X-PDF

Развитие звуковой стороны речи у дошкольников в онтогенезе.

Поделиться статьей

 

Развитие звуковой стороны речи у дошкольников вонтогенезе

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенкомразговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической,лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольномдетстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетическогои нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родномуязыку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В педагогической и психологической литературе процесс овладениязвуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан вработах А.Н. Гвоздева, В.И.  Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И.Радиной. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основеопределенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий ещесоциального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средствомобщения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой ―первые самостоятельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основеритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается.Н.Х. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10 ― 11 месяцевслово начинает служить средством общения и приобретает характер языковогосредства. Начинается период фонемного развития речи.

 

1) К концу первого года появляются первые слова. С начала второгогода жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются(отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутригруппы согласных. Противопоставляются сонорные ― шумным, глухие ― звонким,твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленныхгласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периодеявляются неустойчивость артикуляции при их произношении.

2) Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, апостепенно, через промежуточные, переходные звуки.

 

 

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заменителей».Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, чтоотсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другимизвуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуковдругими базируется на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь нагруппировке их по месту образования, реже – по способу образования.

3) Овладение новым типом артикуляционных движений вызывает к жизниряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в частислов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель). Согласные,подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки,например, звук [с] переходит в ш через стадии: с – сь – ш.

Дети при переходе к правильному произношению звуков начинаютпользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки,которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука ш (раньшепроизносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М.Е. Хватцев объясняет этоявление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновьприобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем -доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителемпоследний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

4) Основной путь развития фонетической стороны речи ребенокпроходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всейсистемой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие(ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. Для правильного решенияпроблемы воспитания звуковой стороны речи важное значение имеет рассмотрениеанатомо – физиологических и психологических  предпосылок овладения правильнымпроизношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностьюсложного анатомо – физиологического аппарата, состоящего из центрального ипериферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуютпод  регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание идеятельность речедвигательного аппарата.

 

 

 

5) Речь формируется под контролем слуха. В исследованияхотмечается возможность очень раннего формирования деятельности слуховогоанализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речифонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового иречедвигательного анализаторов.

6) Способствуют формированию правильного звукопроизношения особаявосприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи,стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистымзвукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитиеслухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особойвосприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи,стремлением овладеть ими.

7) Большое значение в произношении имеет деятельностьречедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, ноимеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходенакопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуковчеловеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемымисокращением мышц речевого аппарата и слуховыми ощущениями от звуков, которыечеловек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (отвосприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливатьвидимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения (Ф.Ф.Рау).

8) Одной из важных предпосылок формирования речи являетсяспособность ребенка к подражанию.

Фонематической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речьокружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многиеисследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого годажизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году жизни. В 8 – 9месяцев можно развить такое подражание, когда ребенок способен повторить завзрослым

 

произносимый им звук. В 10 – 11 месяцев возникает умение повторятьза взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки дляуспешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнестисоответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематическоговосприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковымсоставом речи и такие особенности ребенка – дошкольника, как высокаяпластичность нервной системы, повышенная подражательность, особаявосприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболееблагоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свышепяти лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшеесякосноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно вэтот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей ивовремя предупреждать косноязычие.

Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:

— органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы,заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного сречевой функцией; обратному развитию они не подлежат;

— функциональные – когда нет изменений анатомических структур илитяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервнойсистемы.

В зависимости от локализации дефекты нарушения делятся на:

– центральные – поражение какого-либо отдела центральной нервнойсистемы;

– периферические – повреждение или врожденные аномалиипериферического органа или нерва.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (приотсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевогоаппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детейнедостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательнымаппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционныйаппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкийи

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта ит. д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствахречи детей.

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуковразличны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетическойстороны детей.

К трем годам ребенок уже в значительной мере овладевает речью, ноона еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Наиболее характерна для многихдетей трех лет общая смягченность речи: «лёзецька» (ложечка), «бутылёцька»(бутылочка), «дадють» (дадут) и т. п. Большинство трехлетних детей непроизносит шипящих звуков ш, ж, ч, щ, а обычно заменяют их свистящими:«посадка» (лошадка), «сипсы» (щипцы), «нозик» (ножик), «мальцик» (мальчик). Непроизносят трехлетние дети часто звук р, выпуская его совсем или заменяядругими звуками – л, ль, в, й: «каова», «кайова», «колова», «ковова» (корова),«лёза» (роза). Нередко искажается звук л, большей частью смягчается («столь»)или заменяется й («стой» – стол).

Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: к, гпроизносится, как т, д, («торова» вместо корова, «Дусь» вместо гусь); а такжезвонкие звуки заменяются глухими («шук» – жук).

Исследования А.Н. Гвоздева, К.С. Державина свидетельствуют о том,что маленьким детям трудно дается произношение двух – трех рядом стоящихсогласных звуков и, как правило, один из этих звуков или выпускается, илиискажается (хотя изолированно ребенок этим звуком вполне владеет): (с)тол,(с)нег, ма(ль)чик, (х)леб. Нередко в слове уподобляется один звук (обычно болеетрудный) другому, имеющимся в том же слове: «ковова», «бабака», «мумага», «немамаю» (не как ребенок его легче уловил и запомнил: «коклетка»,

Наиболее частым искажением речи ребенка является сокращение словза счет выпуска трудно произносимых звуков или целых слогов в длинных илинезнакомых словах: «тамвай», «туба», «бабан», «атабиль», «тефон».  Очень частомаленькие дети делают в слове перестановки звуков и целых слогов: «клювка»(клюква), «сафоль» (фасоль), «мнеможко» (немножко), «аплесин» (апельсин),«чедоман» (чемодан) и т. п.

Ученик И.П. Павлова профессор Н.И. Красногорский в своихисследованиях делает вывод, что «с физиологической точки зрения каждый простойзвук на любом языке есть условный акустический раздражитель, каждое слово –условно-рефлекторный комплекс и каждая фраза – условная система комплексов».

 

Таким образом, особенностью фонетической стороны речи дошкольниковявляется еще недостаточно совершенное функционирование центральных аппаратовслуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, чтодошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, адвижение его речевых органов оказывается еще не совсем точными исогласованными, что имеет своим следствием, так называемое физиологическоекосноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста. Хотяфизиологическое косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастнаяособенность, но и в этом возрасте необходимо уже стремиться кусовершенствованию произношения.

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укреплениеартикуляционного аппарата: становится более координированными движения мышц,принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти).Укрепление мышц кончика спинки языка способствует правильному произношению безсмягчения твердых согласных.Дети все чаще начинают верно, произносить слова со стечением 2-3согласных, становятся возможным употребление более сложных по слоговойструктуре слов (3-4 и более). Некоторые дети начинают сосредотачивать своевнимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании усверстников. Большинство детей правильно произносят такие ранее непроизносимыезвуки, как звуки [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносятсвистящие звуки, появляются звук [ц]. У некоторых детей появляются звукипозднего онтогенеза, но большинство не произносят шипящие звуки, заменяя ихтвердыми свистящими. Сонорные звуки заменяют звуком [й] или [ль].

Нашестом году жизни ребенка обычно заканчивается процесс овладения звукамиродного языка. К моменту поступления в старшую группу дети, как правило, имеютдостаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированныйфонематический слух, благодаря которым создаются благоприятные условия дляправильного произношения звуков. У детей старшего дошкольного возраста мышцыартикуляционного аппарата способны производить более тонкие движения, быстреепереключаться с одного движения на другое, чем, например, у младшихдошкольников. Большинство детей правильно произносят трудные в артикуляционномотношении звуки (шипящие, звуки [л], [р], [р]); многосложные слова, слова состечением нескольких согласных. В произнесении слов они все реже

 

 

допускают орфоэпическиеошибки. Многие воспитанники имеют достаточно четкую и ясную речь.

Вэтом возрасте дети хорошо различают на слух направление звучания предмета;легко узнают звуки, извлекаемые из разных детских музыкальных инструментов,голоса товарищей по группе; выделяют в словах звуки (если их раньше с нимизнакомили). Дети старшего дошкольного возраста способны дифференцировать наслух громкость и скорость произносимых окружающими слов, могут дать в сравненииоценку правильности использования интонационных средств выразительности.

В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всехсторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутымифразы, точнее высказывания. За год словарь детей увеличился на 1000-1200 слов.Дети старшего возраста уже могут произносить все звуки (их артикуляционныйаппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Это очень важнодля дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Однако у некоторыхдетей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящихзвуков, звуков [л], [р]. С их усвоением дети начинают четко и внятно различнойсложности слова. В общении со сверстниками дети пользуются умеренной громкостьюголоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т.е. могутсоизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характеравысказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но припересказах их речь бывает, замедленна за счет длительных необоснованныхзадержек, пауз. Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи ссоблюдением интонационных средств выразительности; они часто пользуютсявопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства поотношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование идр.Однако, не все дети владеют правильным произношением звуков: у одних могутбыть задержки в усвоении звуков, у других — не правильно их формирование: [р] -горловое, одноударное, звуки[ ш] ,[ж]- боковые, [с], [з] — межзубные. Некоторыедети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки[л], [р]. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз,включающих одновременно оба звука (шушшка вместо сушка) но почти не встречаютсяошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собакакошка)

 

Фразынасыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Ясность,внятность речи во многом зависит и от того как быстро говорит ребенок. У детей,говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речьючасто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания,проглатывают даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппаратаили недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношениязвуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередкоотражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение,дикция.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно развитыйфонематический слух. Они не только хорошо слышат звуки, но и способны выполнятьразличные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком изгруппы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки,выполнять другие более сложные задания. Однако некоторые дети не все звукиразличают на слух. Не смешивая звуки [к] и [р], [ш] и [л], акустически иартикуляционно контрастные, они недостаточно четко различают звонкие и глухиесогласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слоговили слов дети называют и такие, в которых есть звук [з] ( или даже звук[ш]).смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: [с] и [ш],[ж] и [з], звуки [с] и [ц], [щ] и [ч], [ц] и [ч]. Произношение шестилетнихдетей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в техслучаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова,насыщенные сочетанием звуков, которые он еще не достаточно четкодифференцирует, например звуки [с] и [ш]. Но к семи годам дети справляются сэтими трудностями.

Дети старшего возраста, имеют достаточно развитое фонематическоевосприятие, владеют  некоторыми навыками звукового анализа слов: умеют выделятьзвуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, устанавливатьпоследовательность звуков в словах, делить слова на слоги и предложения наслова, что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для обученияграмоте.

К концу старшего дошкольного возраста речевое развитие детейдостигает довольно высокого уровня. Дети правильно произносят все звуки родногоязыка, отчетливо и ясно воспроизводят слова, имеют необходимый для свободногообщения

 

словарный запас. Все это дает возможность ребенку при поступлениив школу  успешно овладеть программным материалом.

По словам М.Ф.Фомичевой, произношение ребенком каждого звука — этосложный акт, требующий точной координированной работы всех частейречедвигательного и речеслухового анализаторов.

У большинства детей трех лет встречаются физиологические, непатологические недостатки звукопроизношения, которые имеют непостоянный,временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка трех лет ещенесовершенно функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь междуними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппаратаеще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органовребенка еще недостаточно четкие и согласованные, звуки не всегда точноразличаются на слух. Важнейшим условием правильного произношения звуков являетсяподвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими.Автор также отмечает, что 3 — 4 года − это период осознания процесса овладениязвуками, период, когда дети начинают интересоваться звуковой стороной речи.

Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизниА.Н.Гвоздев характеризует как период усвоения звуков, когда наряду с правильнымпроизношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

В среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезаетсмягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляютсяшипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно детиовладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивостьпроизношения. Многие дети среднего дошкольного возраста уже произносят звук Р,но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словахредко, чаще он заменяется другими звуками: Л, Ль, Й. Интересно, что у некоторыхдетей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж,когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новымзвуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенностипроизношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи.Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильномувосприятию и произношению всех звуков родного языка. М.Ф.Фомичева указывает,что в условиях

 

правильного речевого воспитания и при отсутствии органическихнедостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка иправильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группыеще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточночеткая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении ивосприятии на слух.

А.Н.Гвоздев указывает, что формирование фонем, завершающееусвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляетсяраспознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование дляразличения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией. В усвоениезвуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развитияпроизносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значениеимеет фонематическое восприятие.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей.Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимаетсяпроцесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова нерасчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладеваютфонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие—нарушение процессовформирования произносительной системы родного языка у детей с различнымиречевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Кэтой категории относят детей с нормальным слухом и интеллектом.

Без достаточной сформированности фонематического восприятияневозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ– это операция мысленного разделения на составные  элементы (фонемы) разныхзвукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом вкоррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковойанализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонемотмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятиязвуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

 

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Луриясчитают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степениухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладениезвуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может бытьразлична. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично.Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализасформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично.Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектоворганов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействиеважнейший механизм развития произношения.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет