«Развитиесоциальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях центра помощи детям»
Воспитатель:КОЖЕВНИКОВА В.А.
Высшаяквалификационная категория
2022г.
Развитиесоциальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условияхцентра помощи детям.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой,они красиво зазвучат.» В.А.Сухомлинский
Процесс обучения ивоспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекциюнедостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптациидетей.
Социальнаяадаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путёмусвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения,принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социальногоблагополучия любого человека.
Каждому ребенкунеобходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамкахудовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями,позволяющими обслуживать себя и выполнять их.
Дефицитсоциального опыта, недостаточная подготовленность детей, поступающих в ЦПД ,оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Этопроявляется в неумении устанавливать личные контакты со сверстниками иперсоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, внеуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
В ЦПД весь процессобучения и воспитания должен быть направлен на то, чтобы обеспечить социальнуюадаптацию ребёнка в общество.
Каждый из насзнает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда –вниз. И надо сделать все для того, чтобы наши воспитанники шли по лестницеуспеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человекчему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашимиребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненныеситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Наш центр длядетей, проживающих в нём, является основной моделью социального мира, и оттого, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социальногоопыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспеченияличной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанниковв ЦПД проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, ворганизации своего свободного времени, в поведении в общественных местах, атакже в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыкисамообслуживания.
Проблемасоциализации наших ребят отличается особой сложностью. Для приобщения к социальнымценностям и нормам я работаю по следующим направлениям .
1.Социально-бытовая ориентировка.
На занятиях даетсядетям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовыеумения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практическойжизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебногопроцесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезныепривычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненнымситуациям.
Мною используютсяследующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практическиезанятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры,моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.
Главной опорой вусвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения.
На занятиях посоциально-бытовой ориентировке использую различного вида наглядность:натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например,помещение центра); игрушки, изображения (предметные, сюжетные); практическийпоказ действий.
Активно используюметод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовыхситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальныхситуаций должно использоваться при изучении многих тем, например: «Знакомство»,«Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуацийберутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний,опыта детей и их возможностями.
Методмоделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных,но и самым сложным методом обучения. Трудности возникают из-за неумения детейвыступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детейсамостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных иповеденческих особенностей. К тому же ребенку сложно с первого раза понять иправильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Именнопоэтому необходимо последовательно обучать ребят участию в моделированииситуации.
2.Трудовые навыки.
При формированиитрудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельностьдетей, которая должна организовываться в следующих формах: поручениях,дежурствах, коллективной деятельности.
Моя задача –научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Этоприучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда онвыполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе.Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.
В работе с детьмижелательно использовать такой способ коллективной деятельности, как совместно -индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, неиспытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своихтумбочках, шкафчиках для одежды и т.п., что дает возможность каждому ребенкудействовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладениянавыком. В свою очередь мы сможем учитывать индивидуальные потребности каждогоребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи(рука в руке), третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый– в поддержке, чтобы действовал увереннее.
Для поддержаниячистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, темсамым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем,создания и сохранения порядка, создание уюта, овладеть навыками пользованиябытовой техникой.
Формируемые на занятияхзнания и первоначальные навыки для закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном,регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.
При завершенииизучения определенной темы проводятся занятия, но уже в виде конкурса,викторины, праздника.
3.Большое место в формировании социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям.
Их ценность заключаетсяв том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектамиокружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляютзнания и умения, сформированные на занятиях, сюжетно — ролевых играх, учатсяобщаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется иобогащается социальный опыт детей.
4.Навык общественного поведения.
Данный навыкформируется с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснениемего смысла. Для этого демонстрируется какая-либо ситуация, взяв на себя тусоциальную роль, которой хочешь научить детей (например, покупатель вмагазине). Затем вместе с детьми разыгрывается ситуация, в ходе которой помощьсо стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает.При проигрывании ситуации я руковожу детьми и слежу, чтобы они правильнопередавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Проигрываяразличные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания,практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения сокружающими людьми.
5.Развитие эмоционального фона.
На занятиях я применяюнебольшие, интересные, доступные восприятию детей эмоционально яркие произведенияхудожественной литературы (для более глубокого осмысления действий, поступков иотношений к вещам и между людьми). Эмоциональный фактор – один из главных вразвитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, которыйпроникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.
Для успешнойсоциализации и для успешной интеграции в социум , я ставлю детей в такиежизненные ситуации ,с которыми им придётся столкнуться и принимать решения.
Таким образом,система воспитательной работы на группе представляет собой целенаправленнуюорганизацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовыхзнаний и умений.
В процессе занятийвоспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека,приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться всоциальной среде.