X-PDF

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием мнемотаблиц

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное дошкольное учреждение

«Детскийсад общеразвивающего вида № 62»

 

 

 

 

ЛапинаОксана Юрьевна

 

 

Развитиесвязной речи детей дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию сиспользованием мнемотаблиц

 

 

Квалификационнаяработа на высшую категорию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Миасс 2023

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………3-5стр.

ГЛАВАI.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  У   ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..6 стр.

1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития речи у детейдошкольного возраста…………………..6 стр.

1.2.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста………………………………………………………….13стр.

1.3.Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………..19стр.

ГЛАВАII.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ……………………………………………..23стр.                  2.1.  Работа по развитию навыков связной речи у детей

дошкольноговозраста…………………………………………..16 стр.

2.2. Работа с родителями……………………………………….29 стр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….32стр.

БИБИЛИОГРАФИЯ…………………………………………33-35стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Прекраснаречь, когда она, как ручеек,

Бежитсреди камней. Чиста, нетороплива.

Иты готов внимать ее поток

Ивосклицать:

-О! Как же ты красива!»

Е.Щукина

 

 Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкиевозможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речиприрода отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Вэтот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладываетсяфундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого иязыкового развития ребёнка. Роль развития речи ребёнка в дошкольном возрастетрудно переоценить.

 Но в наш техногенный век дети большую часть времени проводят за компьютерами,просмотром телепередач, прослушиванием музыки, может быть это само по себе и неплохо, но, на мой взгляд, всё это должно разбавляться и живым общением. Ведьовладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления,совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка. Почти70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию,чтению, письму – четырём основным видам деятельности.

 Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющихречевые нарушения, значительно увеличилось и причин этому множество:

 -ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей);

 -увеличение числа патологий беременности (родовые травмы);

 

-различные социальные проблемы (пьянство, употребление наркотиков

родителями,нежелание заниматься с детьми в силу различных причин).

Хотелосьбы отметить, что зачастую такие проблемы возникают, как не странно, вполнеблагополучных семьях: родители заняты своей жизнью, делают карьеру,зарабатывают деньги, а времени на ребёнка у них практически не остаётся).

 Актуальность данного вопроса в том, что в последние годы отмечается тенденцияна увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. А современноешкольное обучение требует, чтобы ребёнок в совершенстве владел речью, умелправильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передатьсодержание прочитанного или воспринятого на слух литературного произведения,чётко отвечая на поставленные вопросы.    Поэтому необходимо уже в дошкольномвозрасте научить детей связно, последовательно, грамматически правильноизлагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

   Но, учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо,чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Иименно, применение педагогами на занятиях мнемотехники делает процесс обучениядля ребенка более привлекательным, обеспечивая мотивационный и эмоциональныйнастрой, заметно увеличивая его работоспособность, потому что в дошкольномвозрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно.Специально что-то заучить без наглядных примеров детям достаточно трудно.Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены дляоблегчения усвоения детьми информации.

Приработе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания,развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. Сдругой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в формеигры, дети получают навыки коммуникации и общения.

  На сегодняшний день, эта проблема остаётся нерешённой, и многие дети нуждаютсяв помощи. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большуюсоциальную значимость, что и определило тему моего опыта работы: «Развитиесвязной речи детей дошкольного возраста посредством обучению рассказыванию сиспользованием мнемотаблиц».

 Исходя из всего выше сказанного, выделяем цель работы: выявитьэффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи удетей дошкольного возраста.

   Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:

1. Изучить теоретическиеаспекты проблемы развития связной речи.

2. Выявить особенностиразвития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние приемовмнемотехники на развитие связной речи.

4. Разработать иапробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий всебя приемы мнемотехники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО ВОЗРАСТА.

  В первой главе «Психолого – педагогическая характеристика особенности развитияречи у детей дошкольного возраста» рассмотрены три вопроса, касающиесятеоретического обоснования проблемы нашего исследования:

анализпсихолого – педагогической литературы по проблеме развития речи у детейдошкольного возраста; особенности развития речи у детей дошкольного возраста;мнемотехника как средство развития  речи детей дошкольного возраста.

 

 

1.1.         Анализ психолого – педагогическойлитературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

 

 Как известно, развитие речи самым тесным образом вязано с развитием сознания,познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Речь– совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, ито же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь– один из видов коммуникативной деятельности человека использование средствязыка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимаюткак процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевыепроизведения, фиксируемые памятью или письмом).

Степеньразработанности проблемы и теоретическая база исследования. Особенностиовладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка имышления, связь языка и объективной действительности, семантика  языковыхединиц и характер их обусловленности – являлись                     предметом изучениямногих исследователей (Н. И. Жинкин, А. Н. Гвоздев, Л. В. Щерба). При этом вкачестве основного результата в процессе овладению речи исследователи называютовладению текстом. Особенности развития связной речи изучались  Л. С.Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другимиспециалистами в области психологии и методики развития речи.

 По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая можетбыть понята на основе её собственного предметного содержания. [21] В овладенииречью, считает Л. С. Выготский, ребёнок идёт отчасти к целому: от слова ксоединению двух или трёх слов, далее – к простой фразе, ещё позже – к сложнымпредложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из рядаразвёрнутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложенийв тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности.Создавая текст, ребёнок грамматическими средствами моделирует этудействительность. [4]

 Закономерностиразвития связной речи детей с момента её возникновения раскрываются в исследованияхА. М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идёт от овладенияситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этихформ протекает параллельно, формирование связной речи, изменение её функцийзависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими,определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирования связной речиу детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е. А.Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой,  В.В. Гербовой, Г. М. Ляминой.

  Уточняют и дополняю методику обучения монологической речи исследования   Н. Г.Смольниковой о структуры связного высказывания у старших дошкольников,исследования Э. П. Коротковой об особенностях овладения дошкольникамиразличными функциональными   

 типамитекстов. Разносторонне изучаются также методы и приёмы обучения дошкольниковсвязной речи: Е. А. Смирнова, и О. С. Ушакова раскрывают возможность   сюжетныхкартин и развитии связной речи, о возможности использования картины в процессеобучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В. В. Гербова, Л.В.  Воронина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детскоготворчества. [6]

   Но предлагаемые методы и приёмы развития связной речи более ориентированы напредставления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальныепроцессы, значимые для построения текста, в них менее отражены. Но подходы кизучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполнение подруководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой    (Г. А. Кудрина, Л. В. Ворошина,А. А. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина). В центревнимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и вкачестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст ииспользовать различные способы связей между фразами и частями разных типовсвязных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционныечасти, их взаимосвязь и взаимообусловленность. В формировании связной речиотчётливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.

   Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитиеактивной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступныхзнаний об окружающем мире, формирование познавательных интересов,интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов памяти,воображения, мышления, внимания.

   Существует универсальное средство организации внимания – речь. Первоначальновзрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний. Позднееребёнок начинает сам обозначать словесно

тепредметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добитьсянужного результата. В период дошкольного возраста возрастает устойчивостьвнимания при слушания сказок, рассказов и длительность слушания увеличиваетсяпримерно в два раза. Ребёнок  лучше осознаёт содержание, выделяет в нём большеинтересных для себя сторон и деталей.

 Воображение ребёнка связано в своих истоках с зарождающейся знаковой функциейсознания. Одна линия развития знаковой функция ведёт от замещения предметовдругими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических идругих знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведёт кпоявлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи,ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представленийновые образы.

 Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно.Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребёнка. Развитиепроизвольного преднамеренного воображения так же как развитие произвольных форм внимания и памяти, является одной из сторон общего процесса формированияречевой регуляции поведения ребёнка. Постановка цели и руководство построениязамысла в продуктивных видах деятельности осуществляется при помощи речи.

