«Развитие математического илогического мышления у дошкольников» (из опыта работы)
Осягина Светлана Раисовна педагог дополнительного образованиявысшей категории школы раннего развития «Пчелка» МБУДО «ЦВР «Пашинский»г.Новосибирск
Одним из мощных факторов интеллектуального развития ребенка,формирования его познавательных и творческих способностей являетсяматематическое развитие. Вот уже не один год я работаю с воспитанниками школыраннего развития по авторской программе «Размышляйка» в этом направлении.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Освоениедетьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным всистеме дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательномразвитии ребенка. Развитое математическое мышление не только помогает ребенкуориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его мире, но испособствует его общему умственному развитию. Но чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслитьнестандартно — обычных арифметических и геометрических задач недостаточно.Поэтому на каждом занятии я стараюсь выработать у детей привычку выполнятьзадания и упражнения на развитие логического мышления. Через систему специальных заданий иупражнений создаю ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенкаименно логические структуры, в процессе знакомства с математическим содержаниемВсе арифметические и геометрические задания я пропускаю черезпризму логики.
Благодаря правильно построенным занятиям с включением приёмовлогических действий ребёнок учится
· рассуждать, аргументировать, анализировать и делать логическиевыводы;
· развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;
· такие занятия и достигнутые успехи повышают самооценку, интерес кобучению в школе.
Длякомплексного развития логики у ребенка я использую задания 5-7 типов.
Хочу предложить для рассмотрениявозможности активного включения в процесс математического развития ребенкадошкольного возраста различные приемы умственных действий на математическомматериале.
Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику исмекалку у детей являются:
Классические логические задачи. Ониучат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы.Пример таких задач:
1.Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино:Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкинаи Шарика, а Галя не рисовала Печкина?
2. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будетвесить гусь, если он стоит на одной ноге?
3. Втрех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевойтарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы?А бананы и апельсины?
Арифметические ребусы. Отличнаяотработка арифметических действий сложения и вычитания, а также ключевыхмыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.
Пример.
При изучении действий сложения и вычитания хорошо использовать нетолько классические примеры, но и примеры такого типа:
![]() |
Такие задания помогают детям, не используя цифры, понять сам смысларифметических действий сложения и вычитания, закрепляют в сознании детей такиелогические приемы, как анализ и синтез и очень нравятся детям.
Логические сетки – самые любимые задания для моихвоспитанников.
Для детей 3-4 лет использую логические сетки с яркими картинками иодним неизвестным.
В старшем возрасте, когда с детьми знакомимся с цифрами, даю сеткис цифрами, так же в этом возрасте активно использую логические сетки с цветом.С детьми подготовительных к школе групп использую все виды сеток, но болеесложные.
Пример.
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
Отработав приемы работы с логическимисетками, дети хорошо справляются с японской головоломкой Судоку.
С теми детьми, которые не сразу понимаютсмысл заданий, занимаюсь индивидуально. Важно, чтобы ребенок чувствовал себяуверенно и не боялся нового. Тем детям, которые опережают уровень развития, явыбираю более сложные задания, чтобы они не потеряли интерес, не скучали, чтобыу них не пропало желание заниматься. Для таких детей я всегда имею набордополнительных заданий. Часто в таких случаях использую такие задания как:«Рисуем по цифрам», «Повтори узор», «Зеркальное отображение», «Лабиринты» идругие.
Изучая геометрические фигуры, используютакие приемы логических действий, как анализ и синтез. Анализ — выделение свойств объекта, Синтез — соединениеразличных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Задания на формирование умениявыделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их вединое целое я предлагать детям уже на первом году обучения. Хорошоиспользовать для отработки этих приемов блоки Дьеныша. Цель таких заданий – формироватьумение разделять фигуры по одному признаку: по форме, по цвету, по размеру. Канализу и синтезу относятся и такие задания как умение найти предмет иобъяснить почему он лишний.
Так же я активно используюграфические задания следующего типа:
Вболее старшем возрасте задания усложняются:
Заданиятакого типа развивают зрительную память и пространственное мышление.
И хочетсяотметить, что каждое занятие сопровождается динамическими паузами, сюрпризными моментами,видио материалами и дидактическими играми. За годы работы мною накопленабогатая видиотека. Дети хорошо усваивают материал если они могут и визуальнопознакомится с ним.
Уход от традиционного урока через использование в процессеобучения новых технологий позволяет мне устранить однообразие образовательнойсреды и монотонность учебного процесса, создать условия для смены видовдеятельности обучающихся. И если в начале года дети с тревогой идут на занятия,то в последствии этот предмет становится одним из любимых.
![]() |
|||
![]() |
|||
