X-PDF

Развитие самостоятельности детей 5го года жизни.

Поделиться статьей


Актуальность темы. 
Вопрос развития самостоятельности у детейсчитается одним из наиважнейших, так как самостоятельность — существенноекачество, которое необходимо для будущей деятельности ребенка.

Ответственная и серьёзная работа каждого педагога — этоорганизация самостоятельной деятельности ребенка. Данная задача встаёт передкаждым воспитателем в числе задач первоочерёдного значения. Заинтересованностьк исследуемому вопросу формируется и в настоящее время, гуманистическимивопросами наиболее глубокого выявления индивидуальности созревающей личности,ее творческого потенциала. Жизнь в абсолютно всех ее проявлениях становится всесложнее и разнообразнее, от человека требуется творческий подход к решениюкрупных и небольших задач, умение независимо устанавливать и разрешать новыепроблемы.

За последние годы проведено не мало, научных исследований,посвящённых рассмотрению теме моделирования детей пятого года жизни, однакораскрывающих особенности формирования игрового моделирования в развитиисамостоятельности детей явно недостаточно.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы складывается из социальногозаказа общества. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказМинобрнауки РФ от 17.10.2013г.  №1155)[38] выделяет отдельное направлениеподготовки детей – образовательная область «Социально-коммуникативноеразвитие» направленное  становление самостоятельности, целенаправленностии саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоциональногоинтеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Художественно-эстетическое развитие предполагает  реализациюсамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Проблему развития самостоятельной, творческой личностиследует решать уже начиная с взаимодействия с дошкольниками. Исследованияпсихологов подтверждают, что в данный период раскрываются подходящие благоприятныевозможности для создания базы самостоятельности, а также творчества (А.В.Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. С.Л. Рубинштейн).

Интерес к данной проблеме определён тем, что стремление ксамостоятельности в игровой деятельности характерно для маленьких детей. Этовнутренняя необходимость растущего организма ребёнка, которую следует сохранятьи совершенствовать.

Своевременное формирование самостоятельности игровогомоделирования расширяет возможности общения, запас познаний, подготавливаетплатформу ребёнку для успешного вхождения в ситуацию школьного обучения.

Таким образом, для дошкольной педагогикистановится актуальным поиск эффективных путей и средств игрового моделированиякак технологии в образовательном процессе для реализации самостоятельнойтворческой деятельностью детей.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследованияскладывается из того, что проблемы, исследуемые учёными о проблемах игрового моделирования не достаточно изучены, современная теория ипрактика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработкепроблемы развития игрового моделирования деятельности дошкольников являетсяактуальной.

Психологами доказано, что у детей первыхсеми лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном долженстроится на методах наглядных и практических.

На научно-методическом уровне актуальностьисследования связана с тем, что эффективностьприменения  игрового моделирования в дошкольном возрасте  доказанарядом психологических и педагогических исследований (Л.А. Венгер, Е.Е.Сапогова. Использование моделирования как средства формирования разнообразныхзнаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитиедетей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легкои быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируютсяперцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги вразвитии мышления.

Все выше изложенное определяет проблему исследования ипозволяет сформулировать цель и задачи исследования.

Проблема:         каковыпедагогические условия, способствующие формированию самостоятельности впроцессе игрового моделирования у детей пятого года жизни?

Цель        исследования:        выявитьи теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированиюсамостоятельности в процессе игрового моделирования у детей пятого года жизни.

Объект исследования: формирование самостоятельности впроцессе игрового моделирования  детей пятого года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия,способствующие формированию самостоятельности  в процессе игровогомоделирования детей пятого года жизни.

Гипотеза: формированиесамостоятельности  в процессе игрового моделирования детей пятого годажизни будет успешным, если педагогическими условиями выступают:

— создание образовательной среды, направленной наформирование самостоятельности  в процессе игрового моделирования детейпятого года жизни;

— подбор наглядного материала с соответствующим содержанием;

— организация и насыщение различных видов игровогомоделирования (конструктивний, познавательной, продуктивной), с детьми пятогогода жизни.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемеформирования самостоятельности в процессе игрового моделирования детей пятогогода жизни.

2. Провести диагностику уровня сформированностисамостоятельности у детей пятого года жизни.

3. Создать воспитательно-образовательную среду, направленнуюна формирование самостоятельности  в процессе игрового моделирования детейпятого года жизни.

4. Подобрать виды игрового моделирования для развитиясамостоятельности.

5. Выявить эффективность разработанной методики.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ научно-методических пособий, сравнение,обобщение

2. Эмпирическое: диагностика, беседа, изучение продуктовдетской деятельности, педагогическое наблюдение, беседа.

3. Педагогический эксперимент- констатирующий, формирующий,контрольный.

Организация и основные этапы опытно-экспериментальнойработы: проводились на базе муниципального дошкольного образовательногоучреждения Октябрьский детский сад «Василёк» Чердаклинского района в среднейгруппе группе, которую посещает 17 воспитанников.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап – констатирующий(октябрь 2020 года – ноябрь 2020года).

