РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОВЗКАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Учитель начальных классов
Смолярчук Елена Раисовна
2023г.
Проблема формированияпознавательной активности у детей с ОВЗ в течение последнихлет привлекает большое внимание исследователейразной профессиональной направленности. Возникновение интереса к этой проблеме было продиктовано потребностями школьной практики: необходимостью поиска причин и способов устранения неуспеваемости в массовых школах и потребностью в совершенствовании методов дифференциальнойдиагностики нарушенногоразвития. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько полно школьники вовлекаются вучебно-познавательную деятельность.
В обеспечении эффективной диагностики и коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ особая рольпринадлежит дефектологу.
Дефектологическое сопровождение детей на всех этапах обучения — сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться овладение ребенком своей деятельностью (игровой, учебной) и поведением.
Поэтому,наряду с классическими методами диагностики и коррекции правомерно применять методы, которыепозволят проанализировать психическое развития ребенка с нарушениями онтогенеза, его возможности, состояние психических функций. Необходимо исследовать зону ближайшего развития, учитывая возрастные особенности функционирования психики ребенка [3,с.233-234].
В своей практике, наряду с традиционным набором методик я в качестве основы диагностическогоисследования отставания в темпахформирования познавательной деятельности детейс ОВЗ, использую «Функционально – уровневый подход, сформулированныйС. А. Домишкевичем (1952-2003)[1].
Суть метода:
С точки зренияавтора с начала становления познавательной деятельностиможно проследить пять качественно различных уровней:
1 уровень «действий по подражанию» (1–3 года),2 уровень «проб и ошибок» (3–5 лет),
3 уровень «правил и алгоритмов» (5—9лет) ,
4-5 уровень «эвристический», уровень «конструктивно — творческий» (10–12 лет).
Если системное формирование действийоказывается прерванным на каком-либо из этапов,иликакие-либо из этаповоказались неполноценными, то интериоризация действия протекает неэффективно,что ограничивает познавательные возможности ребенка.
При недостаточности первого уровня (прослеживание чужих действий в поле восприятия) наблюдается фрагментарность, неточность представлений, а при прерывании формированиядействия после этогоэтапа – стереотипно-подражательный характер деятельности.
При недостаточности второгоуровня (материальных и материализованныхдействий) –слабая автоматизированность навыков, что порождаетнестабильность процесса и результатовинтеллектуальной деятельности. В случае прерывания системного формирования действия на этомэтапе мы сталкиваемся сдеятельностью по типу «проб и ошибок».
При недостаточности третьегоуровня обнаруживается малая целенаправленность и последовательность, а при остановке формирования действия на нем – способность к решениюинтеллектуальных заданий толькопо алгоритму, предложенному в готовом виде.
При недостаточности четвертогоуровня (свернутой речи) наблюдается слабая поисковая активность, малая гибкостьмышления. В случае остановки формирования действийна этом этапе эвристическая активность не перерастает в творческиедостижения.
Диагностика становления познавательной деятельностис позиции функционально -уровневого подходапозволяет давать содержательную оценку развития познавательной деятельностиребенка с ОВЗ по следующимкомпонентам:
· информационно—содержательному (знания как система представлений и понятий об ок-ружающеммире и самом себе);
· операциональному (перцептивные, мнестические, мыслительные операции· формально-языковому (лексико-грамматические структуры речи);
· регуляторному (функции программирования, контроля
· мотивационно-энергетическому (мотивация, внимание, работоспособность).
Диагностический материал по методике:
· схема наблюдения для выявления сформированностиразличных компонентов позна-вательной деятельности (С.А. Домишкевич) – для психолога.
· Данная схемамодифицирована Е.Л. Шепко (Иденбаум) (учительский опросник).
· Учительский опросникдлявыявления детейс неблагополучием в эмоциональной сфере и поведении.