Государственноеказенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградскаяшкола-интернат №5»
Доклад
«Развитие социально-эмоциональнойсферы младших школьников с ОВЗ посредством графического приложения «Игровизор»»
Выполнила:
учитель-дефектолог
Ж.М. Калишева
Волгоград – 2022
Содержание
1. Введение |
3 |
2. Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ посредством графического приложения «Игровизор» |
4 |
3. Список литературы |
8 |
Введение
Становление личности ребенка не можетрассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системысложившихся отношений, от общения с другими людьми. Это относится и к детям сограниченными возможностями здоровья. Содержание эмоциональной жизни определяется объективнымижизненными отношениями, в которых ребенок находится с окружающими. Задачагармоничного развития детей предполагает не только определённый уровеньразвития широкого круга знаний, умений и способов овладения содержанием, но и развитияего эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Хорошо известно, что вшкольном возрасте происходитактивное развитие эмоциональной сферы. С поступлением ребёнка в школуначинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителемпроявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогомразличные виды совместной со сверстниками деятельности, где ребёнок приобретаетэмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённоеотношение к самому себе.
Современнаясоциальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению школьников сограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях,способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многиеявления и события, волнующие детей с ограниченными возможностями здоровья иоставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороныпедагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудностиориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различногорода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности,тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.
Развитие социально-эмоциональнойсферы младших школьников с ОВЗ посредством графического приложения «Игровизор»
Игровые технологии являются составной частьюпедагогических технологий. Проблема их применения в образовательном процессе впедагогической теории и практики не нова. В настоящее время игровые технологиипредставляют огромный интерес для педагогов. Существует огромное количество инновационных игровых педагогических технологий развитияразличных сфер дошкольников: блоки Дьенеша(развитиелогических структур мышления и математических представлений), счётные палочки Кюизенера (развитие представлений о числе наоснове счёта и измерения), технология развивающих игр Б.П. Никитина (развитиеинтеллектуальной сферы), «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича (развитиеинтеллектуальной, социальной, эмоциональной и др. сфер).
С большим интересом дети занимаются играми технологии В.В. Воскобовича «Сказочныелабиринты игры». Это системапоэтапного включения развивающих игр вдеятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса. «Сказочныелабиринты игры» представляетсобой форму взаимодействия детей и взрослыхчерез реализацию определенного сюжета с использованием развивающихигр В.В. Воскобовича. Постоянное и постепенное усложнениеигр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемаяв «зоне ближайшегоразвития».
Игровая технология В.В. Воскобовича имеет рядпреимуществ: возрастной диапазон (одна и та же игра интересна итрехлетнему, и семилетнему ребенку, так как в ней есть и действия для малышей имногоступенчатые задания для старших детейзадач: во время игры ребёнокзнакомится с цифрами и буквами, цветом и формой, тренирует мелкую моторику,совершенствует устную речь, а так же развивает память, мышление,внимание, воображение и фантазию); творческий потенциал (все игры —свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудьоткрытие: создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенокможет идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю.
Серия коррекционно-развивающих игр и упражнений на основеразработанного игрового сюжета «Путешествие в сказочную страну» предполагаетиспользование графического приложения «Игровизор». Данное приложение входитв игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Это интеллектуальный тренажёр, который представляетсобой альбом формата «а четыре». В нём находятся два листа, соединённыепружинкой: верхний лист из прозрачного пластика, а нижний из разлинованногокартона. Размер поля – 20х24 клетки (горизонталь/вертикаль), а центральныйквадрат 10х10 клеток выделен рамкой. В углах листа расположены животные (Лев,Лань, Павлин, Пони), которые являются метками понятий «верхний/нижний» и«правый/левый». В левом верхнем углу расположен лев, в правом верхнем углу –павлин, в левом нижнем углу находится лань, в правом нижнем углу – пони. Такаясистема помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве рисунка и даетвозможность постепенно увеличивать сложность игры. Лист с заданием кладётся подпрозрачный верхний лист. Рисовать на верхнем листе можно маркером для белойдоски (на водной основе), он прекрасно удаляется бумажной салфеткой, поэтомуребенок не боится ошибиться, выполняя задание.
Взависимости от цели игр, приложение может быть использовано как альбом длярисования, тетрадь для решения геометрических задач и даже как пропись.В данной работе «Игровизор» включает в себя задания-игры на развитие эмоций:графические диктанты по базовым эмоциям, перенос изображения по клеточкам(узнавание эмоции по схеме), дорисовка «выражения лица» главных героев рассказапод определенную ситуацию, обводка правильной мимики лица и поз главных героеви т.д. При этом развитие социально-эмоциональной сферы происходит на вербальномуровне: проговаривание каждой эмоции (при узнавании), наглядный показ эмоциипри помощи мимики и пантомимики, демонстрация поз и жестов при определённыхэмоциях и ситуациях и т.д. Социально-эмоциональному развитию школьников прииспользовании данного пособия способствуют: ситуации общения и взаимодействиясо взрослыми и сверстниками; совместная деятельность со взрослым, в процессекоторой происходит становление различных форм самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий (развиваются самоорганизация,самоконтроль, самооценка); совместная игровая деятельность с другими детьми, впроцессе которой происходит развитие социального и эмоционального интеллекта,эмоциональной отзывчивости и сопереживания; организация игровых зон, которымипользуются дети, и в связи с этим проявление детьми аккуратности, бережливостии поддержание порядка в игровых зонах, что направлено на появление позитивныхустановок по отношению к трудовым действиям и творчеству.
Графическое приложение «Игровизор» способствуетразвитию различных сфер и психических функций: мелкой моторики рук, точностидвижений, развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебнуюзадачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы,достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, оценивает результат и легкоисправляет ошибку. Прекрасноемногофункциональное средство для проведения графических диктантов, переносаизображения по клеточкам, штриховки, дорисовки и многого другого. Уникальность «Игровизора» состоит вего многофункциональности (один лист тренажера решает несколько образовательныхзадач), экономичности (листы с заданиями используются многократно),вариативности (неограниченное количество приложений с заданиями), возможностисамоконтроля ребенком. «Игровизор» делает учение интересным занятием длядошкольника, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес кприобретению знаний, умений и навыков. Использование «Игровизора» впедагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность:перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности,организованной взрослым или самостоятельной. Графическое приложение дополняетсяигровыми пособиями по математическому развитию детей, формированиюпредставлений о предметном и природном мире, подготовке к обучению грамоте ичтению. Кроме того, приложениями к «Игровизору» могут служить самостоятельныеразработки педагогов.
Использование графического приложения «Игровизор» предполагаетэмоциональный настрой ребенка на выполнение задания, дети ждут этого снетерпением. Если на первом занятии дети только обучаются как пользоваться им,то на следующих занятиях они повторяют и, порой, даже без подсказок, потому чтоэмоция пересиливает всё и им легче усваивать.
Использование графического приложения «Игровизор» предполагаетэмоциональный настрой ребенка на выполнение задания. Также к данному «Путешествию в сказочнуюстрану» подключаются с большим желанием родители, которые разыгрывают домаигровые ситуации с главными героями данного сюжета, инсценируют персонажей и ихэмоции, создают образы главных героев из подручных средств (цветной бумаги,круп, макарон и т.д.). Всё это положительно сказывается на эмоциональном фонедетей и их заинтересованности в свободных играх. Кроме этого, разработанырекомендации для всех узких специалистов данного учреждения, которые занимаютсяс детьми с особыми образовательными потребностями. Этим специалистампредлагается включать отдельные задания как часть своего занятия.
Список литературы
1. Валлон А. Психическоеразвитие ребенка. [Электронный ресурс] – М.:«Просвещение». – 1967. – (Акад.пед. Наук СССР). – Режим доступа:https://studfiles.net/preview/6177560/(дата обращения: 19.04.2022);
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г., БалацкаяТ.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольноговозраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». – СПб. – 2017;
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочныелабиринты игры. Игровая технология интеллектуально–творческого развития детей3–7 лет. – СПб. – 2017;
4. МарцинковскаяТ.Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современномменяющемся мире [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч. журн. – 2009. – N 3(5). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.04.22);
5. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологическогоздоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия.– 2016. – 184 c.;
6. ЭльконинД.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин;ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Академия. – 2011. – 384 с.