Задачей, которого является изучение исходных параметров воспитательно-образовательногопроцесса по формированию самостоятельности  в процессе игровогомоделирования у детей пятого года жизни. На данном этапе была изученапедагогическая и методическая литература, имеющаяся в дошкольномобразовательном учреждении. Были обоснованы цели и задачиопытно-экспериментальной работы, так же определён исходный уровеньсформированности самостоятельности в процессе игрового моделирования у детейпятого года жизни.

Второй этап – формирующий (декабрь 2020 года – март 2021года). Организация и проведение экспериментальных воздействий, направленных насоздание педагогических условий для эффективного формирования самостоятельностив процессе игрового моделирования у детей пятого года жизни.

Третий этап — контрольный (апрель 2021 года – май 2021года). Целью этого этапа является анализ полученных результатовэкспериментального воздействия, конечное состояние параметроввоспитательно-образовательного процесса. Анализ и оценка организации ипроведения формирующего этапа исследования. Оформление выводов, полученныхрезультатов и материалов опытно — экспериментальной работы.

Практическая значимость:

— разработан и внедрён в практику дошкольногообразовательного учреждения план экспериментальной работы с использованиемразличных игровых моделей по формированию самостоятельности у детей пятого годажизни;

— отобраны и внедрены в практику дошкольного образовательногоучреждения игровые модели по формированию самостоятельности у детей пятого годажизни.

Структура работы: работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы представлены из …… источников иприложений где дан диагностический материал, разработаны конспектыобразовательной деятельности с детьми и совместной деятельности с родителямикоторая может использоваться в практической деятельности педагогами дошкольныхобразовательных организаций.

ГЛАВА1. Теоретические основы формирования самостоятельности в процессе игровогомоделирования у детей пятого года жизни.

1.1.Особенности формирования самостоятельности

удетей дошкольного возраста.

Исследователями доказано, что дошкольное детство – это особыйпериод в развитии личности человека. Именно в дошкольном возрасте наиболееэффективно происходят процессы возникновения, становления и развитиямногообразных представлений и понятий об окружающем мире. Дети овладеваютразличными умениями, совершенствуют их в практической деятельности.

Самостоятельность – непрерывно развивающееся личностноекачество, фундамент которого формируется в дошкольном возрасте.

Педагоги и психологи усматривают первые проявлениясамостоятельности в преддошкольном возрасте (Б.Г. Ананьев, Н.М. Аксарина, Р.С.Буре, Г.Н. Година, А.А. Люблинская и др.) [2, 7, 14, 21, 44]. Исследователисчитают, что любой здоровый ребенок стремится к определенной независимости отвзрослых в будничных повседневных ситуациях в пределах своих пока небольшихвозможностей.

Как считает С.Н. Теплюк, истоки самостоятельности проявляютсяв раннем возрасте, в первые два года жизни ребенка. В это время начинаютформироваться самостоятельные действия и навыки, которые понемногу усложняютсяв играх и занятиях, в общении и восприятии окружающего мира. Самостоятельныеумения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видахдеятельности, со временем превращаясь в свойство личности. Автор отмечает, чтородители играют наиболее существенную роль в этом процессе[67].

Начала самостоятельности закладываются на границе раннего идошкольного возраста, а последующее развитие дошкольников связано сформированием основных видов деятельности: игры (С.А. Марутян, Д.Б. Эльконин),бытового труда (Г.Н. Година, Р.С. Буре), конструирования (О.Г. Жукова),художественной (Н.А. Ветлугина, Т.А. Власова) и учебной деятельности (Р.С.Буре, А.П. Усова). Любой вид детской деятельности специфически влияет наразвитие активности и инициативности.

Исследователи вопросов развития самостоятельности ввозрастном аспекте в целом определяют самостоятельность, как сложное и важноекачество личности, которое проявляется и закрепляется в деятельности, а такжеспособствует всестороннему развитию личности. Успешность формированиясамостоятельности на ранних этапах развития во многом обусловливаетнаправленность личности. В науке до настоящего времени нет общего мнения о том,в каком возрасте и каким образом самостоятельность проявляет себя, и какиедействия ребенка можно считать самостоятельными. Часть исследователей полагает,что настоящая самостоятельность присуща только взрослому человеку, зрелойличности. Другие трактуют самостоятельность как развитое качество личности,которое проявляется у подростков. Третьи наблюдают ярко проявляющуюсясамостоятельность уже у старших дошкольников (Л.С. Выготский, Д.В.Менджерицкая, А.П. Усова).

Е.П. Ильин также полагает, что самостоятельность как волеваячерта личности характерна уже для дошкольников, однако дети разного возрастаимеют различные мотивы ее проявления. Младшие дошкольники используют ее каксредство достижения частных намерений [33].

В.П. Дуброва считает самостоятельность детей старшего дошкольноговозраста свойством личности, проявляющемся в нравственно-волевой направленностиповедения и деятельности, обнаруживающейся в желании действовать без помощидругих людей, в активности, инициативе при реализации деятельности и достиженииее результатов, в нравственной 18 мотивации самостоятельных действий (проявитьзаботу, не затруднять окружающих, оказать помощь, получить похвалу) [25].

Т.С. Борисова выделяет компоненты развития самостоятельностидетей:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление.

2. Эмоциональный: эффективность мыслительной деятельностиможет значительно повышаться благодаря эмоциям при определенных условиях.

3. Волевой: элементы воли, зарождающиеся у детей уже впреддошкольном возрасте; степень развития воли зависит от средств, приемов иметодов воспитания [12].

В качестве критериев самостоятельности Л.А. Порембскаявыделяет умения и навыки, мотивы, ответственное отношение ребенка к делу [62].

В исследованиях Т.А. Алмазовой, Ф.И. Изотовой и др.самостоятельность рассматривается в деятельностном контексте черезхарактеристику способа деятельности (от подражания к творчеству). К её основнымпризнакам авторы относят: отсутствие руководства со стороны педагога; наличиеконкретных умений и общих, необходимых в любой деятельности (определить цель испособы её решения, сравнить результат с целью); перенос известных способовдеятельности в новые условия; внесение творчества в выполняемую работу;осознание детьми смысла и цели деятельности и появления на этой основе внутреннихмотивов самостоятельной деятельности [5, 32].

С.А. Марутян отмечает, что разные виды деятельностистимулируют развитие разных составляющих самостоятельности детей. Так,инициатива успешнее формируется в игровой деятельности; независимость – впродуктивной деятельности; ответственность – в трудовой [45].

Самостоятельность репродуктивного характера в период детствапостепенно сменяется самостоятельностью с начатками творчества, растет уровеньосознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в ходе совершаемой имдеятельности [51].  

К признакам самостоятельности детей ученые относятсамоорганизованность и исполнительность, которые выступают ее компонентами, ипроявляются у детей дошкольного возраста в умении планировать своюдеятельность, придерживаться намеченного плана, своевременно выполнятьтребования взрослого [17].

А.В. Минина и др. авторы считают, что существенная роль встановлении самостоятельности отводится самосознанию (способности ребенкаосуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности и поведения) [48, с.112].

Анализ сущности самостоятельности показал, что висследованиях, где самостоятельность характеризуется как способ деятельности,ее структура соответствует компонентам самой деятельности (мотив, цель, способыдеятельности). В данных исследованиях доказывается, что развитиесамостоятельности осуществляется через транслирование детям системы знаний,умений и навыков и многократное повторение самостоятельных действий [48].

Анализ литературы дает возможность выделить ряд ступеней вформировании самостоятельности ребенка.

Предпосылки самостоятельности появляются в раннем возрасте,но говорить о самостоятельности, как специфическом личностном качестве,относительно устойчивой особенности детей можно только к концу дошкольноговозраста.

Исследования показали, что старшие дошкольникихарактеризуются довольно высоким уровнем развития самостоятельности приусловии:  

обогащенияпредставлений и знаний о способах самостоятельного поведения, понимания детьмиважности самостоятельности в личностном и социальном аспекте; формированияположительного отношения к деятельности;

∙ формированияэлементов самоконтроля и самооценки при осуществлении деятельности.

Многочисленные научные исследования доказывают, что источникстановления самостоятельности не во врожденной активности, а в осмысленнойдеятельности субъекта, в которой он реализует свои отношения с окружающим миром[29, 44, 70].

По мнению Е.Л. Кононко, самостоятельность как свойстволичности складывается на протяжении всего детства и зависит от содержательныхособенностей деятельности ребенка. Она достигает разных уровней в своемразвитии в зависимости от системы требований, которые взрослый предъявляетребенку в условиях воспитывающей его среды. Говоря о становлениисамостоятельности, Е.Л. Кононко отмечает: «Самостоятельные действияпреддошкольника, развиваясь и получая системность, к началу дошкольноговозраста начинают принимать форму деятельности. В разных ее видах к среднемудошкольному возрасту начинают появляться различные формы самостоятельного поведения.Приобретая устойчивость, самостоятельное поведение к старшему дошкольномувозрасту переходит в тенденцию, которая является свидетельством проявлениясамостоятельности как свойства личности» [36].

Появление новых форм самостоятельности зависит от обогащениясодержания и структуры деятельности ребенка [29].

Большое значение для развития самостоятельности имеют мотивыи цели детской деятельности.

Процесс и результат деятельности, по словам А.Н. Леонтьева,непосредственно обусловлены тем, на что направлена деятельность и ради чего онасовершается [43].

Исследованиями А.В. Запорожца доказано, что в формированиисамостоятельности большое значение имеет появление эмоциональногопредвосхищения результатов деятельности[29]. В процессе одного из экспериментову детей была организована специфическая психическая деятельность –«деятельность эмоционального воображения», которая дала им возможность заранеепредставить и пережить дальние последствия своих 21 поступков, проникнуть в смыслсвоих действий, который они будут носить для окружающих. Эксперимент показал,что метод эмоционального предвосхищения результатов своей деятельностисодействует активизации моральных, эмоциональных и физических сил ребенка,увеличивает уровень его активности, способствует более успешному достижениюпоставленной цели [71].

Главным принципом развития самостоятельности выступаетпринцип соединения руководящей роли взрослого и личной активности ребенка [47].«Самостоятельность ребенка, – пишет А.А. Люблинская, – не имеет ничего общего снеконтролируемым его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоитруководящая роль и требования взрослого» [44, с. 378].

Представляет интерес идея Г.Н. Годиной о том, что развитиесамостоятельности у детей обуславливается взаимоотношениями между ребенком ивзрослым, постановкой ребенка в активную позицию в различных видахдеятельности, где важно искусное совмещение управляющей роли взрослого исамостоятельной деятельности детей. Кроме того, если оценка взрослого касаетсяэмоциональной сферы детей, то она позволяет малышам понять правильность своихдействий, пробуждает уверенность в собственных силах [21].

Еще Л.С. Выготский обращал внимание, что любое действие посвоей природе есть в прошлом совместное со взрослыми действие, и то, чторебенок сегодня совершает с помощью взрослых, завтра он сможет сделатьсамостоятельно [18]. Мастерство педагога, родителя именно и заключается в том,чтобы поставить ребенка в позицию потребности принимать самостоятельныерешения, организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать еерезультаты.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте, по мнениюсовременных ученых, непосредственно взаимосвязано с овладением ребенком разнымивидами деятельности (игровой, продуктивной, 22 познавательной, трудовой и др.),в которых он имеет возможность постепенно развивать свою субъектную позицию.

Существенное значение в формировании самостоятельностиребенка  дошкольника имеет игра. Игра как свободная и самостоятельная деятельность,которая возникает по собственной инициативе ребенка, имеет особенностьюактивный, творческий характер, высокую эмоциональную насыщенность.

В исследованиях педагогов и психологов подчеркивается, чтоигра возникает под воздействием социального окружения, в результате усвоенияребенком социального опыта. Именно в игре ребенок «находит свое место» всоциальной жизни, действуя самостоятельно, независимо от взрослого, на основесвоих интересов и потребностей [18, 44, 60].

Значимую роль в развитии самостоятельности старшихдошкольников выполняют игры с правилами. Умение выбрать определенную внутреннююпозицию, действовать соответственно игровой задаче крайне важно для развитиясамостоятельности. А.К. Бондаренко отмечает, что игры с правилами способствуютформированию самостоятельности мышления, развитию критичности ума, способностиотстаивать собственную точку зрения. Именно в игре поведение дошкольникастановится произвольным и все более самостоятельным [11].

Огромное значение для развития самостоятельности имеютпродуктивные виды деятельности ‒ лепка, рисование, аппликация, конструирование.

Н.Н. Поддьяков считает, что продуктивная деятельностьориентирована на воспроизведение и моделирование окружающих ребенка предметов вразных материалах, поэтому продуктивные виды деятельности содержат колоссальныйпотенциал для проявления самостоятельности, инициативы, творчества дошкольника,поскольку они эмоциональны по характеру, результативны, выражают впечатленияребенка в образах, красках, формах, ритмических сочетаниях [59].

В работах Н.А. Ветлугиной, В.Н. Зинченко, О.Г. Жуковойраскрываются потенциальные возможности и отдельные способы формированиясамостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании иизобразительной деятельности.

В.Н. Зинченко подчеркивает, что самостоятельность проявляетсяраньше у детей с более развитой моторикой, речью, воображением, кроме тогоотчетливее выражена динамика ее развития [31].

Следует отметить важную роль трудовой деятельности ввозникновении и развитии самостоятельности дошкольника.

У старших дошкольников в той или иной мере могут бытьсформированы все компоненты трудовой деятельности: умение ставить перед собойцель и достигать ее, осознание потребности труда взрослых и социально значимыемотивы собственного труда, необходимые личностные качества, такие какответственность, заботливость, самостоятельность, настойчивость, инициативностьи др. [21, 42].

Самым первым видом труда, который осваивает ребенок, являетсясамообслуживание. Именно в процессе данной деятельности он знакомится со всемикомпонентами труда и в результате удовлетворяется его потребность вдеятельности, накапливаются знания о предметах, ребенок приучается к трудовомуусилию – становится самостоятельным.

В.П. Дуброва, анализируя специфику проявлениясамостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах труда(природоохранном, хозяйственно-бытовом, ручном и др.), выделила причиныразличного уровня проявлений детьми самостоятельности в деятельности:

∙ недостаточнуюстепень овладения деятельностью;  

∙ содержаниесобственно деятельности, от которого зависит эмоционально-предпочтительноеотношение ребенка к конкретному виду труда;  

∙ уровень пониманиядетьми значения результатов своего труда;

∙  присутствиезначимого взрослого

Кроме того, автор выделяет следующие формы самостоятельности: 

∙  активная (детивыполняют работу без полного инструктирования, постановки задачи со сторонывзрослого, при отсутствии контроля в открытой форме за ее выполнением);  

∙ пассивная (детиработают самостоятельно только при объявлении воспитателем цели работы иналичии инструктирования, что и как выполнять);

∙ избирательная,или ситуативная (отличается непостоянством и зависит от системы требований, отличности взрослого);  

∙ эпизодическая(проявляется в определенном виде деятельности и зависит от эмоциональногоотношения к труду или от эмоционального состояния ребенка вообще) [25].

Особое значение в становлении самостоятельности имеет один извидов мыслительной деятельности – детское экспериментирование. Детскоеэкспериментирование отличается общей направленностью на получение новых знанийо предмете, что является основным мотивом деятельности. В процессе развитияпоисковой деятельности проходит страх детей перед совершением ошибки, чтонеобходимо для развития смелости мышления.

