Рождественскиеобразовательные чтения
« Глобальные вызовысовременности и духовный выбор человека»
«Развитие патриотическоговоспитания молодежи через совместную
проектнуюдеятельность»
(названиевыступления)
ФИО: ШнаррЮлия Васильевна
учительрусского языка и литературы
МКОУСибирская ООШ
2022г.
Тема моеговыступления «Развитие патриотического воспитания молодёжи через совместнуюпроектную деятельность».
Патриотическоевоспитание всегда было и остается приоритетом в воспитании и образованииподрастающего поколения. Поэтому эта тема не перестаёт быть важной и в нашидни.
Особенноэто важно сейчас, в наши дни, когда наша страна нуждается в нашей поддержке, любви. Нас всех переполняет чувство гордости за мужчин с Купинского района, которыепошли добровольцами на спецоперацию. В соцсетях есть ролики с ихотправлением, их невозможно смотреть без слез, слез от переполняющего чувствагордости за земляков. А наши ученики стали бы смотреть эти видео? Сейчас каждыйиз нас, скорее всего, задумается. А если засомневался хоть на долю секунды,значит, есть проблема с патриотизмом у нашей молодежи. И нет, конечно, у них«мурашек» и слёз, которые все мы испытываем, когда речь заходит о Родине.
Мыпривыкли сваливать всю вину за слабое чувство патриотизма у ребят насовременный мир, детей, гаджеты и т.д. Я считаю, что это просто оправданиесебя. Мы, получается, снимаем с себя некую ответственность за это, таким образом,обманывая себя. А ещё часто путаем «ложный» патриотизм с «настоящим», а иногдаделаем вид, что все хорошо. Ребёнок может нарисовать сто картинок напатриотическую тему, но от искреннего патриотизма у него ничего в душе неостанется. Его нужно научить чувствовать. Но этого никогда не получится, еслисами не будем истинными патриотами. Как можно научить ребёнка делатьто, что мысами не умеем? Он всё очень хорошо чувствует и наши искренние эмоции сразураспознает.
Былопроведено исследование по определению форм работы педагогов по патриотическомувоспитанию. И по итогам были выявлено предпочтение пассивных форм, где дети являютсяслушателями или зрителями. Учитель использует монолог. Получается, нам прощевсё рассказать или показать самим, не узнав толком, как это повлияло наребёнка, что творится в его душе. При этом на втором плане остаютсяиндивидуальные предпочтения детей. Все это свидетельствует о существованиинекой «стены» между педагогом и учеником. Это серьёзная проблема, котораямешает развитию патриотизма у ребят. Если ребенок настоящий патриот, то учитель это обязательно почувствует сердцем. Мы должны дотронуться до души ребенка, чтобы он начал нам доверять. И только тогда мы сможем передать нашу гордость,боль, радость за страну. Иначе не достучаться… Никогда…
Хочу поделиться свами своим опытом, рассказать, как я развиваю чувство патриотизма у ребят. В борьбенад этой проблемой я выделяю метод проектов. Эта работа имеет большое значение дляразвития познавательных интересов ребенка, а также воспитательный потенциал.Во-первых, эта она коллективная, помогает сблизить ребят, а также детичувствуют свою ответственность за своё поручение. Думаю, что именно этатехнология эффективно помогает мне бороться с проблемой развития чувствапатриотизма у ребят. С помощью этого метода происходит воздействие на сознаниеи чувства ребёнка. В нашей школе есть несколько проектов, работа над которымипередаётся из класса в класс. Я хочу рассказать вам о совместных делах. Наша программаразвития патриотического воспитания тесно связана с администрацией поселка,библиотекой, домом культуры, советом ветеранов.
Первыйпроект, о котором хочу рассказать — это «Травинки Купинского районав венке литературы». Его целью является знакомство с творчеством земляков.Сначала ребята собирали материал в своем поселке. Каждому было даноиндивидуальное задание, дети ходили домой к самому писателю или егородственникам. Собранный материал перерабатывали и составляли статьи сфотографиями и творчеством этих людей. Затем мы презентовали нашукнижку-раскладушку. Например, многие дети не знали о М. Н. Мацко, стихотворениякоторой мы регулярно встречаем в районной газете. Она с удовольствием пришла намероприятие и прочла стихи.
Также детирассказали школьникам о Викторе Сайдакове, который пишет статьи о малой родине,их печатает новосибирский журнал. И не только эти люди вошли в наш сборник.Ребята знают теперь много достойных имен и гордятся ими.
Этот проект навторой стадии, то есть сейчас мы хотим его продолжить изучением творческихличностей соседних деревень. Может, кто-нибудь и продолжит его, дополнив доуровня района. Но эта работа очень большая.
Проект«Судьбы, опалённые войной» представляет совместнуюработу по созданию сборника статей. В него войдут рассказы о наших земляках,которых коснулась ВОв. Одна из наших статей опубликована на сайте «ЛетописьНовосибирской области». Дети собирают материалы о судьбах своих родственников,прикладывают фото, оформляют работу. Этот материал мы используем на урокахлитературы. Дети, затаив дыхание, слушают такие истории. Они понимают, как былотяжело тем людям, которые пережили то страшное время. Также мы участвовали вконкурсе сочинений «Без срока давности». Наш ученик, Литвин Владимир, одержалпобеду в регионе. В сочинении он тоже рассказал детскую историю жизни своегопрадеда, который был ребёнком в годы ВОв.
Такжеребята работали над проектом «Эхо Афганистанав моей родной деревне». Над ним работали два мальчика. Они разговаривали светераном боевых действий, рассматривали фотографии, медали. Работа получиласьочень интересной. На презентацию проекта была приглашена мама ветерана, онабыла тронута вниманием к ней и к её сыну. Ребята вручили женщине цветы,показали стенгазету с фотографиями.
Следующийисследовательский проект имеет лингвистическое направление, он тоже носит патриотический характер. Ребята создают словарьместных диалектов. Самое важное, что для этого исследования не обойтись безобщения со старожилами поселка. После таких встреч ребята приносят в школуцелые жизненные истории. Многие из них войдут в сборник. Детям очень нравитсяэта работа. Кто-то записывает речь людей на смартфон, кто-то в тетрадь. Апожилым людям приятно, что о них не забывают. Наш ученик, Коваленко Степан, впрошлом году стал лауреатом с исследовательским проектом «Молодежный сленг». Онрассказал о проблеме засорения современного языка. Проводил интервью смолодым поколением, которые использовали сленг, и с теми, кто говорил накрасивом чистом языке. Степа создал словарь местного сленга. Работа получиласьочень интересной. Сейчас мы работаем над продолжением словарей диалектов имолодежного сленга. Это совместное дело пробуждает исследовательский интерес кродному языку, любовь и бережное отношение к нему.
Такие совместныемероприятия очень положительно влияют на сознание ребят, воспитываютпатриотический дух. Хочу добавить, что не только в такой совместнойдеятельности воспитываю патриотизм. Он должен проявляться во всем, всегда ивезде. Самое важное, на мой взгляд, — учитель должен быть искренним патриотом.Ребёнок чувствует фальшивые эмоции. И если есть большая проблема с воспитаниемпатриота, то нужно начать именно с себя. И все изменится. Вот увидите!
