X-PDF

Развитие речи старших дошкольников с ТНР посредствам использования дидактического синквейна

Поделиться статьей

«Развитие речи старшихдошкольников с ТНР посредством использования дидактического синквейна»

 

Правильная речь занимает главноеместо в развитии ребенка. Только через родной язык дети познают  окружающую ихжизнь.

Родной язык –  средство общения,выражения и формирования мыслей , служит «активным могучим средствомвсестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем шире словарныйзапас и правильнее речь ребенка, тем легче ему говорить свои мысли, темнасыщеннее его общение со сверстниками, взрослыми.

На сегодняшний день отмечаетсявысокий рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи нужноначинать как можно раньше. Эффективностьустранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедиикак науки.

В современном образовательном процессеприменяют различные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют какобщепринятые технологии, так и нетрадиционные.

Одна из  новых технологийназывается дидактический синквейн.

Дидактический синквейн –технология в логопедической работе по развитию лексико-грамматического строя исвязной речи у детей старшего дошкольного возраста. Развитие речевыхспособностей у детей это одна из главных задач дошкольногообразования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями иописаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Из  опыта работы с такими детьми,можно сказать, что им требуется больше усилий на то, чтобы изложить правильносвои мысли.

Актуальность и разумностьиспользования данной технологии:

— Не нарушает общепринятую системувоздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

— Способствует обогащению,расширениюи актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

— Носит характер комплексноговоздействия не только развивая речь, но и способствуя развитию высшихпсихических процессов (памяти, внимания, мышления,)

— Позволяет ребенку бытьактивным,  творческим участником образовательного процесса.

Составления дидактического синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательныхсистем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что соответствует требованиямФГОС ДО и запросам современного информационного общества. Данный метод может легкоприменяться с другими образовательными областями коррекционной программы, апростота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Присоставлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже неимеет значения. В нем  самое главное — это смысловое содержание и частьречи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободноемини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Синквейн — слово французское, впереводе означает «стихотворение из пяти строк».

В России синквейн появился в 1997 году,как эффективный метод развития образной речи.

Синквейн составляется по определеннымправилам.

I строка — одно слово, обычносуществительное, отражающее главную идею;

II строка — два слова, прилагательные;

III строка — три слова, глаголы,описывающие действия в рамках темы;

IV строка — фраза из нескольких слов,показывающая отношение к теме;

V строка — одно слово (существительное)или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяетсуть темы в 1-ой строчке.

Примеры синквейнов.

Ежик                                                                    

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается.

Мне нравится маленький ежик.

Лес.

Кукла

Красивая, маленькая.

Стоит, сидит, улыбается.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

Из примеров видно что:  для того,чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточныйсловарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, владнть такимипонятиями, как слово-предмет (живой — не живой), слово-действие, слово-признак.Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы.Отсюда следует, что перед составлением синквейна воспитателем и учителем –логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевойбазы.

Подготовительный этап.

Работа начинается с уточнения,расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями«слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово,обозначающее признак предмета», готовится основа и накапливается материал дляпоследующей работы над предложением. Дети знакомятся с понятиями «живой» и«неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающимпредметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различныекартинки, предметы. После того, как у детей сформировалось представление ословах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию опредложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлениемпредложения.

Основной этап.

Происходит знакомство с алгоритмомсоставления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн(с помощью педагога).

Дошкольники не умеют писать, поэтомуработа над составлением синквейна проходит с использованием  схем,алгоритмов. Обязательно  подбирается  наглядный дидактическийматериал. Разрешается необязательное правило соблюдения синквейна: в четвертойстроке синквейна предложение может  состоять не из четырех слов, а из трехили пяти; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

Идет работа с пословицами, поговорками,крылатыми  выражениями, афоризмами на заданную тему.

Свои работы (синквейны) дети оформляюткак в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретноощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений сопорой на схему. Сначала работа идет с участием педагога, позже, когда детям понятна схема работы, дети заполняют синквейн самостоятельно.

Практический этап.

На следующем этапе  продолжаетсяработа по обогащению и активизации словаря; составлению предложений изнескольких слов, показывающих отношение к теме, выражающих личное отношениеавтора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной)картине. Зная особенности  речевого развития детей данного возраста,предварительную работу перед занятиями можно усложнить, подбирая различныеформы активизации мыслительной деятельности у детей: важно научить детейвыражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использоватьзнание пословиц, поговорок по заданной теме.

Синквейн может использоваться виндивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимныемоменты, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуютсяродителям.

При составлении синквейна используютсяразличные варианты работы.

Эти  методы  развивают у детейпамять, слуховое восприятие, логическое мышление и творческоевоображение.  При использовании более усложненной схемы, у детейобогащается словарный запас, умения строить правильно предложения, формируетсяи развивается связная речь,  способствует успешному  составлениюописательных рассказов.

·        Синквейн-загадка.

Детям зачитываетсясинквейн  со второй строчки, дети отгадывают первую.

·        Анализ неполного синквейна дляопределения отсутствующей части.

1.     Пчелка.                                                 

2.     маленькая, трудолюбивая.                                  

3.     ………………………                                   

4.     Приносит людям пользу.              

5.     Медонос.                                                   

·        Составление синквейна попрослушанному рассказу.

·        Составление синквейна назаданную тему.

Например,лексическая тема «Осень».

1.     Осень

2.     Золотая, дождливая.

3.     Пришла, очаровала, закрутила.

4.     Короткая, но дивная пора.

5.     Времена года.

·        Составление связного рассказа посоставленному синквейну.

(рассказпо предыдущему синквейну «Осень»)

·        Составление синквейна по своемурисунку.

Количество вариантов работы неограничено. Их можно совершенствовать, создавать новые.

Эффективность и значимость синквейна.

·        облегчает процесс усвоения понятийи их содержания;

·        учит коротко, но точно выражатьсвои мысли;

·        способствует расширению иактуализации словарного запаса;

·        закрепляет знания  по изученным лексическим  темам.

Использование синквейна в коррекции ТНРспособствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развиваетсясвязная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи,закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умениеиспользовать в речи различные по своему составу предложения, умение описыватьпредметы, составлять рассказы.

 

 

Список литературы

1.     Акименко В.М. Развивающиетехнологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2.      Акименко В.М. Речевыенарушения у детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.Душка Н.Д. Синквейн в работе поразвитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

3.     Душка Н. Синквейн в работе по развитиюречи дошкольников // Логопед. – 2005. – №5.

4.     Логопедия: Учебник для студентовдефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет