Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования детей
<<Детскаяшкола искусств»
Методическийдоклад
« Развитиемузыкальной памяти в классе баяна»
преподавателяпо классу баяна
Агафонова АП.
г.Северобайкальск
2019 г.
Рецензия
Тема,р ассмотренная пр еп.Агафоновым А.П., безусловно актуальна и важна в пр оцессеобучения юного музыканта, Но она также очень многообразна и достаточно сложна.
Авторкасается р азличных аспектов р азвития музыкальной памяти и пр едлагает р яд приёмов по её р азвитиго.
Этатема, сама по себе, где-то бесконечна для её изучения, но необходима для практической р аботы. Работа з аслуживает положительной оценки и рекомендуетсяавтору для ещё более глубокого её изучения.
З ав. отдел ениемнародных инстр ументов
Заслуженный работник культуры РФ и РБ Давыдов С.А.
25.12.2019г. ДПЈИ г.Север обайкальск
«Хорошо запоминается только то,что хорошо понято», вот золотое правиао Дидактики, которое одинакововерно как для учащегося, пытающегося запомнить различные исторические события,так и для музыканта, который учит музыкальное произведение наизусть
Проблемы памяти и в частности проблемы музыкальнойпамяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многихученых, музыкантов всех специальностей, педагогов. С одной стороны, музыкальнаяпамять уже довольно досконально изучена и можно смело пользоваться и применятьрекомендации и советы, предложенные в ранее изданных работах и статьях. Сдругой стороны проблема остается! Выработанные общие принципы работыпамяти ни для кого не остаются секретом. За последний век, были сформулированы всеаспекты работы памяти, дано огромное количество рекомендаций и советов,но как весь
этот опыт эффективно применить отдельно каждомуиндивиду? По этому поводу есть хорошее высказывание И. Гофмана: «Никакоеправило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если непройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться в этом процессетаким изменениям, которые сделают их пригодным для данного случая»
Музыкальная память — важнейшая составляющая музыкальныхспособностей ребенка, и от её развития зависит прогресс ученика в освоениимузыкального инструмента.
Многие дети не умеют учить наизусть, тратят много времени исил, чтобы подготовится к уроку, поэтому часто интерес к музыкальным занятиямснижается. Хотя всем известно, что хорошо выученное наизусть произведениеспособствует свободному исполнению, придает ребенку уверенность, раскрываеттворческие возможности, позволяет думать о характере и о музыкальностиисполнения. Не всем от природы дана хорошая память, и задача заинтересованногопедагога всеми доступными средствами способствовать развитию музыкальной памятиученика.
Поэтому опытный педагог обязан уделять внимание нетолько вопросу «что учат ученики», но и «как учат ученики». Он должен знатьособенности музыкальной памяти и помочь ребенку освоить приемы заучиваниянаизусть с наименьшими затратами. Таким образом, проблема развития музыкальнойпамяти и обучения детей технологии быстрого и грамотного выучивания наизусть
очень актуальна.
Учитывая то, что музыкальной памяти, как отдельного видапамяти, не существует, необходимо рассматривать её как сотрудничество различныхвидов памяти, при этом каждый вид вносит свод особенности запоминания, иразвитие видов памяти зависти от индивидуальных способностей ребенка.
Давно известно, что детиразличаются как по качеству памяти, так и по её силе. Один учащийся можетдовольно быстро запомнить пьесу более или менее полно, другому для запоминанияэтой же пьесы требуются недели. Эти особенности должны учитываться педагогомпри выборе программы. Необходимо учитывать и то, каким способом ребенокпытается запомнить нотный текст, какие виды памяти доминируют при запоминании,чтобы помочь начинающему музыканту справится с проблемой выучивания наизусть.
Игра наизусть не редко становится камнемпреткновения для учащихся ДМШ. Вроде бы и нотную грамоту ученик знает, и слиста читает не плохо, и при игре по нотам не делает текстовых ошибок, авыучить произведение наизусть не может. Очень часто в такой ситуации емуостается только один выход — учить способом многократного повторения. Но этотметод способен отбить само желание заниматься музыкой, и очень часто приводит кавтоматическому заучиванию нотных последовательностей и к дальнейшемунемузыкальному исполнению.
Нельзя допускать, чтобы при заучивании наизустьучащийся опускался в область только механических навыков, (хотя они крайненеобходимы), нужно приучать к осмысленному исполнению, раскрывать музыкальныйсмысл произведения, показывать яркость музыкальных образов, поощрятьиндивидуальное отношение к исполняемому.
Опытный педагог всегда найдет возможность заинтересоватьребенка. Для младших школьников можно придумать маленькую музыкальную сказкуили картинку по пьесе, попросить их нарисовать рисунок. Учащиеся среднеговозраста могут сочинить стихотворный текст на мелодию, придумать рассказ.
Старшеклассники способны найти аналогии в областилитературы или живописи. Возникшая в процессе работы над произведениемзаинтересованность позволит быстрее запомнить сложный текст.
Важную роль в запоминании произведения играетсосредоточенность внимания. Нужно постоянно поощрять серьезный подход учащихсяк работе, стремиться увеличивать время сосредоточенной работы над пьесой(особенно у малышей), добиваться правильной домашней работы (здесь конечноважна помощь родителей).
Не маловажную роль играет и интерес к учебе,желание посещать занятия, радость от общения с педагогом. Ведь никто не станетотрицать, что любимое дело и спорится быстрее.
Интерес, вдвойне усиливающийся под действиемэмоций, будет всегда притягивать внимание. Поэтому эмоционально окрашенноепроизведение запоминается быстрее. В своей практике я часто использую приемэмоционального предвидения, т.е.демонстрирую, как будет звучать изучаемоепроизведения, сколько радости и удовольствия можно получить от игры, чтоподвигает детей более быстро выучивать произведения и с радостью выступать.
Помогают в разучивании наизусть и такие приемы, каксоревновательность с другим (кто быстрее выучит), с самим собой (как быстро этомогу выучить я), стимуляция поощрением (хорошая оценка) и даже наградой (что вразумных дозах тоже приемлемо).
При разучивании наизусть не следует забывать и очередовании труда и отдыха, ведь при утомленном внимании степень запоминаниязначительно снижается. Трудные и неинтересные отрывки нельзя учить подолгу —может пропасть интерес к работе. Полезно учить их 10-15 минут в день, за этовремя они не успеют надоесть, и возвращаться к ним в процессе дальнейшейработы, добиваясь качества исполнения.
Таким образом, учитывая возрастные особенности учащихся,способы запоминания музыкальных произведений, усидчивость обучаемого,особенности и объем его памяти можно подобрать для каждого ученика свой,необходимый конкретно ему способ запоминания музыкальных произведений.
Постараемся выделить наиболее общие черты втехнологии разучивания музыкальных произведений.
На первом этапе знакомства ученика с нотным текстом,необходимо добиться наиболее урамотной игры по нотам. Многие педагоги-музыканы(Л. Маккинйон) отдают главенствующую роль фразировке. Правильная фразировка,выразительное прочтение музыкальных звуков, логичность ударения и акцентов,ритмическая выверенность, динамическая обоснованность — все это должноучитываться при запоминании наизусть. Во многом с ней можно согласиться, хотятакой метод больше подходит“для работы с продвинутыми учениками, и становитсяпомехой при работе с малоодаренными детьми.
Хотелось бы отметить, что выучивание наизустьскладывается из трех этапов:
1. Освоение нотного материала. Предложить ребенку на первом этапеиграть по нотам так, чтобы текст стал понятен, не вызывал ошибок припрочитывании, стал удобен для игры (при грамотной проверке текста и аппликатурыв классе). Учитывая возможности ребенка необходимо проработать ритмическуюопределенность, музыкальную фразировку, наметить динамику.
2. Запоминание текста. Далее предложить ученику попробовать игратьпо памяти, «подсматривая» в сложных местах (ноты при этом стоят на пюпитре).Проигрывать таким образом пьесу нужно несколько раз.
З. Закрепление изученного. На третьем этапе нотыубираются и ребенок старается играть все по памяти. На этом этапе выявляютсяместа вызывающие определенную сложность (что не может запомниться). Такие местаразбираются особо, выявляются трудности запоминания, прорабатываются еще раз ивыучиваются отдельно.
При выучивании наизусть наиболее приемлемым будетразучивание произведения небольшими эпизодами (кусками), при этом особоевнимание необходимо уделять соединению эпизодов, чтобы не было запинок в местахстыковок.
Таким образом, разбив на куски и максимально упростив (повозможности) нотный текст, можно запомнить нотный материал, создав контурпроизведения. Этот контур в дальнейшем заполняется более детальной проработкой(динамика, образность, ощущение характера и формы произведения и т.д.)
При заучивании наизусть эпизодами, необходимо периодическипроигрывать произведение целиком, чтобы проверить надежность запомненного иустранить стыковки между эпизодами (если они появились).
При исполнении наизусть тоже присутствует рядособенностей, которые педагогу необходимо учитывать, чтобы не потерялоськачество исполняемого произведения.
Оторвавшись от нотного текста, необходимо добиватьсясвободы исполнения, которая характеризуется в первую очередь мышечной свободой:свободной позой (нет необходимости тянуться к нотам, особенно детям сослабленным зрением), удобством игры, отсутствие напряжение лица и пр.
Мышечная свобода несет за собой свободу психологическую.Уверенность ребенка в том, что он справился с поставленной задачей,способствует правильному исполнению. Необходимо обыгрывать пьесу в кругу друзейили родственников, чтобы закрепить уверенное исполнение. Очень часто срывы наконцертах, вызванные плохим знанием нотного материала приводят в дальнейшем кбоязни публичного исполнения. И наоборот, удачное исполнения порождает желаниевыступить еще. Поэтому необходимо повсеместно добиваться психологическойсвободы у ребенка при исполнении, настраивать юного музьжанты перед публичнымивыступлениями.
Выучив пьесу уверенно наизусть, ребенок не должензадумываться о_текстовых трудностях, все внимание должно быть поглощеномузыкой. Настроения и чувства — категории подсознательные, чтобы найти средстваих выражения, музьжант должен погрузиться в свой мир. Но при этом нельзя отрешатьсяполностью от происходящего. Внимание исполнителя должно перемещаться кнеобходимым аспектам музыки (мелодии, звучание баса динамики темпа и пр.).Нужно постоянно удерживать музыку в сфере своего внимания.
Когда пьеса хорошо выучена наизусть необходимо периодически«освежать» выученный текст, тщательно сверяя его с нотами. Это закрепляетзрительные впечатления и предотвращает искажение разучиваемой музыки. (Пьеса,исполняемая долгое время только наизусть, имеет, подобно народной песне,тенденцию слегка изменяться). К тому просматривая старую пьесу, ребенок можетсделать новые открытия, понять то, что раньше было непонятно, закрепитьизученные позже моменты.
Иногда рекомендуется менять темп при исполнении. Такисполнение медленной пьесы в быстром темпе помогает прояснить музыкальныелинии, а исполнении быстрой пьесы в медленном способствует закреплениютехнических навыков, и предотвращает «заигрывание».
Говоря о способах развития музыкальной памяти, необходимоотметить, что здесь применимы все техники развития общей памяти,рекомендованные психологами. Ведь музыкальная память является совокупностьюразных видов памяти, поэтому развитие даже одного вида памяти (слухового илизрительного) приводит к развитию как общей памяти в целом, так и музыкальнойпамяти в частности.
Память является одним из важнейших факторов развитияхудожника любого вида искусства. Особенно велико ее значение длямузыкантов-исполнителей, которым приходится выучивать и играть на памятьмножество произведений.
Память лежит в основе любого психического явления(запоминаем ощущения, объекты восприятия). Без памяти невозможно познание мираи ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческойличности.
Список литературы:
1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М.,1983.
2.Маккиннон Л. Игра наизусть. М.: Классика-ХХ1 века,2006.
З.Немов Р.С. Общая психология. М.: Гуманит. Изд.Центр
ВЛАДОС, 2001
4.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //
Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985.
5.Психология музыкальной деятельности: Теория ипрактика:
учебное пособие / под ред. Г.М.Цыпина. — М.:Академия, 2003
6.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально —исполнительской деятельности. — С-Пб., «Композитор».
7.Петрушин В.И. Музыкальнаяпсихология. — М.: Академический проект; Трикста, 2008.
