Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Развитие связной речи детей
младшего школьного возраста
методом МНЕМОТЕХНИКИг. Новочеркасск 2020 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
г. Новочеркасска
Разработчик:
Учитель начальных классов — Бабенко Елена Александровна -
2 слайд
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого. Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в начальных классах. Одна из основных речевых задач – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
-
3 слайд
АКТУАЛЬНОСТЬ
Мнемотехника облегчает детям процесс овладением связной речью.
Применение мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
-
4 слайд
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание педагогических условий для развития связной речи детей младшего школьного возраста, на основе использования опорных схем и моделей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. -
5 слайд
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
-
6 слайд
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
Ступеньки творчество (место игры в интеллектуальном развитии школьника) Е.А. Юзбекова
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей школьного возраста» Т.Б. Полянская
Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Т.А.Ткаченко -
7 слайд
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЭТАПОВ:
«Коллективное дело»
(совместное обговаривание всех деталей и совместное зарисовывание схем). -
8 слайд
Бабушка дед курочка Ряба мышка яйцо разбитое лавка
Мышка бежала, хвостиком махнула.
Яичко упало и разбилось -
9 слайд
«Диктовка»
зарисовывание отдельных фрагментов
(выделяются наиболее значимые объекты и действующие лица) -
10 слайд
«Конспектирование»
зарисовка определенных эпизодов сказки или стихотворения (серия рисунков-схем) -
11 слайд
«Вспомогательное планирование»
разбивание произведения на несколько частей, заполнение частей листа параллельно с чтением по частям, между которыми делаются небольшие паузы -
12 слайд
«Самостоятельное моделирование
произведения»планирование и моделирование фрагментов произведений
стрелками, вертикальными и горизонтальными прямыми
и волнистыми линиями,
пропусками определенной
ширины – интервалами.
В конце произведения
ставится точка. -
13 слайд
-
14 слайд
«Обучение детей умению читать планы-схемы».
(монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение) -
15 слайд
Технологии
проекта
Обогащение
словарного
запаса
Обучение
составлению
рассказов
Пересказ
художественной
литературы
Отгадывание
и загадывание
загадок
Заучивание
стиховТравка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А.Н.Плещеев.
-
16 слайд
Моделирование становится возможным и в других видах деятельности:
Широко используются мнемотаблицы,
пиктограммы при заучивании
стихотворений и составлении
творческих рассказов, сочинении сказок.Классификация понятий при ознакомлении с окружающим и с природой тоже не обходится без схем и условных обозначений.
-
17 слайд
РЕЗУЛЬТАТЫ:
связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;
словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку ;
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире,
сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихотворений, потешек и чистоговорок;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. -
18 слайд
Спасибо
за
внимание.