X-PDF

Развитие математического и логического развития дошкольников (из опыта работы)

Поделиться статьей

«Развитие математического илогического мышления у дошкольников» (из опыта работы)

Осягина Светлана Раисовна педагог дополнительного образованиявысшей категории школы раннего развития «Пчелка» МБУДО «ЦВР «Пашинский»г.Новосибирск

 

   Одним из мощных факторов интеллектуального развития ребенка,формирования его познавательных и творческих способностей являетсяматематическое развитие. Вот уже не один год я работаю с воспитанниками школыраннего развития по авторской программе «Размышляйка» в этом направлении.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Освоениедетьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным всистеме дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательномразвитии ребенка. Развитое математическое мышление не только помогает ребенкуориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его мире, но испособствует его общему умственному развитию. Но чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслитьнестандартно — обычных арифметических и геометрических задач недостаточно.Поэтому на каждом занятии я стараюсь выработать у детей привычку выполнятьзадания и упражнения на развитие логического мышления. Через систему специ­альных заданий иупражнений создаю ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенкаименно логические структуры, в процессе знакомства с математическим содержаниемВсе арифметические и геометрические задания я пропускаю черезпризму логики.

Благодаря правильно построенным занятиям с включением приёмовлогических действий ребёнок учится

·        рассуждать, аргументировать, анализировать и делать логическиевыводы;

·        развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;

·        такие занятия и достигнутые успехи повышают самооценку, интерес кобучению в школе.

Длякомплексного развития логики у ребенка я использую задания 5-7 типов.

Хочу предложить для рассмотрениявозможности активного включения в процесс математического развития ребенкадошкольного возраста различные приемы умственных действий на математическомматериале.

Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику исмекалку у детей являются:

Классические логические задачи. Ониучат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы.Пример таких задач:

1.Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино:Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкинаи Шарика, а Галя не рисовала Печкина? 

2. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будетвесить гусь, если он стоит на одной ноге? 

3. Втрех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевойтарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы?А бананы и апельсины? 

Арифметические ребусы. Отличнаяотработка арифметических действий сложения и вычитания, а также ключевыхмыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.

http://ped-kopilka.ru/images/photos/f474566a4d51d4e02bbc5841a2d6a947.jpgПример.

http://domovenok-as.ru/images/photos/f54a08db5a4566edfcbb8958c7575556.jpg,https://fs00.infourok.ru/images/doc/106/125584/hello_html_m1dbc455a.gif,C:UsersПользовательDesktopк 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                          

 

 

 

 

 

 

При изучении действий сложения и вычитания хорошо использовать нетолько классические примеры, но и примеры такого типа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Такие задания помогают детям, не используя цифры, понять сам смысларифметических действий сложения и вычитания, закрепляют в сознании детей такиелогические приемы, как анализ и синтез и очень нравятся детям.

Логические сетки – самые любимые задания для моихвоспитанников.

Для детей 3-4 лет использую логические сетки с яркими картинками иодним неизвестным.

В старшем возрасте, когда с детьми знакомимся с цифрами, даю сеткис цифрами, так же в этом возрасте активно использую логические сетки с цветом.С детьми подготовительных к школе групп использую все виды сеток, но болеесложные.

Пример.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

 

 

 

 

 

 

 

 


Отработав приемы работы с логическимисетками, дети хорошо справляются с японской головоломкой Судоку.

С теми детьми, которые не сразу понимаютсмысл заданий, занимаюсь индивидуально. Важно, чтобы ребенок чувствовал себяуверенно и не боялся нового. Тем детям, которые опережают уровень развития, явыбираю более сложные задания, чтобы они не потеряли интерес, не скучали, чтобыу них не пропало желание заниматься. Для таких детей я всегда имею набордополнительных заданий. Часто в таких случаях использую такие задания как:«Рисуем по цифрам», «Повтори узор», «Зеркальное отображение», «Лабиринты» идругие.

Изучая геометрические фигуры, используютакие приемы логических действий, как анализ и синтез. Анализ — выделение свойств объекта, Синтез — соединениеразличных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Задания на формирование умениявыделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их вединое целое я предлагать детям уже на первом году обучения. Хорошоиспользовать для отработки этих приемов блоки Дьеныша. Цель таких заданий – формироватьумение разделять фигуры по одному признаку: по форме, по цвету, по размеру. Канализу и синтезу относятся и такие задания как умение найти предмет иобъяснить почему он лишний.

 

 

 

 

 


Так же я активно используюграфические задания следующего типа:

                                                    

 

 

 

 

Вболее старшем возрасте задания усложняются:

 

 

 

 

 

Заданиятакого типа развивают зрительную память и пространственное мышление.

И хочетсяотметить, что каждое занятие сопровождается динамическими паузами, сюрпризными моментами,видио материалами и дидактическими играми. За годы работы мною накопленабогатая видиотека. Дети хорошо усваивают материал если они могут и визуальнопознакомится с ним.

Уход от традиционного урока через использование в процессеобучения новых технологий позволяет мне устранить однообразие образовательнойсреды и монотонность учебного процесса, создать условия для смены видовдеятельности обучающихся. И если в начале года дети с тревогой идут на занятия,то в последствии этот предмет становится одним из любимых.

 

 

 


                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет