X-PDF

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СОВЗКАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  начальных классов

Смолярчук  Елена Раисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема формированияпознавательной активности у детей с ОВЗ в течение последнихлет привлекает большое внимание исследователейразной профессиональной направленности. Возникновение интереса к этой проблеме было продиктовано потребностями школьной практики: необходимостью поиска причин и способов устранения неуспеваемости в массовых школах и потребностью в совершенствовании методов дифференциальнойдиагностики нарушенногоразвития. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько полно школьники вовлекаются вучебно-познавательную деятельность.

 

В обеспечении эффективной диагностики и коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ особая рольпринадлежит дефектологу.

Дефектологическое сопровождение детей на всех этапах обучения сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться овладение ребенком своей деятельностью (игровой, учебной) и поведением.

Поэтому,наряду с классическими методами диагностики и коррекции правомерно применять методы, которыепозволят проанализировать психическое развития ребенка с нарушениями онтогенеза, его возможности, состояние психических функций. Необходимо исследовать зону ближайшего развития, учитывая возрастные особенности функционирования психики ребенка [3,с.233-234].

В своей практике, наряду с традиционным набором методик я в качестве основы диагностическогоисследования отставания в темпахформирования познавательной деятельности детейс ОВЗ, использую «Функционально – уровневый подход, сформулированныйС. А. Домишкевичем (1952-2003)[1].

Суть метода:

С точки зренияавтора с начала становления познавательной деятельностиможно проследить пять качественно различных уровней:

1 уровень «действий по подражанию» (1–3 года),2 уровень «проб и ошибок» (3–5 лет),

3 уровень «правил и алгоритмов» (59лет) ,

4-5 уровень «эвристический», уровень «конструктивно — творческий» (10–12 лет).

Если системное формирование действийоказывается прерванным на каком-либо из этаповликакие-либо из этаповоказались неполноценными, то интериоризация действия протекает неэффективно,что ограничивает познавательные возможности ребенка.

При недостаточности первого    уровня (прослеживание чужих действий в поле восприятия) наблюдается фрагментарность, неточность представлений, а при прерывании формированиядействия после этогоэтапа – стереотипно-подражательный характер деятельности.

При недостаточности второгоуровня (материальных и материализованныхдействий) –слабая автоматизированность навыков, что порождаетнестабильность процесса и результатовинтеллектуальной деятельности. В случае прерывания системного формирования действия на этомэтапе мы сталкиваемся сдеятельностью по типу «проб и ошибок».

При недостаточности третьегоуровня обнаруживается малая целенаправленность и последовательность, а при остановке формирования действия на нем способность к решениюинтеллектуальных заданий толькопо алгоритму, предложенному в готовом виде.

При недостаточности четвертогоуровня (свернутой речи) наблюдается слабая поисковая активность, малая гибкостьмышления. В случае остановки формирования действийна этом этапе эвристическая активность не перерастает в творческиедостижения.

Диагностика становления познавательной деятельностис позиции функционально -уровневого подходапозволяет давать содержательную оценку развития познавательной деятельностиребенка с ОВЗ по следующимкомпонентам:

·          информационносодержательному (знания как система представлений и понятий об ок-ружающеммире и самом себе);

 

 

 

 

 

·          операциональному (перцептивные, мнестические, мыслительные операции·            формально-языковому ексико-грамматические структуры речи);

·          регуляторному (функции программирования, контроля

·          мотивационнонергетическому (мотивация, внимание, работоспособность).

 

Диагностический материал по методике:

·          схема наблюдения для выявления сформированностиразличных компонентов позна-вательной деятельности (С.А. Домишкевич) – для психолога.

·          Данная схемамодифицирована Е.Л. Шепко (Иденбаум) чительский опросник).

·          Учительский опросникдлявыявления детейс неблагополучием в эмоциональной сфере и поведении.


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей