X-PDF

Развитие социальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ЦПД

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитиесоциальных навыков у детей  дошкольного и младшего школьного возраста в условиях центра помощи детям»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:КОЖЕВНИКОВА В.А.

 Высшаяквалификационная категория

2022г.

 

 

 

 

 Развитиесоциальных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условияхцентра помощи детям.              

       «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой,они красиво зазвучат.» В.А.Сухомлинский

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1198

Процесс обучения ивоспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекциюнедостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптациидетей.

Социальнаяадаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путёмусвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения,принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социальногоблагополучия любого человека.

Каждому ребенкунеобходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамкахудовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями,позволяющими обслуживать себя и выполнять их.

Дефицитсоциального опыта, недостаточная подготовленность детей, поступающих в ЦПД ,оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Этопроявляется в неумении устанавливать личные контакты со сверстниками иперсоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, внеуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

В ЦПД весь процессобучения и воспитания должен быть направлен на то, чтобы обеспечить  социальнуюадаптацию ребёнка в общество.

Каждый из насзнает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда –вниз. И надо сделать все для того, чтобы наши воспитанники шли по лестницеуспеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человекчему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашимиребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненныеситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Наш центр длядетей, проживающих в нём, является основной моделью социального мира, и оттого, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социальногоопыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспеченияличной жизни и деятельности.

Деятельность воспитанниковв ЦПД проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, ворганизации своего свободного времени, в поведении в общественных местах, атакже в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыкисамообслуживания.

Проблемасоциализации наших ребят отличается особой сложностью. Для приобщения к социальнымценностям и нормам я работаю по следующим направлениям .

1.Социально-бытовая ориентировка.

На занятиях даетсядетям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовыеумения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практическойжизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебногопроцесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезныепривычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненнымситуациям.

Мною используютсяследующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практическиезанятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры,моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.

Главной опорой вусвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения.

На занятиях посоциально-бытовой ориентировке использую различного вида наглядность:натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например,помещение центра); игрушки, изображения (предметные, сюжетные); практическийпоказ действий.

Активно используюметод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовыхситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальныхситуаций должно использоваться при изучении многих тем, например: «Знакомство»,«Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуацийберутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний,опыта детей и их возможностями.

Методмоделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных,но и самым сложным методом обучения. Трудности возникают из-за неумения детейвыступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детейсамостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных иповеденческих особенностей. К тому же ребенку сложно с первого раза понять иправильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Именнопоэтому необходимо последовательно обучать ребят участию в моделированииситуации.

2.Трудовые навыки.

При формированиитрудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельностьдетей, которая должна организовываться в следующих формах: поручениях,дежурствах, коллективной деятельности.

Моя задача –научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Этоприучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда онвыполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе.Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.

В работе с детьмижелательно использовать такой способ коллективной деятельности, как совместно -индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, неиспытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своихтумбочках, шкафчиках для одежды и т.п., что дает возможность каждому ребенкудействовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладениянавыком. В свою очередь мы сможем учитывать индивидуальные потребности каждогоребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи(рука в руке), третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый– в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Для поддержаниячистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, темсамым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем,создания и сохранения порядка, создание уюта, овладеть навыками пользованиябытовой техникой.

Формируемые на занятияхзнания и первоначальные навыки для закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном,регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.

При завершенииизучения определенной темы   проводятся  занятия, но уже в виде конкурса,викторины, праздника.

3.Большое место в формировании социально-бытовых знаний и умений  отводится экскурсиям.

Их ценность заключаетсяв том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектамиокружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляютзнания и умения, сформированные на занятиях, сюжетно — ролевых играх, учатсяобщаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется иобогащается социальный опыт детей.

4.Навык общественного поведения.

  Данный навыкформируется с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснениемего смысла. Для этого  демонстрируется какая-либо ситуация, взяв на себя тусоциальную роль, которой хочешь научить детей (например, покупатель вмагазине). Затем  вместе с детьми разыгрывается ситуация, в ходе которой помощьсо стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает.При проигрывании ситуации я руковожу детьми и слежу, чтобы они правильнопередавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрываяразличные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания,практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения сокружающими людьми.

5.Развитие эмоционального фона.

На занятиях я применяюнебольшие, интересные, доступные восприятию детей эмоционально яркие произведенияхудожественной литературы (для более глубокого осмысления действий, поступков иотношений к вещам и между людьми). Эмоциональный фактор – один из главных вразвитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, которыйпроникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.

Для успешнойсоциализации и для успешной интеграции в социум , я ставлю детей в такиежизненные ситуации ,с которыми им придётся столкнуться  и принимать решения.

Таким образом,система воспитательной работы на группе представляет собой целенаправленнуюорганизацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовыхзнаний и умений.

В процессе занятийвоспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека,приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться всоциальной среде.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1198

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет