X-PDF

Развитие креативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятиях изобразительной деятельностью.

Поделиться статьей

 

Развитиекреативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятияхизобразительной деятельностью.

КостиковаЛюбовь Александровна

Воспитатель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка структурноеподразделение  реализующее общеобразовательные программы дошкольногообразования

c. Хворостянка, ул. Парковая1

89371724014

lybov.85@inbox.ru

 

Детство– пора удивительная и уникальная. По мнению множества педагогов и специалистовпо психологии, как раз в детском возрасте происходит закладка базовой культурыличности человека. На современном рубеже одной из более весомых и актуальныхзадач в системе воспитания и образования в дошкольных организациях являетсяформирование и развитие творческой личности. Одним из основных направленийразвития ребенка является художественно – эстетическое, в которое входитобразовательная часть «Художественное творчество».  Это направление включает всебя как развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности, так иприобщение ребят к искусству. Учитывая особенности развития и специфическиеобразовательные потребности каждой категории ребят, педагоги используют  вобразовательном процессе формы и методы работы, соответствующие психолого-возрастными индивидуальным особенностям дошкольников. Наше образовательное учреждениепосещают ребята с нарушениями речи, ЗПР. Построение образовательного процессадолжно строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированногона интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуациюего развития.[3] Педагоги поддерживают положительные, доброжелательные отношения ребят друг к другу; поощряют инициативу и самостоятельность ребят влюбом виде деятельности. В результате ребята приобретают уверенность,становятся раскрепощенными в творчестве. Ведь жизнь в эпоху научно-техническогопрогресса становится все разнообразнее и сложнее, а это требует от человека нешаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации иадаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем.

Маленький ребенок, особенно с ограниченнымивозможностями здоровья, не обладает возможностью выразить в полной мере своиощущения и чувства словами. речью ребенка становится рисунок. Поэтому важнопредоставить ему свободу действий, богатый выбор изобразительных материалов имногообразие художественных техник.

Вработе с ребятами среднего и старшего дошкольного возраста с ОВЗ мы используем различные формы организации изобразительной работы ребят:

·       непосредственнообразовательную деятельность (в соответствии с комплексно-тематическимпланированием);

·       индивидуальнуюработу (проводится с ребятами, слабо усвоившими материал, и с детьми,проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности);

·       самостоятельнуюхудожественную деятельность ребят (дидактические игры, рассматриваниеальбомов,  работа в творческой мастерской с возможностью самостоятельноговыбора художественного материала);

·       взаимодействиес семьями воспитанников. Проводим консультации, собрания, семинары-практикумы,мастер-классы, организовываем их участие в художественных выставках. Устраиваемэкскурсии в музеи, образовательные прогулки. Очень важным в нашей работеявляются совместные с родителями домашние задания эстетической направленности,например, коллекционирование игрушек. Используем современные информационныетехнологии для проведения виртуальных экскурсий и посещений музеев.

·       досуги развлечения художественно-творческой направленности.

Чем насыщеннее по содержанию жизнь ребят, тем большийотклик она приносит в их творчество.

Знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисованияосуществляется поэтапно. На первом этапе ребятам сообщается информация о том,как называется данный вид техники, материал, и как им надо пользоваться,(информационно – рецептивный метод). Репродуктивный метод используется навтором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционныхтехниках, но и упражняется в использовании всевозможных материалов во времяобразовательной деятельности с различной тематикой. Частично-поисковый и исследовательскийметоды применяются на третьем этапе, когда образовательная деятельностьтворческой тематики обеспечивает ребятам возможность включиться в поисковуюдеятельность, самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои замыслы наоснове полученных знаний. Тематика деятельности разнообразна: «Мое любимоедерево», «Зимняя сказка». Закономерно, что при выборе методов и приемовучитываются возрастные и индивидуальные особенности ребят.[1]

В своей работе мы используем следующие нетрадиционныетехники рисования:

·       Рисованиесвечой (воском);

·       Оттискпробкой, поролоном, сырым картофелем, смятой бумагой;

·       Кляксография;

·       Набрызг и рисование зубной щеткой;

·       Рисованиеладошками, пальчиками, ватными палочками;

·       Граттаж;

·       Рисованиесолью и песком;

·       Раздуваниекрасок с помощью соломинок;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

·       Рисованиеточками «Пуантилизм»;

·       Монотипия;

·       Рисованиепо мокрой бумаге;

·       Витраж.

Демонстрируя новый материал, педагог предлагает ребятамв течении некоторого времени рассмотреть работы различной тематики, выполненныев данной технике.[2] Это прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка,подводит к пониманию  того, что при использовании именно этой техникидостигается выразительность образов. Показ способов изображения осуществляетсятолько при знакомстве с наиболее трудными техниками. Например, «граттаж»сначала знакомим дошкольников с возможностью использования нетрадиционныхтехник, для выполнения отдельных изображений, так для выполнения фонов длярисунков (например, «монотипия», «набрызг»). В самостоятельной художественнойдеятельности ребята чаще сочетают традиционные техники рисования снетрадиционными, которые они используют как одно из средств выразительности. Во время проведения образовательной деятельности с использованиемнетрадиционных техник рисования педагог удовлетворяет потребность ребят вкоммуникации, позволяет ребятам общаться друг с другом, обмениватьсявпечатлениями, так как радость от содержательного общения способствуетобогащению их опыта, развитию творческих замыслов.

         Порезультатам итого мониторинга можно сделать вывод:

·       повысиласьдинамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;

·       тематикадетских рисунков стала наиболее разнообразной;

·       работыребят стали отличаться оригинальностью и выразительностью;

·       ребятазнают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствуето повышенном интересе к данному виду деятельности;

уребят сформировались такие черты творческой личности,  как целеустремленность,инициативность и самостоятельность.

В нашей совместной творческой деятельности нет слабыхи сильных, умелых и неумелых, талантливых и одаренных – все мы, как можем,увлеченные самим процессом творчества, лепим, играем, рисуем и помогаем другдругу, а так же делимся впечатлениями  и радуемся совместным удачам.

Творческое отношение к любому делу, использование элементовтворчества в работе под силу каждому. Креативный человек всегда чем то увлечен.Творчество – это прогресс в любой деятельности: даже когда выполняемповседневную работу – готовим еду, что то мастерим, общаемся с людьми, рисуем,играем, мы можем внести в это что то новое, необычное и неповторимое. Пока мыне знаем, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам:строить дома, лечить или учить, главное для нас сейчас – сформировать отношениек любому делу с фантазией и любовью, вдохновением и задумкой. А это значит, чтотворчески развитый выпускник нашего дошкольного образовательного учреждениянайдет соратников и друзей, будет иметь симпатии.

Литература

1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2019[2]

2. Комарова Т. С. «Изобразительнаядеятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2019[1]

3. Комарова Т. С. «Детскоехудожественное творчество». М.2020[3]

4.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателейи родителей». – СПб.: КАРО, 2020

5. Субботина Л. «Развитиевоображения у детей». -Ярославль, 2020

6. Утробина К.К. «Увлекательноерисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2019

7. Цквитария Т.А. Нетрадиционныетехники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2019

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1186

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.27% НЕТ 40.73% Проголосовало: 1186


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет