Развитиекреативности дошкольника с ограниченными возможностям здоровья на занятияхизобразительной деятельностью.
КостиковаЛюбовь Александровна
Воспитатель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка структурноеподразделение реализующее общеобразовательные программы дошкольногообразования
c. Хворостянка, ул. Парковая1
89371724014
Детство– пора удивительная и уникальная. По мнению множества педагогов и специалистовпо психологии, как раз в детском возрасте происходит закладка базовой культурыличности человека. На современном рубеже одной из более весомых и актуальныхзадач в системе воспитания и образования в дошкольных организациях являетсяформирование и развитие творческой личности. Одним из основных направленийразвития ребенка является художественно – эстетическое, в которое входитобразовательная часть «Художественное творчество». Это направление включает всебя как развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности, так иприобщение ребят к искусству. Учитывая особенности развития и специфическиеобразовательные потребности каждой категории ребят, педагоги используют вобразовательном процессе формы и методы работы, соответствующие психолого-возрастными индивидуальным особенностям дошкольников. Наше образовательное учреждениепосещают ребята с нарушениями речи, ЗПР. Построение образовательного процессадолжно строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированногона интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуациюего развития.[3] Педагоги поддерживают положительные, доброжелательные отношения ребят друг к другу; поощряют инициативу и самостоятельность ребят влюбом виде деятельности. В результате ребята приобретают уверенность,становятся раскрепощенными в творчестве. Ведь жизнь в эпоху научно-техническогопрогресса становится все разнообразнее и сложнее, а это требует от человека нешаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации иадаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем.
Маленький ребенок, особенно с ограниченнымивозможностями здоровья, не обладает возможностью выразить в полной мере своиощущения и чувства словами. речью ребенка становится рисунок. Поэтому важнопредоставить ему свободу действий, богатый выбор изобразительных материалов имногообразие художественных техник.
Вработе с ребятами среднего и старшего дошкольного возраста с ОВЗ мы используем различные формы организации изобразительной работы ребят:
· непосредственнообразовательную деятельность (в соответствии с комплексно-тематическимпланированием);
· индивидуальнуюработу (проводится с ребятами, слабо усвоившими материал, и с детьми,проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности);
· самостоятельнуюхудожественную деятельность ребят (дидактические игры, рассматриваниеальбомов, работа в творческой мастерской с возможностью самостоятельноговыбора художественного материала);
· взаимодействиес семьями воспитанников. Проводим консультации, собрания, семинары-практикумы,мастер-классы, организовываем их участие в художественных выставках. Устраиваемэкскурсии в музеи, образовательные прогулки. Очень важным в нашей работеявляются совместные с родителями домашние задания эстетической направленности,например, коллекционирование игрушек. Используем современные информационныетехнологии для проведения виртуальных экскурсий и посещений музеев.
· досуги развлечения художественно-творческой направленности.
Чем насыщеннее по содержанию жизнь ребят, тем большийотклик она приносит в их творчество.
Знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисованияосуществляется поэтапно. На первом этапе ребятам сообщается информация о том,как называется данный вид техники, материал, и как им надо пользоваться,(информационно – рецептивный метод). Репродуктивный метод используется навтором этапе, когда ребенок не только усваивает знания о нетрадиционныхтехниках, но и упражняется в использовании всевозможных материалов во времяобразовательной деятельности с различной тематикой. Частично-поисковый и исследовательскийметоды применяются на третьем этапе, когда образовательная деятельностьтворческой тематики обеспечивает ребятам возможность включиться в поисковуюдеятельность, самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои замыслы наоснове полученных знаний. Тематика деятельности разнообразна: «Мое любимоедерево», «Зимняя сказка». Закономерно, что при выборе методов и приемовучитываются возрастные и индивидуальные особенности ребят.[1]
В своей работе мы используем следующие нетрадиционныетехники рисования:
· Рисованиесвечой (воском);
· Оттискпробкой, поролоном, сырым картофелем, смятой бумагой;
· Кляксография;
· Набрызг и рисование зубной щеткой;
· Рисованиеладошками, пальчиками, ватными палочками;
· Граттаж;
· Рисованиесолью и песком;
· Раздуваниекрасок с помощью соломинок;
· Рисованиеточками «Пуантилизм»;
· Монотипия;
· Рисованиепо мокрой бумаге;
· Витраж.
Демонстрируя новый материал, педагог предлагает ребятамв течении некоторого времени рассмотреть работы различной тематики, выполненныев данной технике.[2] Это прием усиливает эмоциональное восприятие ребенка,подводит к пониманию того, что при использовании именно этой техникидостигается выразительность образов. Показ способов изображения осуществляетсятолько при знакомстве с наиболее трудными техниками. Например, «граттаж»сначала знакомим дошкольников с возможностью использования нетрадиционныхтехник, для выполнения отдельных изображений, так для выполнения фонов длярисунков (например, «монотипия», «набрызг»). В самостоятельной художественнойдеятельности ребята чаще сочетают традиционные техники рисования снетрадиционными, которые они используют как одно из средств выразительности. Во время проведения образовательной деятельности с использованиемнетрадиционных техник рисования педагог удовлетворяет потребность ребят вкоммуникации, позволяет ребятам общаться друг с другом, обмениватьсявпечатлениями, так как радость от содержательного общения способствуетобогащению их опыта, развитию творческих замыслов.
Порезультатам итого мониторинга можно сделать вывод:
· повысиласьдинамика показателей уровня развития художественно-творческих способностей;
· тематикадетских рисунков стала наиболее разнообразной;
· работыребят стали отличаться оригинальностью и выразительностью;
· ребятазнают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствуето повышенном интересе к данному виду деятельности;
уребят сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность,инициативность и самостоятельность.
В нашей совместной творческой деятельности нет слабыхи сильных, умелых и неумелых, талантливых и одаренных – все мы, как можем,увлеченные самим процессом творчества, лепим, играем, рисуем и помогаем другдругу, а так же делимся впечатлениями и радуемся совместным удачам.
Творческое отношение к любому делу, использование элементовтворчества в работе под силу каждому. Креативный человек всегда чем то увлечен.Творчество – это прогресс в любой деятельности: даже когда выполняемповседневную работу – готовим еду, что то мастерим, общаемся с людьми, рисуем,играем, мы можем внести в это что то новое, необычное и неповторимое. Пока мыне знаем, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам:строить дома, лечить или учить, главное для нас сейчас – сформировать отношениек любому делу с фантазией и любовью, вдохновением и задумкой. А это значит, чтотворчески развитый выпускник нашего дошкольного образовательного учреждениянайдет соратников и друзей, будет иметь симпатии.
Литература
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2019[2]
2. Комарова Т. С. «Изобразительнаядеятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2019[1]
3. Комарова Т. С. «Детскоехудожественное творчество». М.2020[3]
4.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателейи родителей». – СПб.: КАРО, 2020
5. Субботина Л. «Развитиевоображения у детей». -Ярославль, 2020
6. Утробина К.К. «Увлекательноерисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2019
7. Цквитария Т.А. Нетрадиционныетехники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2019