X-PDF

Развитие творческих способностей учащихся

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорскаясредняя общеобразовательная школа п.Красногорский

Асекеевскогорайона Оренбургской области

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯНА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА»

 

 

 

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гоменюк Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

 

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙУЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

 

(1 слайд) В настоящее времяразработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебныйпроцесс более эффективным. Эффективная организация образовательного процесса всовременной школе невозможна без использованияиндивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы– создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательныхпотребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами ивозможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду.

(2 слайд) Что такое творчество? Творчество — это деятельность,результатом которой является создание новых материальныхи духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением,творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Онопредполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений,благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,уникальностью.
            (3 слайд) Творчество (креативность)- способность удивляться ипознавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленностьна открытие нового и              способность  к глубокому осознанию своегоопыта. Творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

           (4 слайд) Креативность [лат. creatio — сотворение,создание] — уровень творческой одаренности, способности к творчеству,составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

           Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым наборомспособностей, умений, мышления. Как правило, выбираемый учителем средний темпработы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников.Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой.Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такиеусловия, при которых было бы возможно использование фактических и потенциальныхвозможностей каждого ученика в классе. В данной ситуации учителю важноучитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп ихразвития. На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаючерез  технологию уровневойдифференциации.
          Основной целью учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, икаждого урока, считаю формирование гармонически развитой личности. В работеруководствуюсь общими принципами, соответствующими известным лозунгамгуманизации образования:

1. Учётособенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательныхинтересов;

2.      Обучениев удобном для учащихся темпе, на доступном для них уровнетребований и сложности учебного материала;

3. Предоставлениеучащимся свободы выбора в процессе обучения.

           (5 слайд) К числу задач, для решения которых осуществляетсядифференциация, относятся:

1. Повышениеучебной мотивации и развитие познавательных      интересовучащихся;

2. Обучениевсех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи внешней(межгрупповой) и внутриклассной дифференциации;

3. Формированиеличностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за своидействия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;

4. Подготовкаучащихся к профильному образованию на старшей ступени обучения, обеспечениевыбора учащихся посредством предоставления возможностей допрофессиональной иначальной профессиональной подготовки по избранной специальности.

           (6 слайд)  Прежде чем приступить к использованию этой технологии на урокахрусского языка, я изучила теоретический материал по данной теме. Изучение ианализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблемам уровневойдифференциации, позволил выбрать технологию внутрикласснойдифференциации Н. П. Гузика. Она оказалась наиболее приемлемой и актуальной вобучении русскому языку. Н.П.Гузик свою систему назвал «комбинированнойсистемой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную системуобучения по уровням и развивающий цикл уроков по теме.
            (7 слайд)  В организации урока выделяю три этапа, характерных длялюбого вида деятельности: 
1.Ориентационно
мотивационный этап. С учётом определённых мотивов ставитсяучебная цель и планируется путь её достижения. Образно говоря: где мынаходимся? Куда мы стремимся? Что для этого нужно узнать? Как это сделать?
2. Операционно-исполнительский этап. Этот этап можно назвать путём кпоставленной цели. Он включает реализацию намеченного плана, обсуждениерезультатов, моделирование.
3. Рефлексивно-оценочный этап – оценка результатов, самооценка и выход на новыезадачи. На этом этапе выясняется: достигли ли мы намеченной цели? Как я этогодостиг? Могу ли я самостоятельно этого достичь? Где мы теперь находимся? Кудамы стремимся? Как это сделать?

           (8 слайд)  Мною была определена следующая последовательность действий приорганизации дифференцированного обучения:

•          Определениесодержания учебного материала

•          Разработкатехнологической карты для учащихся

•          Блочноеизучение материала

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

•          Созданиеметодического инструментария (задания          разноуровневого характера)

•          Устныйзачёт по теме

•          Письменныйзачёт

•          Анализрезультатов при использовании методики   внутриклассной дифференциации.

           (9 слайд)  Так как все учащиеся неодинаково развиваются, в классе есть иотличники, и хорошисты, и отстающие, поэтому уровневая дифференциацияорганизована на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении,при контроле ЗУН.

Выделяетсятри типа дифференцированных программ («А», «Б», «С») разной степени сложности.Между этими программами  существует строгая преемственность, по каждой темепредставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывнуюлогику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Заданиягруппы «С» — базовый стандарт, минимальный, репродуктивный. Здесь особенностьюобучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы.Вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д.

Заданиепрограммы «С» должен уметь выполнить каждый, прежде чем приступить к заданиям«В», «А».

Программа«В»- аналитико-синтетический уровень, обеспечивает приёмами умственнойдеятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Здесь, кромеконкретных знаний вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня«С».

Программа«А»- творческий или продуктивный уровень. Здесь предусмотрены развивающиесведения, углубляющие материал. Этот уровень позволяет проявлять себя вдополнительной самостоятельной работе.

           (10 слайд)   Иными словами, в организации прогресса обучения учащихсяориентируюсь на введение трёх стандартов:

1.         Обязательнойобщеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждыйученик): усвоение знаний, умений и навыков в рамках учебной программы;

2.         Повышеннойподготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебногопредмета;

3.         Обучениена уровне углубленного изучения предмета для интересующегося,

способного,трудолюбивого ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимальновозможном (посильном) уровне трудности.

          Главная цель повышенного уровня подготовки – воспитание интеллектуальной элиты;развитие творческих способностей детей; обучение самоопределению; поиск областитворческой самореализации учащихся.

         В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализациина основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает туобразовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбирая посильныйуровень сложности обучения предмету, ученик оказывается в группе переменногосостава. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда».Три уровня сложности позволяют охватить практически всех детей, организоватьучебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям учащихся.

Всвязи с этим домашние задания тоже дозируются:

Программа«С»- точно соответствует обязательным результатам обучения (учебника)

Программа«В»- предполагает включение дополнительных заданий из учебника (учебника +вопрос из учебника)

Программа«А»- задания из вспомогательной учебно-методической или научной литературы(+вопрос из учебника + дополнительный вопрос).

Всвоей работе широко использую внутриклассную дифференциацию. Самойраспространённой формой внутриклассной дифференциации является выполнениеучениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение можетпроисходить за счёт привлечения пройденного материала, когда ученикамнеобходимо установить близкие или далёкие связи между различными фрагментамисодержания.

Усложнениезаданий может происходить и за счёт усложнения видов работы, усиления уровнятворческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самомпростом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его,выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составитьплан и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, датьаннотацию и рецензию на него.

          Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, накаком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровеньдолжен быть не ниже уровня обязательной подготовки.

         Дифференцирование на основе учёта способностей к обучению провожу при изучениитеории, при проверке домашнего задания, при организации тематического контроля.Например, объясняю материал на уровне более высоком, чем минимальный, выделяюсодержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на томили ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомлю учеников срезультатами, которых они должны достичь. В работе использую разнообразныеспособы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. К примеру, науроках литературы я практикую тесты трёх уровней сложности. Задания первогоуровня рассчитаны на знание и воспроизведение текста (например, найтикакой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагаеткакие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистическиефигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности — целостное восприятиепроизведения в единстве формы и содержания (например, определить композиционнуюроль того или иного эпизода).

           (11 слайд)   Принципы выбора заданий можно объединить в две группы: первая –даю задание каждому ученику, вторая — ученики могут взять (выбрать) самизадание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первомэтапе рассказываю о сложности задания, советую какое задание выбрать; новыбирают сами ученики. Я только корректирую их выбор. На заключительном этапеученики сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор. Такаяработа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровняпритязаний учеников.

Примерорганизации одновременной работы учащихся различных групп:

группа:а) работает самостоятельно; б) под руководством учителя разбирают сложныемоменты; в) самостоятельное решение задачи с последующей проверкой;

группа:а) один из учащихся на контроле, выполняет предложенные задания у доски; б)учащийся выполняет задания по предложенному алгоритму; в) самостоятельноработают, ответы даны к отдельным задачам;

группа:а) работает под контролем учителя; б) самостоятельная работа по образцу; в)отрабатывают алгоритм решения вместе с учителем.

Деятельностьучителя при этом заключается в следующем: следить за совпадением работы повремени, оказывать помощь учащимся при выполнении заданий, подготовить материалдля проверки результатов.

Контрольрезультатов обучения – составная часть учебного процесса. При организациитекущего контроля знаний выбираю средства работы с учащимися и определяюстепень их подготовленности к этапному контролю, после чего следует проверказнаний и умений учащихся по отдельным блокам учебного материала. Таким образом,оценка, полученная в результате данных действий, характеризует уровень усвоенияучебного материала учащимся. Осуществляя так контроль и оценку знаний учащихся,важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость,то есть, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности.

Основнаяотправная точка системы контроля – личность ученика, характер его учебнойдеятельности, осуществляемой в форме индивидуально-тематического учёта знаний.

Такойучёт осуществляю, имея на каждом уроке и консультации заранее приготовленнуютаблицу.

Укаждого ученика имеется тетрадь учёта учебных достижений, где он сам оцениваетсвои знания, умения по конкретной теме согласно специально разработанных критериевопределённого вида деятельности и сравнивает с оценкой учителя. При такойсистеме каждый ученик может получить отличную оценку, если выполнитпредъявленные к нему требования. Индивидуальные нормы оценивания важны, так какоценивание ученика происходит в сравнении с его прошлыми успехами и темпомпродвижения по индивидуальному учебному плану. Такая работа позволяет видетьдинамику развития каждого ученика.

Впрактике своей работы учитываю, что:

•          Методологическиезнания являются обязательной категорией усвоения;

•          Развитиепознавательных средств учащихся не менее важно,      чем формирование у нихсистемы знаний по предмету;

•          Обеэти цели неразрывно связаны, поскольку овладение способами мышления создаётэффект растущего понимания.

           (12 слайд)   Уровневой подход к обучению является эффективным средствомдифференциации обучения, даёт в руки учителю средство диагностироватьпромежуточные и окончательные результаты обучения. Индивидуальная работа,проводимая с учащимися, способствует:

•          Углубленномуусвоению предметного содержания, поскольку необходимо знание фактическогоматериала;

•          Творческомуосмыслению изученного материала;

•          Приобщениюшкольников к диалогу, поиску группового соглашения в виде общего умения илирешения, развитию коммуникативных качеств личности;

•          Умениючётко и кратко излагать свою позицию, подбирать и обосновывать аргументы,доказательно отвечать на вопросы (тренинг публичного выступления).

           (13 слайд)   Развитие творческих способностей  возможно только при:

·                   реализации индивидуального и дифференциального подхода вобучении и воспитании;

·                   интеграции содержания и подходов;

·                   использование новых технологий развивающего обучения;

·                   специальной подготовке учителей в теоретическом и  практическомнаправлении;

·                   создании постоянных и проблемных творческих групп для полученияпрактических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет