 «Б» класс Республиканский онлайн песенный конкурс «Поютебе отечество» Лауреат 2 степени; Республиканский заочный конкурспатриотической песни «Главная песня о Родине» в рамках проекта «Музыка длявсех» Лауреат 1 степени;
• Коллектив 4 «Б» класса Республиканский онлайн песенныйконкурс «Пою тебе отечество» Дипломант 2 степени
• Коллектив 3 «а» класса 3 «а» класс Республиканский онлайнпесенный конкурс «Пою тебе отечество» Дипломант.