Р.С. Буре утверждала: «Активным средством воспитаниясамостоятельности является вовлечение ребенка в разнообразную деятельность,задания, заключающие в себе необходимость проявления самостоятельности исоответствующие его возможностям. Одновременно необходимо учитывать, чтозадания надо давать в такой форме, которая бы возбуждала интерес к ихвыполнению, а полученный результат приводил к успеху, вдохновлял ребенка» [15].

Таким образом, основным фактором формирования и развитиясамостоятельности детей дошкольного возраста является активная деятельность.Разная деятельность оказывает специфическое влияние на становление разныхкомпонентов самостоятельности. Так, формированию целенаправленности иосознанности действий, настойчивости в достижении 25 результата будетспособствовать трудовая деятельность, а для развития активности и инициативыблагоприятные возможности заложены в игре. В продуктивных видах деятельностиболее эффективно можно формировать независимость ребенка, стремление к поискуподходящих средств самовыражения. В играх с правилами, детскомэкспериментировании развивается смелость и самостоятельность мышления.

Динамика развития самостоятельности связана с особенностями,потребностями и интересами ребенка на разных возрастных этапах его жизни. Враннем детстве преобладает потребность в активных действиях и в эмоциональномобщении с близким взрослым. Уже с младшего дошкольного возраста дети испытываютбольше потребности в результативных действиях, это ведет к появлениюнастойчивого стремления и желания самостоятельно участвовать в продуктивнойдеятельности и достижению в ней каких-либо самостоятельных результатов. Этопозволяет сделать вывод о том, что для разных возрастных этапов характерносуществование таких видов деятельности, в которых формированиесамостоятельности проходит более результативно и успешно, так как базируется наинтересах и потребностях детей. В раннем возрасте это предметная деятельность,общение со взрослым и зачатки самообслуживания, в дошкольном – игры разныхвидов, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, трудовая[47].

Р.С. Буре указывает на необходимость перестройки методоввоспитания: «вместо прямого побуждения взрослым отдельных действий ребенкаведущими должны являться такие, которые поощряют его стремление освободиться отопеки взрослого, приветствуют любую попытку малыша проявить самостоятельность,ставят его в условия выбора содержания и средств воплощения своих интересов.Другими словами, вместо предложений «сделай так», «унеси», «поставь» и т.д.применяется позитивная оценка попыток ребенка действовать самостоятельно,поддержка его решений. Особенно обязательными становятся приемы, предваряющие26 ошибки, которые вызывают неудовлетворение собой и ведут к появлениюзаниженной самооценки» [16].

Р.С. Буре определила порядок и примерное содержание приемоввоспитания самостоятельности у дошкольников:

1. Поощрение попытки проявить самостоятельность, содействие инезаметная помощь для того, чтобы у ребенка сложилось ощущение самостоятельноговыполнения желаемого действия.

2. Позитивная оценка ребенка, выказывающего стремление ксамостоятельности. Организация общего положительного отношения к инициативедетей, их идеям, действиям, поступкам.

3. Воспитание у детей осознания своей ответственности завыполняемые действия, поступки, позитивная оценка стремления достигатьнамеченной цели, не отступая от возникающих трудностей [16].

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Итак, становление самостоятельности и активности ребенкапроисходит в течение всего периода детства. Самостоятельные отдельные действияребенка раннего возраста, пополняясь и обогащаясь, к началу дошкольного периоданачинают формироваться в самостоятельную деятельность. В среднем дошкольномвозрасте разные формы самостоятельного поведения проявляются в разных видахдеятельности. Самостоятельное поведение в старшем дошкольном возрастеприобретает устойчивость и постоянство, которые являются свидетельствомпоявления самостоятельности как качества личности ребенка. Это качество можетпроявляться как в различных видах практической деятельности, так и в общенииребенка со сверстниками и взрослыми. Благодаря способности детей к «обобщенномуподражанию» самостоятельность возникает там, где ребенок преодолеваетподражание и проявляет сознательное отношение и творчество к использованиюимеющихся образцов, развертываясь от самостоятельности воспроизводящего,репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества [69, с.24].

Все вышесказанное подтверждает определение самостоятельностикак «одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении поставитьопределенную цель, настойчиво достигать ее выполнения своими силами,ответственно относиться к собственной деятельности, действовать при этомсознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новыхусловиях, требующих принятия нестандартных решений» [61, с. 309-310].  Вкачестве первоисточника проявления и развития самостоятельности устанавливаютсяпотребности детей, реализующиеся в деятельности, а непосредственным ее стимуломвыступает интерес. Для воспитания самостоятельности можно использоватьразличные сочетания методов, приемов и средств, которые побуждают активностьребенка.

1.2 Влияние игрового моделирования на развитие детейдошкольного возраста

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста являютсяглавным в их развитии.

 В дошкольномвозрасте характеризуются совершенствованием ощущений, восприятий, наглядныхпредставлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (вмладенчестве) к нагляднообразному. Это позволяет ребенку устанавливать связимежду предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится выделятьнаиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано сречью.

Большую роль играет узнавание при повторном восприятии,какого либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка появлениеспособности к воспроизведению. Сначала формируется произвольноевоспроизведение, а затем произвольное запоминание.

В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступаетигра, воображение быстро развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник,состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либодеятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра, конструирование,рисование, лепка. Они создают оболочку для поддержания воображаемых образов.

У детей дошкольного возраста различают личные мотивы иобщественно значимые, но преобладают личные.  Достаточно посмотреть, какребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре. Вовзаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироватьсяпредставления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо ичто такое плохо». Естественно в нравственной ориентации основополагающий примерзадает взрослый. Ребенок ориентируется на поступки взрослого.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которыеиспользуются взрослым в целях воспитания детей. В игре у ребенка формируются тестороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будетпреуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; вигре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере,являющейся фундаментом развития личности [55, стр. 176].

Игра обладает психологическими, организационно-методическимипреимуществами: имитирует различные виды социальной деятельности, помогаеториентироваться в различных жизненных ситуациях; расширяет сферу контакталичности; является действенным инструментом углубления обучения,сотрудничества, социального диалога.

 Ценность изначимость игры заключается в том, что она представляет собой единуюдеятельность. В игре могут изменяться все формы человеческой активности:физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируютсямыслительные и психологические структуры, соответствующие разноплановымзадачам: коммуникативным, оздоровительным, адаптационным, стратегическим.

 Для маленькогоребенка игра – это жизнь. В игре формируются основы социального поведения,нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра являетсяосновным средством физического, духовного и умственного развития [МетодикаИО, с. 18].

Игровая деятельность задается взрослым, который учит малышаиграть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.Осваивая эти действия, ребенок обобщает игровые способы и переносит их в другиеситуации. Игра ребенка приобретает творческий, управляемый и согласуемый сдругими ее участниками характер. При таком развитии игровая деятельностьмаксимально выполняет свои функции.[56, с. 137].

Игра является основной формой организации детскойдеятельности. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса воспитания,максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой иповеденческой (движения, действия и т.д.).

Игра сложный социокультурный феномен, неотъемлемая частьжизни человека от рождения до последних дней.

 Игра – это формадеятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоениеобщественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способахосуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра имеет очень широкий диапазон применения: формаорганизации жизни и деятельности детей; средство всестороннего гармоничногоразвития личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенкав детском обществе, преодоления его познавательного и эмоциональногоэгоцентризма; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения.

Знание различных видов игр, технологии проведения позволяетиспользовать все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую,организаторскую, коррекционную.

 Существуетнесколько классификаций игр. Общепринятым является их деление на творческие,возникающие по инициативе детей, и игры с правилами, организуемые взрослым.Творческие игры делятся на несколько видов в зависимости от сложности игровыхдействий, принятия детьми определенной роли и наличия сюжета.

Сюжетно-ролевая игра – вид игровой деятельности, направленнойна воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социальнозакрепленных способах осуществления предметных действий.

Дети активно используют игрушки в процессе игры. Роль игрушкиуниверсальна и многофункциональна. Она выполняет роль, во-первых, как средствопсихического формирования ребенка, во-вторых, как способ подготовки его к жизнив нынешней концепции отношений в обществе, в третьих, как предмет, которыйслужит для развлечений и забавы.

 К творческимиграм также можно отнести игры-экспериментирования (с водой, песком, глиной,снегом) и игры с животными, инициаторами которых становятся сами дети.

Игра является важным средством развития личностных качествребенка: самостоятельности, активности, инициативности. Она развиваетизобретательность, воображение, творческие способности, дает малышу возможностьпроявить фантазию.

В процессе игры формируются навыки общения, умения пониматьчувства и состояния других людей, сопереживать им, поэтому игра является важнымфактором социального развития детей.

Главным видом деятельности детей дошкольного возрастаявляется ролевая игра. В игре дети приобретают новые знания об окружающем мире,уточняют приобретенные ими представления и улучшают свои взаимоотношения сосверстниками. Игра дает возможность детям управлять своим поведением, приниматьновые практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка оченьважный факт. Ведь именно играя роль, он берет на себя функции взрослогочеловека, что пополняет его 19 социальный опыт. Игровые действия значимы дляребенка и носят изобразительный характер, поскольку в действиях он учитсяпреобразовывать действительность.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одногопредмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперироватьразными предметами, додумывая» их роль в игре. Вместо сабли — палка, похожая посвоему абрису на саблю. Вместо лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую»часть, похожую на гриву.

В направленности современной дидактики, четко прослеживаетсятенденция активного применения в образовательном процессе педагогическойинноватики. Среди универсальных педагогических технологий, позволяющихсовмещать традиционные методы обучения и инновационные процессы в современномобразовании, выделяют игровое моделирование, которое предлагает построение абстрактных моделей впедагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач образовательногопроцесса.

Проблема использования игрового моделирования вобразовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такиеисследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позициипедагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др. игровоемоделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь,великие мыслители древности — Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ,Аристотель — заложили философские основы метода игрового моделирования. О.Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в применении игрыв обучении и воспитании.

     Чтобы определитьсущность игрового моделирования как технологии в образовательном процессе,рассмотрим основные определения понятий «модель», «моделирование», «игра»,«игровое моделирование».

  В работе Е. С.Полат модель рассматривается как вариант организации учебного процесса,представленный в виде схемы [34]. В трудах М. В. Ядровской модель понимаетсякак схема организации процесса [38].