 Предпосылки для развития логического мышления, усвоение действий со словами,числами, как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации,закладываются в детстве, когда у ребёнка начинает формироваться знаковаяфункция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можетобозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако словои другие формы знаков долго не могут применяться детьми для

решениясамостоятельных мыслительных задач. Наглядно – действенное, и особенно наглядно– образное мышление тесно связано с речью.

    Память – это процесс запечатления, сохранение и воспроизведение того, что мывидим, слышим, думаем, делаем. Без памяти и мыслимого формирования личностиребёнка, т.к. усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладения нормамиповедения, приобретение умений, навыков, привычек – это связано с работойпамяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связейребёнка с окружающим миром. У дошкольников память  носит непроизвольныйхарактер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие кжизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Свозрастом память становится произвольной, т. е. ребёнок обучается с помощьювзрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений,необходимых ему для практической деятельности.

 Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная иустная,  внешняя речь и  речь внутренняя. [21]

 Современная речь является по преимуществу звуковой речью. Но и в звуковой попреимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль. В виде,например, указанного жеста он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что недосказано и однозначно не определено в контексте звуковой речи; в видевыразительного жеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести всмысловое содержание звуковой речи новый оттенок.

 Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая взаимосвязь ивзаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и более илименее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводит жест; слово иситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое.

Однако в настоящее время языкжестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом к основномутексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное,второстепенное значение.

   Развитие мышления учеловека существенно связано с развитием членораздельной звуковой речи. Посколькуотношение слова и обозначаемого в звуковой речи носит более абстрактныйхарактер, чем отношение жеста к тому, что он изображает или на что онуказывает, звуковая речь предполагает более высокое развитие мышления; с другойстороны, более обобщенное и отвлеченное мышление в свою очередь нуждается взвуковой речи для своего выражения. Они, таким образом, взаимосвязаны и впроцессе исторического развития были взаимообусловлены. [21]

Существенно отличны друг отдруга также устная речь (как разговорная речь, речь — беседа в условияхнепосредственного контакта с собеседником) и письменная речь.

Письменная речь и устнаянаходятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. Они теснейшимобразом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенныеразличия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знакиписьменной речи — буквы — обозначают звуки устной речи. Тем не менее письменнаяречь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различиямежду ними не сводятся к тому, что письменная и устная речь пользуются разнымитехническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны большие писатели,которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых причтении теряют большую часть своего обаяния. Письменная и устная речь выполняютобычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует какразговорная речь в ситуации беседы, письменная речь — как речь деловая,научная, более безличная, предназначенная не для непосредственноприсутствующего собеседника. Письменная речь при этом направленапреимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем какустная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственногопереживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи ив средствах, которыми каждая из них пользуется.

Ни устная, ни письменная речьне представляют собой однородного целого.

Существуют различные виды какустной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной стороны,разговорной речью, речью — беседой, с другой — речью, ораторским выступлением,докладом, лекцией.

 Существуют также различныеразновидности письменной речи: письмо будет по своему характеру, по стилюсущественно отличаться от речи научного трактата; эпистолярный стиль — особыйстиль; он значительно приближается к стилю и общему характеру устной речи. Сдругой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характерув некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. [21]

Существенно отличны междусобой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устнаяречь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля просебя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.

Внутренняя речь отличается отвнешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкимизвуками, что она — «речь минус звук». Внутренняя речь отлична от внешней и посвоей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторыхотношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иныхусловиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию.

Внутренняяречь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь —это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей частиобращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. «Яловлю себя на том, — читаю я в одном письме, — что я целыми часами веду нескончаемуювнутреннюю беседу с вами»; внутренняя речь может быть внутренней беседой.

С.Л. Рубинштейн говорито том, что неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь.Внутренняя речь-беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоциональнонасыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связаноособенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись.Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос овзаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме.

1.2Особенности развития у детей дошкольного возраста

 

Человекне обладает речью при рождении,она формируется и развиваетсявместе с его ростом и развитием,практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых.Именно дошкольный возрастявляется самым благоприятным для развитияречи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется вболее поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если выхотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматьсяразвитием его речи.Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметамшкольного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, какон его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, сучителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, темлучше его будут понимать.

В звуковом отношении речьтрёхлетнего ребёнка далека от совершенства. Он может неправильно произноситьшипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуки. Речь звучит смягчённо («зюби»- «зубы», «толь» — «стол»). Кроме этого, детям этого возраста трудно даётсяпроизношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков (Так называемое стечениесогласных). Чаще всего ребёнок произносит один из этих звуков, остальныепропускает («туй» — «стул»). Слоговой состав слова в этом возрасте тоже нарушен– часто из слова выпадают неударные слоги, слоги пропускаются, переставляются,особенно в длинных словах («поподой» — «помидор», «мицинел» — «милиционер»). Нов целом речь трёхлетнего ребёнка понятна окружающим.

Ребёнок 3-4 лет активноосваивает грамматические формы: единственное и множественное числосуществительных (рука-руки, мяч-мячи), согласование прилагательных ссуществительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко),согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мамапришла), склонение существительных (игрушке, игрушкой).

Активный словарный запас (тоесть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнкадостигает 1000 и более слов.

Своё развитие получает в этомвозрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простымираспространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

К пяти годам дети должнынаучиться правильно выговаривать все звуки родного языка. Но на пятом году ещёдопускаются ошибки в произношении шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорных (Р,РЬ,Л,ЛЬ)звуков. Слоговой состав слов не должен быть нарушен.

В этом возрасте дети начинаютосваивать образование множественного числа родительного падежа существительных(одна кукла — много кукол), согласование существительных с прилагательными вроде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатыми котятами). Вбольшинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет предлогипространственного значения (в, на, под, у, около).

Словарныйзапас пополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и глаголамиповелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнегоребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающиеслова, группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощии т.д.).

Вэтот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимаютпрочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку,короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительностивысказывания: темп, высота и сила голоса.

Дети5-6 лет должны уметь правильно произносить самые трудные звуки: свистящие(С,СЬ,З,ЗЬ,Ц). шипящие (Ш,Ж,Щ,Ч) и сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ). Кроме этого, у детейсовершенствуется фонематическое восприятие – они различают заданный звук средидругих звуков, выделяют из группы слов, фраз слова с заданным звуком. Ребёнокэтого возраста уже может сравнивать свою речь с речью окружающих иустанавливать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов.

Нашестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеетобразовывать слова с помощью суффиксов (футбол — футболист), приставок (ехал -приехал), уменьшительно-ласкательные формы (мяч-мячик). Правильно употребляютсуществительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон,песен).

Кшести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том жепредмете. Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам:величина, форма, цвет, вкус. материал изготовления, сфера применения. (Этояблоко. Оно круглое, зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят).

Связнаяречь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнокспособен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины влогической последовательности. Кроме того, он может вообразить события,предшествующие изображённым на картине, и последующие.

Детишести лет способны анализировать звуковой состав слова (определять количествозвуков в словах из 4-5 звуков), сравнивать слова по количеству звуков. Так жеспособны анализировать словесный состав предложения из 2-3 слов.

Ребёнок6 лет должен правильно выговаривать все звуки родного языка и различать этизвуки (выделять, слышать) в речи окружающих.

Детишести лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) идеепричастия (вставая). Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе(красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы). Правильноупотребляют родительный падеж множественного числа существительных (многостульев, гусей, мест, зим).

Употребляютне только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что…Помогу, если…). Дети этого возраста правильно согласовывают слова впредложении. Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима — зимний,лес-лесник-лесовик).

Речьдетей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты,домашние и дикие животные). Активно используют синонимы (простой — несложный,чужой — неродной, ласковый -беззлобный) и антонимы (горячий — холодный, храбрый- трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов(Ключ – это…).

Уребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает навопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями.Способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказываетграмматически правильно, последовательно и связно.

Непременнымусловием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми.Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений,культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык —«важнейшее средство человеческого общения».

Средимногих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детскомсаду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитаниязвуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря,совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной(диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса кхудожественному слову, подготовки к обучению грамоте. [24]

Вдетском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формойречевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — пониманиеречи и активная речь — развивается постепенно.

Речевомуобщению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно являетсястержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка вподготовительный период развития речи — на первом году жизни.

Ребенокотвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковыйразговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, егоулыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а неречевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощьюосмысленно произносимых и понимаемых слов.

Вобщей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закреплениеи активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основнаяединица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширениясловарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийногомышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенкомпонятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтомусловарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Программадетского сада в круг задач развития речи и обучения родному языку вподготовительной к школе группе включает новую специальную задачу, решениекоторой обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте: Вподготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения.Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковойдействительности; он подводит их к звуковому анализу слов. Предусмотренообучение детей составлению предложений из 2—4 слов, членению предложений такогосостава на слова, а также членению слов на слоги и составлению их из слогов.

Спсихологической точки зрения, — пишет О. И. Соловьева, — начальный периодобучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом сознаниястановится сама речь, ее внешняя звуковая сторона, в то время как раньшепознание детей направлялось на обозначаемые в речи предметы. Далее О. И.Соловьева отмечает, что предметом сознания наряду со звуковой стороной словастановится словесный состав речи; дети практически знакомятся с предложением, словом,частью слова — слогом, со звуком.

Вразвитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детскомсаду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, какони говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, вомногом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Необходимо,чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературнойразговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов,дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точностисловоупотребления, грамматической правильности, связности.

 

 

 

1.3 Мнемотехника как средство развитияречи детей дошкольного возраста

 

Центральнымзвеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные итворческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления.Доказательство этому — многолетние исследования, проведенные под руководствомЛ.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способомрешения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является приеммоделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлятьсущественные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальнойдействительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этихсвязей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходятсущественные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслитьдействительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, втом числе умения смоделировать действительность.

Обучениемоделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по даннымЛ.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст — это периоднаиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенокактивно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речеваяактивность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражаютсвои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать,обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. [4]

Мнемотехника- в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающихуспешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний обособенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминаниеструктуры рассказа, и, конечно, развитиеречи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, ТкаченкоТ. А. — предметно-схематическими моделями, Болыпева Т. В. – коллажем. Коллаж –это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различныекартинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи,умения связно говорить, рассказывать. Ефименкова Л. Н — схемой составлениярассказа.

Спомощью мнемотехники решала следующие задачи:

•Развивать связную и диалогическую речь.

•Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощьюзаместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице иколлажу.

•Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

•Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность,умение сравнивать, выделять существенные признаки.

•Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память(различные виды).

•Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного,игрового, экологического, этического характера и др.

Рассмотримфакторы, облегчающие процесс становления связнойречи.

Одиниз таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконинаи др. является использование на занятиях приема наглядного моделирования,облегчающих развитие связной речи.Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, иххарактерные признаки, производимые с ними действия.

Вкачестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание планавысказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психологЛ. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения впредварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Требованиек мнемотехнике.

·       Ознакомление ребенка со знаком — символоми уточнение его понимания: идентификация символа.

·       Взрослый последовательно демонстрируетребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметомили с его реалистичным выбор нужной пиктограммы из ряда других.

·       Из нескольких пиктограмм ребенок долженузнать и показать ту, которую назвал взрослый:

-выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

-выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других.

·       Знаки и символы должны быть:

-хорошо знакомы детям (идентификация символа);

-отображать обобщенный образ предмета;

-предварительно оговорены с детьми и принимаются как ведущие;

-замысел графической схемы знаком и понятен ребенку»

Технологическаякарта работы с мнемотаблицами или основные правила при проведении занятий:

1этап: Подготовительный

Цель:знакомство детей с моделью (мнемотаблица)

Сообщениеинформации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

Рассматриваниеготовых моделей и готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации.Расшифровка символов, декодирование информации.

Пересказинформации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.

2этап: Основной

Цель:знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах.

Сообщениетемы.

Рассматриваниеобщей схемы кодирования.

Составлениемодели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схемумашинка, медведь, яблоко и т.п.)

Моделированиеосуществляется под руководством педагога с использованием наводящих вопросов:Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можемрассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

3этап: Творческий

Цель:научить самостоятельному кодированию полученной информации.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Совместноекодирование информации.

Обслуживаниевариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

Самостоятельноепридумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ.

 

2.1 Работа по развитию навыков связнойречи

 К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пятисловам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов скартинками, и он их усвоит на лету”.

Взявв основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала,пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,я стала использовать в работе по обучению детей связной речи приёмымнемотехники.

Содержаниемнемотаблиц – этографическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явленийприроды, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньевсюжета рассказа.

Схемыслужат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детямвыстраивать:

-строение рассказа,

-последовательность рассказа,

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речидетей.

Яих использую для:

•обогащения словарного запаса,

•при обучении составлению рассказов,

•при пересказах художественной литературы,

•при отгадывании и загадывании загадок,

•при заучивании стихов.

Своюпедагогическую деятельность начала с детьми средней группы. Поработав с ними,на конец учебного года провела обследование речевого развития, и результатыобследования показали, что в активном словаре детей мало антонимом, нетсинонимов, мало обобщающих понятий.

Затруднялисьдети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательныхсуффиксов, в образовании относительных прилагательных. Много ошибок допускалосьпри употреблении приставочных глаголов. Допускались ошибки при согласованииприлагательных с существительными в роде, числе, падеже, при согласованиисуществительных с числительными.

Имелиместо ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются,недоговариваются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов:из-под, из-за, около, между. Допускались ошибки в образовании родительногопадежа имён существительных.

Особеннонизкий уровень развития у детей связной речи. При пересказе наблюдались ошибкив передаче логической последовательности событий, пропускались звенья событий,действующие лица.

Рассказ– описание недоступен, дошкольники ограничивались перечислением отдельныхпредметов и их частей.

При составлении рассказов по серии картинок дети затруднялись в установлениипоследовательности событий, чаще перечисляли действующие лица и совершаемые имидействия. Рассказ по сюжетной картинке не могли составить большинство детей.

 Состояниесвязной речи у детей характеризовалось наличием простых предложений, бедностьюи однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывали большие трудности, анекоторые не умели распространять предложения, самостоятельно конструироватьсложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Оченьважно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить ипревратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

Чтоделать? Как исправить ситуацию?

Поискпутей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения мнемотехникина занятиях по развитию речи в старшей группе, хотя уже в среднем возрастеиспользовались простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиеническихнавыков, экологических представлений и т.д. (см. приложение № 1)

Длясистематизирования занятий детей о сезонных изменениях использовала модельныесхемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». (см. приложение№ 2)

Опираясьна опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательныхрассказов об игрушках, посуде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства ипризнаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложениявыявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Дляизготовления этих картинок не требуются художественные способности: любойпедагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобныесимволические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Длядетей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детейостаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная.

Стихотворения.

Мнемотаблицыособенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается вследующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводитстихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а помере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.(см. приложение № 3)

Описательныйрассказ.

Этонаиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует всепсихические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети нерасполагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описатьпредмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно.Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признакипредмета. (см. приложение № 4)

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связнойречи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строитьпредложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всехдействующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильномпостроении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.(см. приложение № 5)

        Составления рассказов.

Вначале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательнорассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем педагог подробнорасшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят. Например:Наступила осень, все звери стали готовиться к зиме. Белочка спряталась всвой домик, заготовила много орешков и грибов, заяц поменял свою серую шубку набелую, а бурый медведь лег спать в теплую берлогу. И вот наступила зима. Лишьиногда солнышко выглядывает из-за туч. Зимний лес засыпает. Далее педагогпредлагает детям воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки.

Мониторинговыеисследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе приработе над связной речью значительно увеличивает процент показателейинформативности и связности речи, улучшили понимание речи, уменьшили количествограмматических и лексических ошибок (см. приложение № 6)

Припроведении образовательных ситуаций, учитываю основные правила по работе смнемотаблицами:

1.    Работу с мнемотаблицами начинают с простыхмнемоквадратов. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить кмнемотаблицам.

2.    Все рисунки должны быть четкими ипонятными.

3.    Число квадратов в таблице не должно бытьбольше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации длядошкольника.

4.    На одном занятии применяется не более двухмнемотаблиц. Повторное рассматривание или работа с ними может выполнятьсятолько по желанию ребенка.

5.    Каждый день таблицы и задания меняются потематике. В начале занятия можно просмотреть схемы прошлых уроков, повторятьвыученное стихотворение или рассказ.

Встарших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказувоспитателя или самим придумать свои сюжеты

Работуна образовательных ситуациях строила в три этапа:

1 этап:Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляетсяперекодирование информации, т.е.

             преобразование из абстрактныхсимволов  слов в образы.

3 этап: Послеперекодирования осуществляется пересказ сказки или

            рассказа по заданной темесамостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основеих создаются  разнообразные дидактические игры. Продумываютсяразнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующихтребований:

·            модель должна отображать обобщённый образпредмета;

·            раскрывать существенное в объекте;

·            замысел по созданию модели следуетобсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой используютсяречевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научитьсяклассифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное илогическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру,навыки самопроверки.

Проделанная работа дала следующиеположительные результаты:

·       у детей увеличивается круг знаний обокружающем мире;

·       появилось желание пересказывать тексты,придумывать интересные истории;

·       появился интерес к заучиванию стихов ипотешек;

·       ребята активно на занятиях, у нихконцентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость;

·       появляется творческое воображение,логическое и образное мышление;

·       дети учатся правильно оформлять свою мысльв виде предложения. Речевая активность повышается, они с желанием общаются стоварищами и взрослыми. Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений,используя их различные конструкции. Особенно удаются рассказы по серии сюжетныхкартинок.

·       словарный запас достигает высокого уровня,из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровнянеобходимого ребенку в школе; дети преодолевают робость, застенчивость, учатсясвободно держаться перед аудиторией;

·       Кроме того, дети грамотнее говорят,замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

·       Связная речь детей соответствует критериямпрограммы и стандартам.

 

 

2.2 Работа сродителями

Бесспорно, базой дляразвития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётсяспециальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевыхвозможностей воспитанников.

Внастоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главнойи отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческогообщения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своимидетьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников снедостатками речи. Дети моей группы – не исключение, уровень развития их речидетей нашего сада также требует большого внимания. Для повышения уровня речевойактивности детей было принято решение разработать план по организациисотрудничества педагогов и родителей в вопросах развития речи детей. (см.приложение № 7)

Работас родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогическогоколлектива, включающая повышение уровня педагогических знаний и уменийродителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для созданиянеобходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей иродителей в процессе развития детей. Детский садвсегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализоватьвозможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский садстановится все более открытой социально-педагогической системой, стремится кдиалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Поставила задачу родителям, что развитие речи детей не должноидти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома всоответствии с возрастными задачами речевого развития. Ведь семья, по -прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачиребёнку социальных ценностей. Поэтому считаю, что актуальность данного проектазаключается в том, что в развивающую работу по развитию речи детей быливовлечены родители воспитанников. Их осознанное включение в совместный спедагогами детского сада образовательный проект позволил значительно повыситьуровень речевого развития детей.

Составленноепланирование позволяет охватить самые важные направления развития речидошкольников. Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т. д. — этодалеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышениюуровня речевой активности их детей. Родителей приглашаем в детский сад дляпроведения мероприятий, а также предоставляем информацию (стенды, брошюры,методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.

Такимобразом, систематическая работа по формированию связной речи у детей сиспользованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр иупражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой сродителями воспитанников дает свои результаты:

•Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

•Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный иобогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

•Ребята активнее стали работать на образовательных ситуациях. У нихсконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилосьтворческое воображение, логическое и образное мышление.

•Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речеваяактивность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя ихразличные конструкции.

•появился интерес к заучиванию стихов;

•дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться передаудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки вречи товарищей.

Итак,обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое.Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевогоматериала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому,чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя методмнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь являетсяважным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьномуобучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Используя всвоей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

·добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения,составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

·формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

·применениенаглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевыхпроцессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно,можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его,обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности,усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. У него повышаетсячувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённостьрезультатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, какпамять, внимание, мышление, что положительно сказывается на развитии речидетей.

Использование наглядного моделирования в работе даетположительный результат. Что подтверждается данными диагностики уровня речевогоразвития детей.

Извсего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можнои нужно использовать в работе с детьми по развитию речи как старшего, так имладшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

 

1.    Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения

     родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших исред.

     пед. учеб. заведен. — М.: Издательский центрАкадемия, 2009. – 400 с.;

2.     Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковойкультуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическоепособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

3.     Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников спомощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

4.     Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — ИздательствоЛабиринт, М., 1999. — 352 с.

5.    Гвоздев  А. Н. От первыхслов до первого класса / А. Н. Гвоздев. — М.:

     КомКнига, 2006. — 320 с.  

6.    Гербова  В. В. Занятия поразвитию речи в старшей  дошкольной

     группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение,2009. – С. 40.

7.      Гербова В. В. Обучение рассказыванию //дошкольноевоспитание. — 1976. —Iб.

8.    Гризик И. В. Обучение детей описаниюпредметов /1 дошкольное воспитание. — 1989. — 3 5.

9.     Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего  

дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. — М, 2008.– 107 с.  

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] /  

     Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

11. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. / Под ред. О. С.Ушаковой.

     М.: ТЦ Сфера, 2009

12.Запорожец А. В. Избранныепсихологические труды: В 2т. / А. В.

     Запорожец. — М.: Изд-во «Педагогика», 2006. — 516 с.

13.  Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М.: Русскийязык,

 1977. –48 с.

14. Зрожевская, А.А. Обучение монологам — описаниям./Дошкольноевоспитание, 1996, № 12.

15.Карпова С. И. Развитие речи ипознавательных способностей

     дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. — СПб.: Речь, 2007. –С. 86.  

16.Киселева, О.И. Теория иметодика развития речи детей: теория и

     технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. –Томск:

     Изд. ТГПУ, 2006. — 84 с.

17. Короткова Э.П. Обучениедетей дошкольного возраста рассказыванию.

     / Короткова Э.П. – М.: Просвещение, 1982.  

18.  Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия  

 по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. -М.:  

 Издат. Центр «Академия», 2009. — С. 358 — 369.

19. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитиисвязной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 -115.

20.Развитие речи детейдошкольного возраста. // Под ред. Ф. А. Сохина. –

     М., 1984.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство«Питер», 2000 — 712 с.: ил. –– (Серия «Мастера психологии»).

22. СохинФ.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М.:Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 224с.

23.Смирнова Е.О. Развивающие игрыдля детей дошкольного возраста. –

     М.: Просвещение, 2010. – 213 с.

24. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками и подготовка к  обучениюграмоте // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 138–142.

25. Тихеева Е.И. «Развитие речи дошкольника», Ленинград — Москва,1937. •Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»  Пособиедля воспитателей детских садов.

26. Ткаченко,Т. Использование схем в составлении описательныхрассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16—20.

27.Ушакова О.С. Методика развитияречи детей дошкольного возраста /

     О. С. Ушакова. — М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.  

28.Ушакова О.С. Работа поразвитию связной речи в детском саду

     (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное

      воспитание, 2012. — N 11. — с. 8-12.  

29. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детейдошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольныхобразовательных учреждений. — М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004.– 288

30. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и егофункционирование. – М.: Наука, 1986. – С. 17–58.

 

Интернет источники:

  1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
  2. Международный образовательный портал Маам.ру   http://www.maam.ru/

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет