«Развитиетворческих способностей учащихся на уроках ИЗО как средство реализации ФГОС ОООи НОО»
Современная педагогика переживает «всеобщуюстандартизацию»: Стандартыпредъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системевзаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия.
Педагогу важно заметить творческие проявленияребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей,заинтересовать, вдохновить. Необходимость развития, в первую очередь,внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики) подчеркивается многими учеными,
Для развития творческихспособностей учащихся на уроках изобразительного искусства я используюразличные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральнуюпрограмму под редакцией Б. Н. Неменского. Данная программа являетсярекомендованной для средних школ и предлагает использование методовразвивающего обучения. Основу её составляет курс “Изобразительное искусство ихудожественный груд 1-9 классы”.
Формирование творческих способностей длясамых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачейсовременной школы.
Главным помощникомв творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своемуучителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, долженлюбить и уважать учеников., помнить, что в каждом есть свое «зерно», долгучителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво.Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый. За то немногоевремя, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству,учащихся научить в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи искульптуре, невозможно. А вот развитие творческих способностей – это основаннаязадача учителя изобразительного искусства.Постепенноиз урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия дляразвития художественных способностей, о существовании которых у себя многиедети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусствовсегда будет для них источником радости.
Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящийпредмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точнымдвижением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будетоставлять четкий отпечаток.
Этим методом можно нарисовать падающий снег, цветы украситьготовый рисунок орнаментом и многое другое.
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычнаяклякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения.Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство среальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования,за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этомне нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксыиз красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколькокапель жидкой краски и плотно прижатьдругую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом вполученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Дляначала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Монотипия
Данная техника используется дляизображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, рекии т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам,на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками,а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттискаисходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели болеечеткие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
Рисование по мятой бумаге.
Сомнем лист, расправим.Покроем краской. Подсказка готова! Проступившие на листе линии помогутувидеть сюжет.
Фотокопия – рисование свечой.
Для основного рисунка используетсялюбой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковыймелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх нихакварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлениифотопленки
Пример рисунка в технике фотокопия«Морозный узор» и другие.
«Набрызги по трафарету»
Для техники набрызгивания в продаже имеются специальныефломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки,на область ограниченную трафаретом.
Аппликация:
«Обрывная аппликация».
Аппликация выполняется как обычно, только все элементывыполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.
«Коллаж».
Для этого мы берём иллюстрации с предметамидекоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые импредметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. Такие коллажи могут впоследствии служить прекрасным наглядным материалом.
«Лоскутный коллаж».
Текстильный коллаж строится на переработке техники итематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются, араскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из тканинужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить накартонную основу.
Техники пластилиновой живописи:
«Нанесение пластилина на картон».
Пластилин наносился на картон,используются различные способы нанесения на поверхность пластилиновогоизображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурныхлиний. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
В результате, я определила формы применениякомпьютерных технологий на уроках ИЗО:
Использование медиа — ресурсов как источникаинформации;
Компьютерная поддержка деятельности учителя на разныхэтапах урока;
Организация проектной деятельности учащихся.
Медиа ресурсы как источника информации повышаетинтерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяетиспользовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы,музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как частоэти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей,правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимоучитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишьфрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знанийили в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий можетосуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но иучениками в процессе своей работы. Одним из способов — является организацияпроектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатныхсообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимуществаиспользования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показомвидеофрагментов, фотографий;
широко использовать показ репродукций картинхудожников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
«посещать» крупнейшие музеи мира;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
Атакже очень хорошо применять методы коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такиекомпозиции, как «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальноетворчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты
Хороши и Интерактивныеметоды: Метод«Инфо-угадайка» , Метод «Мозговой штурм», Метод «Кластер», Метод «Играчистая доска», Метод «Шапка вопросов», Метод «Живая газета», Метод «Игра ктобольше», Метод «Мини проект», Метод «Экспертный лист», «Музейный стенд», «Музейодного произведения»,
Самой большойнаградой для учителя, является успех ученика. Анализируя опыт работы, быловыявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваиваютполученные знания по изобразительному искусству на «4» и «5». В результатеприменения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знанийучащихся, но и проявление желания участвовать в конкурсах и выставках.