    Ясвин В. А. вкниге «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» рассматриваетвозможности применения модели в целях изучения образовательной среды. Авторуказывает: «… под моделью подразумевается искусственно созданное для изученияявление (предмет, процесс, ситуация и т. д.), аналогичное другому явлению(предмету, процессу, ситуации и т. п.), исследование которого затруднено иливовсе невозможно» [39, с. 32].

     Игра впедагогической науке представлена как форма деятельности в условных ситуациях,направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного всоциально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметахнауки и культуры [37].

     Согласно словарюпедагогических терминов, игра — это особая форма деятельности, отличительнымичертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемомплане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практикеигры подразделяются на: дидактические, игры — драматизации, процессуальные,игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые и деловые игры [36].

     Также стоитотметить определение данного понятия, представленное в словаре«Профессиональное образование»: «игра форма учебно-воспитательной деятельности,имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средствактивизации учебного процесса, способствует умственному развитию» [32].

     Ушинский К. Д. всвоих трудах определял игру ребенка как серьезное занятие, посредством которогоон познает и преобразует действительность.

    Первая впедагогической науке обозначила обусловленность игры с трудовой деятельностьюКрупская Н. К. Автор в своих исследованиях доказала, что у детей нет особойграни между данными видами деятельности. Игра способствует подготовке детей ктруду.

    Далее,исследования в данной области продолжил А. С. Макаренко, который утверждает,что хорошая игра подобна хорошей работе; их связывает как интеллектуальное таки физическое усилие, упоение творчеством, чувство долга [33].

     На современномэтапе развития образования, игровой деятельности в учебном процессе отводитсявсе больше времени, что создает условия для развития игровой технологии.

     Педагогическаятехнология в целом всегда имеет четко обозначенную цель обучения и соответствующийей результат.

    Основываясь навышеобозначенных определениях понятий, процесс моделирования возможнохарактеризовать как деятельность по получению нового знания, при помощиискусственно созданной системы. Данный метод базируется на способностичеловеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов,то есть к установлению аналогий.

    Моделирование —это своеобразный метод обучения, основанный на исследовании каких-либо явлений,процессов или различных систем путем построения и изучения их моделей,использования моделей для определения и характеристик реальных предметов,явлений, систем.

     Реализациюигрового моделирования, как и многие другие процессыпо         обновлению   сложившейся    образовательной    модели,   следует рассматривать сложносоставной частью педагогической инноватики. Этоозначает, что устаревание традиционных методов обучения и отсутствиевозможности полного обновления педагогического процесса в контекстепедагогической инноватики, приводят к необходимости поиска решения следующихзадач:  

   -определить      важность      игрового     моделирования       в образовательном процессе;

  — обосноватьнеобходимость введения элементов игрового моделирования в образовательныйпроцесс.

    Решая первуюзадачу, мы обратились к работам А. П. Панфиловой, которая считает, что игра вобразовательном процессе становится именно средством моделирования, когдапредлагаемая педагогом игровая ситуация, становится условной, развиваясь пологике возможного.

    Панфилова А. П.определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий воспитателю нетолько влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуальногоразвития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационныйпрактический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых икризисных проблем» [35, с. 3].

     М.В. Фоминых  рассматривает игровое моделирование как построение педагогических   моделей    с   целью    применения    их    в образовательномпроцессе; а также использование моделей в игровой ситуации для определенияповедения игроков и характеристик реальных систем и явлений в процессе игры. 

     В   процессе    построения   педагогических    моделей,    возникает необходимостьопределения правил, по которым возможно реализовать игровое    моделирование.     

       Американский  ученый     W.Littlewood    определил следующие правила и особенности игровогомоделирования:

— создание ситуации, которая может возникнуть в реальнойжизни;

—  адаптация к определенной ситуации (играть самого себяили принять роль);

 — подстройкаповедения игроков в предполагаемых условиях протекания ситуации в реальнойжизни. Анализ специализированной литературы показал, что преимуществамиприменения игрового моделирования в образовательном процессе являются:  

— изменения в поведении воспитанников как результатприобретения нового практического опыта;

— смоделированные игры относятся к классу интерактивных,развивающих   коммуникационные   способности    дошкольников;   

—  а    также стимулируют активностьдетей на занятиях и принятие стратегических решений;  

 -«обратная    связь»    между   субъектами    образовательного процесса (воспитателем и детьми),обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, а также коррекциюобразовательного процесса в соответствии с поставленными целями и планируемымирезультатами воспитания и обучения;

 — прямоевзаимодействие дошкольников с различными профессиональными областями, представленнымив профессиональной имитационной модели;

—  познавательная, социальная, физическая активностьдетей в процессе моделируемого игрового взаимодействия;

   — порождениеосмысленности учения, создание ситуации приближения дошкольников  креальной необходимости

порождения потребностей, переход детей к саморегуляции ввоспитательно – образовательном процессе;

 — совокупностьобучающего и развивающего эффектов.

     Мы считаемвозможным и целесообразным    введение     в образовательный процесс элементов различныхигр, основанных на моделировании.

     Согласно работамВ. А. Ясвина, суть процесса игрового моделирования состоит в том, что в ходенего возможно получить сведения о реальных явлениях, посредством проектированияна него имеющихся знаний, которые были получены при знакомстве ссоответствующей моделью.

   В ходе изучениявопроса игрового моделирования исследователями были выделены следующие правилатехнологии игрового моделирования:

   ‒ поставить себя вситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

   ‒ адаптироваться копределенной роли в подобной ситуации: в одних случаях — играть самого себя, вдругих — взять на себя воображаемую роль;

 ‒ вести себя так,как если бы все происходило в реальной жизни [35].

    Таким образом, вучебно-воспитательном процессе игровое моделирование является важныминструментом развития как познавательных процессов, так и их познавательнойактивности дошкольников в ходе освоения ими необходимых знаний умений инавыков.

Выводыпо первой главе

Проведя анализтеоретических аспектов развития самостоятельности в процессе игровогомоделирования пришли к выводу, что роль её несомненно велика.

 Как показываеттеория и практика развития самостоятельности в процессе игрового моделирования,можно с уверенностью утверждать о том, что игровое моделирование пространствадля организации сюжетно-ролевой игры позволяет решать задачи познавательного,умственного, творческого, интеллектуального развития. Передовые русскиепедагоги всегда были высокого внения о детской игре,  Ушинский К. Д. всвоих трудах определял игру ребенка как серьезное занятие, посредством которогоон познает и преобразует действительность. Согласно работам В. А. Ясвина, сутьпроцесса игрового моделирования состоит в том, что в ходе него возможно получитьсведения о реальных явлениях, посредством проектирования на него имеющихсязнаний, которые были получены при знакомстве с соответствующей моделью.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 29декабря 2012 года выделяет отдельное направление подготовки детей –образовательная область «Социально-коммуникативноеразвитие» направленное  становление самостоятельности, целенаправленностии саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоциональногоинтеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Художественно-эстетическое развитие предполагает  реализациюсамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изготовлениеигровых моделей и дальнейшее их использование в сюжетно-ролевой игре оказываетогромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое ипсихофизиологическое развитие.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одногопредмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперироватьразными предметами, додумывая» их роль в игре. Вместо сабли — палка, похожая посвоему абрису на саблю. Вместо лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую»часть, похожую на гриву.

Исследованием проблем использованияигрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различныхаспектах. Такие исследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучалиее с позиции педагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др.игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В своюочередь, великие мыслители древности — Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон,Сократ, Аристотель — заложили философские основы метода игрового моделирования.О. Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в примененииигры в обучении и воспитании.

         Итак, суммируявышеперечисленное, подводя итог теоретической части нашего исследования, необходимопостараться подтвердить его реализацию в ходе экспериментального исследования,которое описано в следующей главе работы.

ГЛАВА2. Экспериментальная методика формирования самостоятельности у детей пятогогода жизни в процессе игрового моделирования

2.1.Определение уровня сформированности самостоятельности детей пятого года жизни

Опытно-экспериментальная работа проводилась сдетьми пятого года жизни, в средней возрастной группе, в количестве 20 человек.Организованной базой исследования явилось МДОУ Октябрьский детский сад«Василёк».

Практика организации образовательного процесса в аспектеформирования самостоятельности у детей пятого года жизни,  исследовалась врамках опытно-поисковой работы, которая включала три этапа:

— диагностика развития самостоятельности детей пятого годажизни  на начальном этапе опытно-поисковой работы;

— организация образовательной деятельности в направленииформирования самостоятельности детей  в процессе игрового моделирования;

— оценка развития самостоятельности детей пятого года жизни на итоговом этапе опытно-поисковой работы.

Методологическойосновой работы были:

1. Анкетированиеродителей по вопросу воспитания самостоятельности в семье.

2. Изучениеметодической литературы.

3. Наблюдения задетьми на занятиях, играх.

4. Подбор методови форм работы с детьми и родителями.

Цель констатирующего этапа: выявление особенностей развития самостоятельности детей, пятого года жизни.

Для определения уровня самостоятельности у детейпятого года жизни в продуктивной деятельности использовались следующиеметодики: «Конструирование» С. Забрамной (см. приложение №1), Карта проявленийсамостоятельности (А.М.Щетинина) (см. приложение №2).

1. Карта проявлений самостоятельностизаполняется воспитателем ( А.М.Щетинина).

Если оказалось, что указанное качество ребенок непроявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2балла, часто — 4 балла.

На каждого ребёнка была заведена картанаблюдений, где в соответствующих графах, были выставлены баллы,соответствующие параметрам развития самостоятельности.

На начальном этапе опытно-поисковой работы намибыли разработаны уровни, на основе показателей самостоятельности.

На основе показателей, предложенных А.М.Щетининой, нами была дана характеристика уровням развития самостоятельностидетей пятого года жизни  (см. приложение №2).

При проведении наблюдения за детьми дошкольноговозраста неукоснительно соблюдались следующие правила:

∙ при проведенииисследования создавалась доверительная атмосфера; расположению ребенка к себеспособствовали непринужденные разговор, ободряющие жесты, доброжелательность,выполнение совместной деятельности;  

∙ место проведениянаблюдения было знакомым — групповая и спальнаякомнаты, в которых не было новыхотвлекающих предметов;

∙ во времяисследования слова и действия детей не оценивались и не комментировались.

Полученные результаты отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Количественная характеристика (в баллах) развитиясамостоятельности у детей на начальном этапе опытно-поисковой работы по картепроявлений (А.М. Щетинина)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет