Приемыразвития познавательных способностей на уроках русского языка
Развития познавательных способностей – это есть побуждениек активному познанию, расширению знаний. Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер неносила, должна организовываться учителем. Учитель должен поощрятьлюбознательность учеников, так как любознательность – это проявление умственнойактивности школьника. Творчество учителя рождает творчество ученика.
Современное обществоставит перед школой задачу создания условий для формирования личностинравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активнойи самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка,развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничатьс людьми.
Внесение определенныхизменений в содержание и организацию процесса обучения позволяет формировать исовершенствовать целый ряд интеллектуальных качеств личности на каждомструктурном этапе урока.
На минутке чистописания изменились структура иметодика ее проведения. В структуре выделяют две фазы: подготовительная иисполнительная. Подготовительная, в свою очередь, состоит из двух частей: 1) определение и формулирование учащимисятемы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий понаписанию буквы и ее элементов.
На первой частиподготовительной фазы учащиеся самостоятельно определяют букву (буквы), предназначенную для письма. Например, учитель дает задание: «Внимательнопосмотрите на данное изображение и скажите. Какую букву мы будет сегодняписать? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?» Слайд№ 2
Ответ учащихся: «Сегоднямы будем писать букву Р. Она встречается чаще других, точнее 5 раз.
Для проведения второйфазы минутки чистописания учитель пишет на доске цепочку букв (или букв и ихэлементов), и предлагает детям очередное задание: «Определите порядок написаниябукв в данном ряду: Рра, Рре, Ррё». Учащиеся объясняют систему записи: «Заглавнаябуква Р. строчная буква р чередуются с гласными буквами по порядку ихрасположения в алфавите».
Пример 2. Букву, которую мы сегодня будем писать, выопределите сами, расшифровав следующую запись: Слайд № 3.
5 3 1
Д В ?
Ответ учащихся: «Запись можно расшифровать следующимобразом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая –А. Сегодня мы будем писать букву а».
Учитель: «Определите последовательность букв в данном ряду:
Ааб Аав Ааг Аа…»
Учащиеся: «Заглавная А, строчная а чередуются с согласнымибуквами алфавита».
Учитель: «Напишите этот ряд до конца строки, соблюдаяуказанную последовательность».
Во втором классе появляются более сложныеварианты проведения минуток чистописания.
Первый вариант предусматривает совмещениенахождения букв (буквы), предназначенной для написания, с неполным фонетическимразбором. Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лён. Предлагаетсядетям выполнить следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которуюмы будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук.Какая это буква? В каком слове она находится?» Слад № 4.
Ответ учащихся: «Сегодня мы будем писать во времяминутки чистописания букву л. Она находится в слове лён, где обозначаетнепарный звонкий мягкий согласный звук [л´].
Второй вариант –использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра,кодирования и т.д. Например, учитель пишет на доске слова: берёза, песок, глаз,суббота, беда, пальто, лес, собака, работа. Окно и шифр к ним 1-4-1. Предлагаетдетям задание: «Расшифруйте данные цифры, используя только те слова изсловарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде именсуществительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром,то в каждом слове второй группы найдёте искомую букву. Какая это буква? В какихсловах встречается?» Слайд № 5
Ответ учащихся:«Сегодня мы будем писать согласную букву б. Она есть во всех словах второйгруппы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота,собака, работа. К первой группе относится существительноее мужского рода:песок, к третьей – существительное среднего рода: пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».
Третий вариантобеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнениязадания, предусматривающего определение буквы. На доске запись:
· Большой – маленький
· Сухой — ?
· Война — ?
· Глубокий — ?
· Старый — ?
· Гладить — ?
· Твёрдый — ? Слайд № 6
Учитель даёт установку:«Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, тоузнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Возможныйответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслуи начинающиеся на букву М:
· Большой — маленький
· Старый – молодой
· Сухой – мокрый
· Гладить – мять
· Война – мир
· Твёрдый – мягкий
· Глубокий – мелкий
Значит, мы сегодня будем писать букву М».
Особенности проведениясловарно-орфографической работы.
Первый прием — поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетикеи повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точныхустановок учителя.
Например, надоске учитель помещает следующее изображение:
фбчсакгтахшж Слайд№7
ипредлагает детям выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающиеглухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся науроке. Какое это слово?» (багаж)
Илисообщает: «Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось вцепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующемпорядке: СГС, СГ, СГ. Сложив их в указанной последовательности, вы узнаетеслово»:
бдкомвнахжщташь (комната) Слайд №8
Специфика второгоприема заключается в применении для определения нового слова разнообразныхшифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них.
Например,«Внимательно посмотрите на данный шифр и ключ к нему. Разгадав ключ данногошифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке»:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
с |
р |
в |
я |
ц |
и |
л |
а |
2 |
ч |
е |
а |
г |
б |
о |
н |
д Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
иключ к нему: 1 – 2 1 – 4 2 – 5 1 — 6 2 – 7 1 — 8 (рябина) Слайд № 9
Третийприем заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя,помогающих учащимся определить искомое слово.
Например,«Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдетепрямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединенияостальных букв искомого слова»:
(корабль)
Четвертыйприем состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действияучащихся.
Например,«Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мыпознакомимся на уроке:
Р А С А К Е Л Ю Т А Т
Уменьшениеили отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей болеенапряженно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность,наблюдательность, развивает их речь.
Пятыйприем предусматривает нахождение нового словарного слова иформулирование темы словарно-орфографической работы на основе установлениядетьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале.
Задание: «Вы сможете назвать новое слово из словарика,с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связимежду словами в данных парах»:
м…г…зин – прод…вец
б…льница – врач…
т…атр – …ктер
космический к…рабль – ? Слайд №10
Какая имеется смысловая связь между словами каждойпары?
С каким словом мы познакомимся на уроке?
Примерный ответ: «В каждой паре первое словообозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию. Вмагазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актер, на космическомкорабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт».
Физкультминутка не исключение в развитии познавательных способностей. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной.В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащуюязыковую единицу.
Например, тема: «Род имен существительных». Я буду называть слова.Если услышите слово мужского рода, подпрыгните, женского – присядьте, среднего– разведите руки в стороны».
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать кпознавательной деятельности в условиях обширного информационного пространствасовременности. Сложнаязадача и решать ее нужно только находясь в постоянном профессиональном поиске итворчестве.
Вот уже несколько лет яприменяю в своей практике технологию развития критического мышления черезчтение и письмо на уроках русского языка. Данная технология позволяет сильнымучащимся развивать свои таланты, ученикам со средними способностями добиться новыхположительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучениюпобывать в ситуации успеха.
Урок, на котором используется технологиякритического мышления, должен быть модульным и состоять из трех стадий.
Первая стадия –вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учениказнания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемойтеме, мотивировать ученика к учебной деятельности. Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяетученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимисязнаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждогоиз учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Стадиявызова
Для начала давайтеотгадаем загадки:
- Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
- Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Учитель: Ребята, какая частьречи помогла отгадать нам эту загадку? (Прилагательное)
Смысловая стадия
Инсерт тоже относитсяк группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Этот приемработает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы детям понадобитсяобратиться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательноечтение. Технологический прием Инсерт и таблица Инсертсделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знанияк новому.
1.Индивидуальная работа учащихся стекстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текстаиспользуется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильнойинформации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ V ” — знаю
“ + ” — Новое
“?” —Есть вопросы
2. Учащиеся коротко (слова исловосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.
3. Учащиеся формулируют и записываютвопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают). Слайд№ 11
«V» — знаю |
«+» — новое |
«?» — есть вопросы |
Информационный текст
Имя прилагательное – часть речи,отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме,цвету, вкусу, запаху.
Также прилагательное передает отношение говорящего к предметуразговора, характеризуя его.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
Окончание имени прилагательного можно узнать посуществительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.
Кластеры в переводе «гроздья»
Выделение смысловых единиц текста и графическоеоформление в определенном порядке в виде грозди.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы,часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.Грозди — графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже негромоздятся, а гроздятся, то есть, располагаются в определенномпорядке. Слайд № 12
Стадия рефлексия
Прием “Написание синквейна”
Синквейн -самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означаетстихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определеннымправилам.
На первой строчке записывается одно слово– существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать дваприлагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются триглагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза,состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношениек теме.
Пятая строчка – это слово – резюме,которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новуюинтерпретацию.
Прилагательное
Яркое, разнообразное
Украшает, дополняет, обозначает
Имя прилагательное – часть речи
Незаменимо