X-PDF

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Поделиться статьей

УДК 373.31

КартуноваАнастасия Андреевна

Учителяначальных классов

ГБОУСОШ №14 г. Жигулевск

Самарскаяобласть

 

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИКАК ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация

В статьерассмотрено влияние учебной мотивации на творческое саморазвитие младшихшкольников. Описаны основные этапы деятельности учителя начальных классов поразвитию учебной мотивации учащихся как значимого компонента творческогопотенциала личности в образовательном процессе.

Ключевые слова

Мотив, мотивация,творческий потенциал личности, учебная мотивация.

 

Современное образование наших дней отличает то, что на первоеместо выходит личность ребёнка как активного творца, деятеля, исследователя.Эффективноеразвитие творческого потенциала личности школьников возможно, если созданыблагоприятные условия, способствующие формированию их потребностно-мотивационной сферы.

С философской точки зрения понятие«творческий потенциал личности» подразумевает одарённость человека, егоспособность к активной самореализации и стремление к высшим нравственнымидеалам. В психолого-педагогической литературе отмечается, что творческийпотенциал обладает большой информационной ёмкостью, является сложным личностно-деятельностнымобразованием.

Ученые по-разному трактуютпонятие «творческий потенциал», однако сходятся во мнении, что  его смысловуюоснову составляет способность к созданию нового и оригинального. На наш взгляд,наиболее точное определение творческого потенциала дано Л.А. Даринской: «Творческийпотенциал – это сложное интегральное понятие, включающее в себяприродно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, всовокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремленияличности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамкахобщечеловеческих норм морали и нравственности» [3, с. 53].

Анализпсихолого-педагогической литературы позволил нам выделить наиболее значимыекомпоненты творческого потенциала личности в образовательном процессе: учебнаямотивация, познавательная активность, самостоятельное решение проблемтворческого характера, уровень интеллектуального развития.

П.К. Энгельмейер, разрабатывая основы новой науки «эврилогии» (науки о творчестве), выделяет триэтапа творчества: замысел, план и исполнение. По его теории, «всякоеизобретение зарождается в душе человека … в связи с известным желанием,стимулом (волением)» [7, с. 11].

Потребности являют­ся побудительными силами учебнойдеятельности. Они запускают активность школьника и являются необходимым звеном впроцессе развития личности. «Осознанные потребности, желания, устремленияприобретают характер мотивов. Совокупность мотивов образует мотивационнуюсферу. Организацию деятельности в соответствии с сознательно поставленны­мицелями обеспечивает воля. Воля предполагает регулирование человеком своейактивности» [6, с. 429].

«Слово «мотивация» используется в современной психологии вдвояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение(сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления имногое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует иподдерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего внаучной литературе мотивация рассматривается как совокупность причинпсихологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,направленность и активность» [4, с. 513]. А.К. Маркова справедливо рассматриваетмотив как «направленность школьника на отдельные стороны учебной работы,связанная с внутренним отношением ученика к ней» [5, с.15].

Идея развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессесостоит в том, что педагогическое воздействие на личность обучающегося должнорешать задачу формирования у учащегося готовности к творческому саморазвитию.Для развития творческого потенциала младших школьников необходимо целенаправленноеобучение и воспитание, в противном случае творческие способности могут остатьсяна первоначальном, существующем от природы уровне. В первую очередь необходиморазвивать учебную мотивацию, стимулировать ребёнка к творческой учебнойдеятельности.

Творческоеразвитие личности происходит особенно интенсивно в младшем школьном возрасте [2,с. 60]. Как показывает практика, учебная мотивация планомерно возрастает в 1—2классах и заметно снижается в 3-м классе школы. При этом снижение мотивациипроисходит более заметно в тех классах начальной школы,  в которых преобладаетрепродуктивное усвоение знаний, по сравнению с классами, где образовательныйпроцесс ориентирован на интеллектуальную инициативу и собственнуюисследовательскую практику учащихся. Таким образом, младшие школьники проявляютинтерес к заданиям, требующим проявления инициативы, самостоятельности,творческой активности.

Особо подчеркнём, что учебная мотивация –это стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении своих целей,стремление добиться успеха, А всё перечисленное является одним из главныхсвойств личности, оказывающих влияние на жизнедеятельность школьников.

Психологи и педагоги выделяют две группымотивов, побуждающих школьников учиться: социальные и познавательные мотивы.

К социальным мотивам относятся:  осознание школьником полезностидля общества, доставление радости своей учёбой родителям, учителям, завоеваниеуважения одноклассников и друзей, осознание учеником необходимости учения.Самый нежелательный социальный мотив – принуждение к учению со стороныродителей и учителей, которое часто поддерживается страхом наказания и вбольшинстве случаев не даёт положительных результатов.

К познавательным мотивам относятся такие, как желание узнаватьновое, самостоятельно решать задачи и проблемы, интерес к учебному предмету,радость от самого процесса обучения, желание получать хорошие оценки. Высшаястепень проявления познавательных мотивов – это увлечение. Занятия приувлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматьсявоспринимается как лишение. Тем самым можно сделать вывод, что для успешногообучения школьников необходимо вызывать у учащихся интерес к овладениюзнаниями.

«Личностьвключается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ей, когдаимеются определённые мотивы для её выполнения. Именно начальная школа должнаобеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству, ксовместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформироватьосновы нравственного поведения» [1, с. 302].

У младшихшкольников формируется сознание жизненной значимости учения. Основные задачиучителя начальной школы состоят в том, чтобы открыть внутренний мир ребенка,разбудить в нём желание воспринимать новый материал, научиться использоватьего. Учебная мотивация оказывает сильное влияние на развитие младшего школьника.Активизация познавательной деятельности ученика без развития егопознавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вотпочему в процессе обучения необходимо систематически пробуждать, развивать иукреплять познавательные мотивы учащихся.

Работа учителяначальных классов по развитию учебной мотивации учащихся как значимогокомпонента творческого потенциала личности в образовательном процессе включаетследующие этапы: 1) диагностику учащихся; 2) разработку рекомендаций дляучителей; 3) разработку программы коррекционныхзанятий для учащихся; 4) внедрение разработанных мероприятий; 5) повторнаядиагностика.

Для диагностики учебной мотивации младшихшкольников предпочтительно, на наш взгляд, использовать методику Н.Г.Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» и«Лесенку побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

Диагностика по методике Н.Г.Лускановой проводится фронтально с целым классом или при индивидуальномобследовании ребёнка методом анкетирования. Анкета состоит из 10 вопросов,отражающих отношение ребёнка к школе, учёбе и школьным ситуациям. Длявозможности дифференцирования детей по уровню мотивации применяется системабалльных оценок. В зависимости от величины суммарного балла устанавливается пятьосновных уровней школьной мотивации: высокий уровень; хорошая школьнаямотивация; положительное отношение к школе; низкая школьная мотивация;негативное отношение к школе. Данная диагностика позволяет определить группыучеников класса, с которыми работа педагога по развитию творческого потенциалабудет построена по-разному, в зависимости от их отношения к школе и к учебнымзанятиям.

Цель методики «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К. Маркова) – определение соотношения социальных и познавательныхмотивов учения школьника. Методика проводится фронтально с целым классом илипри индивидуальном обследовании ребёнка в виде увлекательных игровых занятий.Ребёнку предлагается построить лесенку, которая называется «Зачем я учусь», извосьми карточек, на которых написаны различные мотивы учения. Результаты,полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношениипознавательных и социальных мотивов учения школьника, которые определяются потому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти местазанимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об ихгармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают три или четыремотива одного типа, делается вывод о преобладании данного типа мотивов учения.

При разработке рекомендаций для учителейнеобходимо учитывать, что в психологии рассматривается два пути развития учебноймотивации: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) черезсаму учебную деятельность школьника, которая должна его чем-то заинтересовать.

На первом направлении главная задачаучителя состоит в том, чтобы сначала раскрыть ребёнку те мотивы, которые неявляются общественно значимыми, но обладают действенным механизмом, например,желание получить хорошие оценки. Учитель должен помочь осознать учащимсяобъективную связь оценки с уровнем полученных знаний, постепенно переводя мотивацию,идущую от оценки, в мотивацию, связанную с желанием иметь высокий уровеньзнаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться младшими школьникамикак необходимое условие их полезности для общества и залог успешнойпрофессиональной деятельности в будущем.

С другой стороны, необходимо повыситьдейственность познавательных мотивов, которые осознаются учащимися как важные,но оказывают незначительное влияние на их поведение. Этот путь формированияучебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебногопроцесса. Для развития учебной мотивации младших школьников учителю необходимо:

· выделять значимость деятельности каждогоученика, даже если она, на первый взгляд, не представляется важной;

· научить ребёнка видеть, распознаватьотдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся познавательнойпотребностью;

· научить школьника самому ставитьцели в учебной деятельности;

· побуждать ребёнка принимать участие в анализе,обсуждении условий и нахождении путей достижения поставленных целей;

· акцентировать внимание на усилении ролипоисковой деятельности учащихся, глубоком исследовании изучаемых явлений,установлении причинно-следственных связей, активизации творческой деятельности.

Программа коррекционных занятий дляучащихся должна быть направлена на развитие положительной учебной мотивации и,как следствие, на развитие творческого потенциала каждого ребёнка. Одной иззадач учителя является управление творческой активностью младших школьников, тоесть постоянное их побуждение к целенаправленному учению путём усиления желанияк учёбе, веры в собственные силы и способности приобретению знаний. При этом наиболееэффективно использование комплекса вербально-коммуникативные,орудийно-манипулятивные и изобразительно-графические средства.

Как показывает  анализнаучно-педагогической литературы и практический опыт, разработку даннойпрограммы  более продуктивно осуществлять по следующим основным направлениям:

1.                    Использование современных образовательныхтехнологий: игровая технология; технология проблемного обучения; технологиясотрудничества; технология проектной деятельности.

2.                    Создание в классе атмосферы общей работы,сотрудничества, взаимопонимания, толерантности, эмоциональной привлекательностипроцесса учения.

3.                    Использование приёмов самостоятельнойтворческой работы учащихся: решение изобретательских, исследовательских задач,задач на прогнозирование,  задач с недостатком данных, самостоятельноепланирование и выполнение эксперимента, поиск дополнительной информации потеме, написание сочинений и другие виды самостоятельной деятельности.

4.                    Рефлексия учениками через оценкусобственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельностина уроке.

5.                    Творческая внеурочная деятельность:проведение КВН, «Что, где, когда», «Поле чудес», других интеллектуальных игр итворческих конкурсов.

При реализации вышеуказанных мероприятийрезультаты повторной диагностики учебной мотивации младших школьников с большойвероятностью должны показать, что большинство детей вовлечены в процесс учения,а, следовательно, готовы к развитию творческого потенциала школьника.

Развитие учебной мотивации с установкой на творчество,высокой самооценки, уверенности в своих силах, даёт младшим школьникамвозможность успешного развития их творческого потенциала. При этомпознавательная потребность, желание творчества, интерес к знаниям и к самомупроцессу поиска послужат надёжной основой самореализации и саморазвития личности каждого ребёнка.

 

Список использованной литературы:

1.Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихсяв начальной школе. // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 302-304.

2.Ахметжанова Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогическойфункции личности. / Полиаспектная подготовка современного педагога. Монография,под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. – М, 2011. С. 45-66.

3.Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика:Монография. – СПб, 2005. – 293 с.

4.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб: ПИТЕР, 2001. – 592 с.

5.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М.:Просвещение, 1990. – 192 с.

6.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб: Речь, 2002. – 694 с.

7.Энгельмейер П.К. Теория творчества. / С предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э.Маха. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 208 с.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет