X-PDF

Развитие патриотического воспитания через изучения народных промыслов

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙСАД №47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект:

 

«Развитие патриотическоговоспитания через изучение народных промыслов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Воспитатель: Иванова Екатерина Александровна

 

 

д.п. Лесной городок

 

Пояснительная записка

Воспитание гражданина и патриота, знающего илюбящего свою Родину,  задача особенно актуальная сегодня, не может бытьуспешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоениянародной культуры.

Одним из наиболее доступных для освоениядошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладноеискусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы,яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованнойхудожественной форме воплощают извечные духовные ценности — бескорыстие, доброта,толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей,оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданскойответственности и свободы.

Актуальность

О роли и значении народного декоративногоискусства в воспитании детей писали многие ученые (Венгер Л.А., ГрибовскаяА.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.). Ониотмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления оРодине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развиваеттворческие способности детей.

Народное художественное наследие сохраняется,развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического идуховно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьмибогатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи,традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению.Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутитьгордость за свою страну, богатую славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие жизненному опытудетей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости,доступности исполнительской техники и игровому характеру.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1495

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей сдекоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновскойигрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой,хохломской, гжельской росписью.

Паспорт проекта

Проект предназначен длядетей дошкольного возраста и рассчитан на 30 дней. В нём отражены темы:ознакомления детей народными промыслами через презентации, беседы иизобразительное искусство.

Вид проекта: краткосрочный (7 дней)

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети, педагоги

 

Цели и задачи

 Главные задачи в процессе приобщениядошкольников к народному декоративно – прикладному искусству:

·        формирование удетей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народногодекоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматьсяподобной деятельностью.

·        формированиеобобщенных знаний и умений.

·        умениеразличать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской,городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделийразличных народных промыслов).

·        освоениедетьми характерных элементов, колорита, композиции.

·        умениесоздавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание приэтом чувства формы, ритма, симметрии.

 Знакомитьдетей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все видыдеятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатыйматериал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские,филимоновские, матрёшки), придумать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, чточеловек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развитияребёнка.                                                         

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народныхпромыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельныхэлементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развитияэлементарных математических представлений.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связанос фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальнымвоспитанием дошкольников.

При знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладнымискусством используются специальные методы.

1. Методвызывания адекватных эмоций. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать удетей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденныхпроизведений.

2. Тактильно-чувственный метод. Благодаря этому эффективномуметоду у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народныхмастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Этотметод позволяет активизировать чувства детей при непосредственномсоприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

3. Метод«оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущностьданного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранныхлитературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей.

4.Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, чтопри восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучитмузыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходитодновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.

Спецификадошкольного образования — это непрерывная образовательная деятельность приознакомлении с народным искусством. НОД проводится в группе, на выставке;организуется самостоятельная художественная деятельность: дети по желаниюрассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляютдекоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо нафланелеграфе, наиболее подходящей является проектная деятельность.

Чтобывызвать интерес к народной игрушке, рекомендуется использовать игровые приемы,сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» своинаряды, поют знакомые песенки, загадыва­ют загадки, а затем дети рисуютнесложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку ипр.                                        

Народнаяигрушка, репродукция с изображением та­кого же образа должны остаться нанекоторое время в группе.

Педагогу следует формировать у детей умение видеть красоту узора,де­лить его на знакомые составные части — элементы, их цвет. Это сложнаязадача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша.Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет,величину, сказать, чем он украшен, показать ва­риативность цвета. Постепеннодети научатся видеть закономерность построения узора (композицию): чередованиеполос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; поймут ритм простыхэлементов, со­держащихся в каждом узоре. Во время проведения НОД необходиманаглядность, чтобы дети могли рассматривать предметы декора­тивного искусства,их изображения: репродукции, от­крытки (демонстрационный и раздаточныйматериал).

Дети, знакомятся с произведениями народного искусства, посещаямузеи и выставки, школу искусств, узнают о творчестве народных мастеров избесед, которые проводит с ними педагог, рассматривая таблицы альбомы и книги,посвященные народному творчеству. Мини-музей декоративно-прикладного искусства,организованный в ДОУ – это звено культурно-исторического воспитания.

Для самостоятельной изобразительной деятельности, возникающей поинициативе самих детей, в группах созданы зоны творчества, уголкиизобразительной деятельности, в которых особое место занимают подлинные образцыдекоративно-прикладного искусства. Также, имеются в наличии картотекидидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народнымискусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски сизображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковыхигр, подвижных игр, физминуток. Все соответственно данной возрастной категориидошкольников. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей,мною используются модели-плакаты для формирования умения планировать работу пореализации замысла.

Благодарятехническому оснащению нашего ДОУ широко используются различные медиаресурсыпознавательно — информационной направленности (авторские презентации,электронные энциклопедии и пособия). Это позволяет разрешить проблемупредставления для восприятия детьми подлинных предметов декоративно –прикладного искусства, а также продемонстрировать длительный процессизготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связиобразов народных промыслах с природными и пространственно-предметнымиусловиями.

Вся работа проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народногодекоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умениевидеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2. Обучение декоративному рисованию и лепке на основе подлинныхпредметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепке помотивам народных промыслов.

3. Обучение умению выделять особенности каждого видадекоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделияхнародных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узорына любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Для достижения результатов при знакомстве дошкольников с народнымдекоративно-прикладным искусством большое значение имеет работа с родителями воспитанников.Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников снародным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы:выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместныхдосугов, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок вподарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада — все этовызывает у детей гордость за свой труд.  Родители видят результаты ивместе радуются им.

  

 

Результатом работы в данном направлении должны стать:

·        активность исамостоятельно детей в выборе элементов росписи;

·        умениенаходить новые способы для художественного изображения;

·        умениепередавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

 Народное декоративно – прикладное искусство стимулируетдетей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе непрерывнойобразовательной деятельности и игр с предметами народного творчества, расширяютвозможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки идекоративной росписи.

Таким образом, формирование знаний о культуре родного государствасложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленнуюработу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов,приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии стребованиями ФГОС ДО.

Результат

У детей развилисьтакие качества, как эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умениерасписывать рисунок, используя цветовое сочетание. Проект позволил расширить иуглубить знания детей


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1495

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1495


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет