X-PDF

Развивающие занятия Я и конфликт

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающие занятия

«Я иконфликт.Учимсяразрешатьконфликтывместе».

              Составитель:

                                                                              педагог-психолог МОУ г. Головка  «Школы № 54»

                                        Тутова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Современное общество предъявляетвысокие требования не только  ко взрослым людям, но и к детям и подросткам. Длятого чтобы быть успешным сегодня, необходимо уметь учитывать существенныеотличия образа жизни разных людей, признавать их, признавать свои потребности ипотребности других, свои права и права других. Здесь требуется понимать языкдругого человека, уметь приходить к согласию и кооперироваться для достижения общихцелей.

     Конфликты между подросткамиотрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на класс, в котором ониобучаются. В классе,  где сложился неблагоприятный социально-психологическийклимат, ученики плохо усваивают программный материал, простая обида может, вконечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих оппонентов.

     В связи с этим профилактикуконфликтного поведения необходимо начинать с раннего подросткового возраста.Подростки особенно восприимчивы к традиционно принятым гендерным стереотипам,придерживаются мнения о том, что они должны доминировать и поддерживают своювласть при помощи силы и жестокости. Это приводит к замешательству в моментпринятия ответственного решения, подросткам бывает трудно судить о том, какоеповедение можно назвать нормальным, а какое – агрессивным.

     Своевременная профилактикаконфликтов в подростковой среде крайне крайне необходима по ряду причин:

     Во-первых, профилактикаконфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебногопроцесса.

      Во-вторых, конфликты оказываютзаметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроениеконфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причинойсерьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры положительновлияют на психологическое и физическое здоровье учеников и педагогов.

     При организации профилактическойработы у подростка формируются умения ориентироваться в ситуации конфликта.

    

 

Программа развивающих занятий «Я иконфликт.Учимсяразрешатьконфликтывместе»направлена на формирование у подростков навыков конструктивного общения,формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

     Цель программы –актуализация ценностей конструктивного разрешения конфликтов, формированиенавыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

     Задачи программы:

§  Развитие коммуникативных навыков иумений.

§  Ознакомление со способами управлениямежличностными конфликтами.

§  Воспитание ответственного отношения ксвоему способу реагирования в конфликтной ситуации.

§  Отработка навыков «я-высказываний»,способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

§  Обучение выбору эффективных стратегийразрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решатьвозникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Адресат: программа предназначена дляобучающихся  5 – 8 классов. Занятия проводятся в сформированной группе изклассного коллектива.

Длительность реализации: 6 занятий синтервалом 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 40 минут

Ожидаемые эффекты от участия вразвивающих занятиях:

§ понимание того, что может послужитьпричиной конфликта;

§ умение выбирать способы поведения вконфликтной ситуации;

§ формирование навыков управленияэмоциями в ситуации общения с собеседником;

§ освоение техник конструктивногорешения в межличностных конфликтах.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Программа занятий

«Я  и конфликт. Учимся разрешать конфликты вместе»

 

Тема занятия

Содержание

1

«Я и конфликт»

Знакомство с понятием «конфликт», формирование эффективного поведения в конфликтной ситуации.

 

2

«Мое поведение в конфликте»

 

Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования.

 

3

«Учимся общаться правильно»

 

Изучение  процесса  выработки  и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

4

«Способы разрешения  конфликта»

Формирование у подростков представлений о стратегиях выхода из конфликтных ситуаций, развитие способностей конструктивного разрешения конфликта.

5

«Коммуникативные навыки»

Развитие навыков конструктивного  общения как одного из элементов в профилактике конфликтов.

 

6

«Управление конфликтом»

 

 

Предоставление  возможности  участником тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций, отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1.

«Я и конфликт»

 

Цель: знакомство с понятием «конфликт»,формирование эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Ход занятия

     Здравствуйтеребята!

     Школа – это пространство, где каждый день встречается много людей — детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникаетмножество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а еслинет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживатьссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойстводоставляет ссора.

Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновенияконфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях,Наша цель — показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем ихконструктивного решения.

     Принятиеправил занятия:

     Умейте слушатьдруг друга. Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебиватьего. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

     Проявляйтеуважение. Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда участникизанятия усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимовысказывать оценки в отношениях других людей лишь на основании высказанных имимыслей.

     Закон«ноль-ноль» (о пунктуальности). Все участники должны собираться в установленноевремя.

    Конфиденциальность. То, что происходит на занятии, остается между участниками.

      Правило «стоп».Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тоучастник занятия о котором в этот момент идет речь, может закрыть тему, сказав«стоп».

     Каждый говоритьза себя, от своего имени. Стоит говорить не «Все считают, что…», «Я считаю,что…».

 

Упражнение «Конфликт- это …»

Психолог обращается кучастникам групп с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответовзаписываются на ватмане. После этого все вместе выясняют положительную (+) иотрицательный (-) стороны конфликта. Подведение итогов.

Информационное сообщение

Слово «конфликт»латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в видустолкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликталежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент,т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самымиразнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениямдругих, эгоизм, расхождение мнений и желаний.

Притча «Коробочка».

       Один человек всю жизнь искалбезоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков,обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Всестремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ееокошек.

      Когда это удалось нашемустраннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему онстремился всю жизнь.

     Вечером, счастливый, он расположилсяна отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Ониразговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном изокошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Обсуждение притчи…

Упражнение «Эксперимент»

Сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой(салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результатбыл одинаковый.

 

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

— Что получилось?

     Получились различные узоры. Возможно, если оченьвнимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы невстретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и слюдьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, чтоведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит,возникает опасность конфликта.

 Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст,пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни ите же вещи, явления.        

Рассмотрениетеоретических понятий

Перед Вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтнаяситуация, инцидент. Попробуйте самостоятельно дать определение этим словам, чтоони обозначают.

После того как участники занятия высказали свое мнение, ведущийпредставляет теоретическое определение понятий:

Спор – словесное состязание,обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая изсторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

Конфликт – это столкновение противоположнонаправленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острымиотрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликтная ситуация – противоречивые позициисторон по какому-либо поводу.

Инцидент – случай, происшествие (обычно неприятное),недоразумение, столкновение.

Способывыхода из конфликтной ситуации:

o   Уклонение «черепаха» -черепахи убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта.

o   Принуждение «акула» -акулы пытаются убедить оппонентов,  заставить их силой решить конфликт. Акулыубеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает с позиции силы.

o   Сглаживание «плюшевыймишка» — для «мишек» главное, хорошие отношения,

а собственные цели неимеют для них большое значение. Они стремится всем нравится, чтобы все ихлюбили и ценили.

o   Компромисс «лиса» — онижертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другогоуступить. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотуюсередину».

o   Переговоры «сова» — онирассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение,которое удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны.

Обсуждение:

— Как Вы думаете,какая стратегия самая лучшая?

Упражнение «Решиситуацию»

1-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученикначинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи,пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я?Опять крайний! Вы что, видели? ».

— Какая реакция учителя на слова Сергея?

— Как бы вы сделали в этой ситуации?

2-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можноговорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Неребенок, а несчастье какое-то! Говоришь, а ему, как об стену горохом!».

— Как бы вы поступили на месте мамы?

— Как бы вы поступили на месте ребенка?

3-я ситуация. Наперемене два твоих однокласника догоняют друг друга. Тот кто убегает, оглянулся посмотреть далекоего соперник или нет. В этот момент он нечаянно сталкивается с тобой и бежитдальше. От удара у тебя начинает болеть плечо, но ты понимаешь, что это онсделал не специально.

— Обсуждение ситуаций с позиции рассмотренных способов выхода изконфликтной ситуации.

    

 

 

Таким образом, каждому из нас необходимовыработать в себе такие навыки:

·       уметь слушатьпартнера так, чтобы понять, с чего возник конфликт;

·       уметьсдерживаться от слов, способных вызвать гнев и обиду;

·       делатьправильные выводы из конфликтной ситуации;

·       уметьизбавляться от негативных эмоций, которые остались после конфликта;

·       старатьсявидеть в людях прежде всего хорошее и доброе.

«Открытое сердце»

Спросилкак-то наставник троих учеников:

-Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?

-Потому что камень тяжелый, — ответил один.

-Потому что стекло хрупкое, — ответил другой.

-Потому что метнувшая камень рука была сильной, а удар точным – ответил другой.

— Никто из вас троих не дал правильный ответ –сказал учитель. – Потому что окно было закрыто! Научитесь идти по Пути соткрытым сердцем, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя сквозьтонкую ткань души.

     Так пусть у каждого участника сегодняшнейвстречи будет чистое, доброе, отзывчивое и открытое сердце.

Всем участникам вручаются маленькие сердечки.

Рефлексия занятия: участникизанятия высказывают свое мнение, отвечая на вопросы: Что нового ты узнал оконфликте? Чему ты научился?

 

 

 

 

 

 

Занятие 2.

«Мое поведение в конфликте»

Цель:формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностямсамосовершенствования.

Приветствиеи сообщение цели занятия.

Обсуждение вопросов: Бывают ли у Вас конфликты?Знаете ли Вы, как Вы себя в них ведете? Участникам занятия предоставляетсявозможность ответить на эти вопросы.

Упражнение«Разожми кулак»

Участники должныразделиться на пары, в которой один сжимает кулак, а другой должен его разжать.На выполнение задания отводится 3 минуты, после чего роли в парах меняются.

После выполненияупражнения участникам предлагаются вопросы для обсуждения:

o   Как Вы пытались разжатькулак?

o   Считали ли Вы своегонапарника противником?

o   Какие способы Выиспользовали?

o   Похоже это на то, как Выведете себя в конфликтной ситуации?

o   Чем похоже, чемотличается?

Обсуждение длится 7 — 10минут.

Упражнение «Я вконфликте…»

Участникам занятияраздаются по пять полосок бумаги и ручки и предлагается вспомнить, как ониведут себя в конфликте. Необходимо пояснить, что на полосках можно написать какприлагательные (драчливый, робкий, тихий) так и образ действия в конфликте(избегаю конфликтов, хочу подраться, пытаюсь понять, высказываю свою точку зренияи т.д.). Необходимо написать пять характеристик. Время выполнения задания 5минут.

 

     После того, как всеучастники написали характеристики, психолог предлагает им  обменяться своимизаписями: «Пожалуйста, обменяйтесь написанными Вами характеристиками  — дайтесвои записи тому участнику, кто, как Вам кажется, тоже так ведет себя вконфликтной ситуации, о ком можно сказать также как и о Вас».

После того, как всеучастники обменялись характеристиками, необходимо обсудить, что получилось:

o   Ожидали ли Вы, что Вастак видят другие, или это неожиданность?

o   Похоже ли то, что Вынаписали о себе, с тем, что Вы получили от других?

o   Нравится ли Вам, какимиВас видят другие? Что Вам в этом нравится, а что нет?

o   Каким бы Вы хотеливыглядеть в конфликтной ситуации? На кого быть похожим?

o   Что Вы узнали о себенового, или Вам было известно, как Вас воспринимают другие?

o   Что бы Вы хотели в этомпоменять, а что сохранить и приумножить?

После обсужденияхарактеристик ведущий говорит о важности понимания, как мы сами в конфликтеумеем управлять своим поведением. Обычно в конфликте мы хорошо понимаем продругого человека, знаем какой он, как он себя ведет. Нам кажется, что он неправ, а мы – правы. Удивительно, но он думает так же!

     Рассуждать изамечать, каков другой в конфликтной ситуации, очень легко. Гораздо сложнеепонять, какой я сам? Но только понимая это, мы можем научиться управлять своимповедением. Нам кажется, что в конфликте может победить тот, кто лучше знаетдругого. Но настоящее преимущество у того, кто лучше знает себя. Мы можем,обвиняя всех вокруг, ждать пока измениться мир, но этого не произойдет, пока мыне изменимся сами.

 

 

Выполнение упражнения

Всем участникам занятиянеобходимо разделиться  на пары, занять места сидя друг напротив друга, а выбратькто будет «Карлик» а кто «Великан» в каждой паре.

— Выберите тему дляобсуждения, которая интересует двоих.

Задание 1. Партнерамодновременно необходимо говорить на выбранную тему (1 минуту). Обсуждение: Былоли трудно говорить?

Задание 2. Все «Карлики» говорят,о чем они хотят, в то время как все «Великаны» делают что-нибудь, но непокидают свое место.

Обсуждение: Было литрудно кому-нибудь  говорить?  Было ли приятно говорить информацию партнеру илинаоборот? По каким признакам Вы определили, что Вас не слушают?

Задание 3. Все «Великаны»говорят, о чем они хотят, в то время как все «Карлики» делают все возможное,чтобы показать насколько им интересно, но при этом молчат.

Обсуждение: Было литрудно кому-нибудь  говорить?  Было ли приятно говорить информацию партнеру илинаоборот? По каким признакам Вы определили, что Вас  слушают?

Упражнение«Акула»

Участники занятия делятсяна две команды.

— Представте себеситуацию: корабль на котором Вы плыли, потерпел крушение, и Вы находитесь воткрытом океане. Но в океане есть один островок, но котором можно спастись отакул. (У каждой команды свой остов, на котором могут поместиться все участникикоманды). Капитан увидев «акулу» должен сообщить об этом всем участникам.Задача участников – быстро попасть на свой островок.

 

 

 

После этого играпродолжается – участники команд покидают свои острова до следующей опасности.Остров уменьшается в половину. По второй команде «акула», задача участниковпопасть на остров и при этом сохранить большее количество людей. Тот кто неуспел оказаться на острове – выходит из игры.

       Обсуждение. Вкакой команде осталось больше участников? Почему?

Упражнение«Ладошка дружбы»

Каждый участник занятияна листе бумаги обводит свою ладонь и подписывает имя. Все ребята по кругудолжны оставить пожелания, написать понравившиеся качества хозяину «ладошки».Обсуждение.

Рефлексия занятия: Поделись своимивпечатлениями от занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.1%
НЕТ
41.9%
Проголосовало: 895

 

 

Занятие 3

«Учимся общатьсяправильно»

Цель:изучить процесс выработки  и принятия группового решения в ходе общения игрупповой дискуссии.

Приветствиеи сообщение цели занятия.

Игра «Воздушный шар»

-Прошу Всех внимательно выслушать информацию.

Представте себе, что Вы экипаж научной экспедиции, котораявозвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Выосуществили аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно.Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 км. Вдруг, произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара понеизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ,заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за бортвсе мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай. Нанекоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вам предоставляетсяперечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

1.     Канат – 50 м.

2.     Аптечка с медикаментами – 5 кг.

3.     Компас гидравлический – 1 шт.

4.     Консервы мясные и рыбные – 20 кг.

5.     Секстант для определенияместонахождения по звездам – 5 кг.

6.     Винтовка с оптическим прицелом и25 патронов к нему – 1 шт.

7.     Конфеты – 20 кг.

8.     Спальные мешки (по одному накаждого члена экипажа).

9.     Ракетница с комплектом сигнальныхракет.

10. Палатка 10-местная.

11. Баллон с кислородом.

12. Комплект географических карт.

13. Канистра с питьевой водой – 20 л.

14. Транзисторный приемник.

15. Лодка резиновая надувная.

Через 5 минут шар сталпадать с очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины длятого, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и вкакой последовательности выбрасывать за борт.

Задача команды – решитьвопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначалапримите это решение самостоятельно. Возьмите лист  с перечнем наборов ипредметов и рядом с каждым наименованием поставьте порядковый номер,соответствующий значимости предмета. «На 15 место я поставлю комплект карт,поскольку он совсем не нужен и т.д…»

При определениизначимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете ихвыбрасывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. всеконфеты, а не половину. Время работы 15 минут.

Когда принятоиндивидуальное решение, участники занятия приступают к групповому обсуждениювопроса. Руководствуясь следующими правилами:

o       Высказывать свое мнение может любой член экипажа;

o       Количество высказываний одного человека не ограничивается;

o       Решение принимается когда, за него проголосуют все члены экипажа безисключения;

o       Если хотя бы один член команды возражает против принятия данногорешения, оно не принимается и группа должна искать иной выход;

o       Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов.

Время, которое есть враспоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Вомногом это будет зависеть от того, как быстро Вы будете принимать решение. Еслиэкипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, онсчитается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю Вам успешнойработы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, Выразобьетесь. Помните об этом!

Время работы группы 20 –25 минут.

Обсуждение результатовигры. Если участники игры приняли все 15 решений при общем единогласномголосовании: — Я поздравляю Вас, Вы успешно справились с заданием. Как Высмогли добиться успешного выполнения задания.

Если Вы не смогли принятьза отведенное время 15 решений: экипаж команды потерпел катастрофу. Давайтеподумаем, в чем причина катастрофы?

Проводится анализрезультатов и хода игры, разбираемся в причинах неудачи, анализируем ошибки ипытаемся прийти к общему мнению.

Рефлексия занятия: Поделись своимивпечатлениями от занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 4.

«Способыразрешения  конфликта»

Цель: формирование у подростковпредставлений о стратегиях выхода из конфликтных ситуаций, развитиеспособностей конструктивного разрешения конфликта.

Мини-лекция«Способы разрешения конфликта»

Американский психолог К. Томас описал 5 стратегийповедения человека в конфликте: соревнование, избегание, компромисс,сотрудничество и приспособление.

Соревнование(конкуренция)– предполагает сосредоточения внима7ния только на своих интересах, полноеигнорирование интересов партнера.

Избегание – характеризуется отсутствиемвнимания как к своим интересам,  так и к интересам партнера.

Компромисс – это достижение«половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление – предполагает повышенноевнимание к интересам другого человека, собственные интересы отходят на второйплан.

Сотрудничество– являетсястратегией, которая позволяет учесть интересы обеих сторон, найти новое,нестандартное решение в конфликте.

Обсуждая каждую стратегию, ведущий активизируетгруппу с помощью метода «мозгового штурма» ответить на следующие вопросы:

1.    В каких ситуациях каждая стратегия может быть эффективна?

2.    Какие недостатки есть у каждой стратегии?

3.    Какие способы разрешения конфликтов из вышеперечисленных стратегийВы чаще всего используете?

Ведущий делает вывод отом, что в разных жизненных ситуациях различные способы разрешения конфликтовмогут нам пригодиться. Вряд ли, встретив хулиганов в подворотне, которыетребуют у нас мобильный телефон и деньги, мы будем пытаться искать с нимкомпромисс или соревноваться. Мы скорее вынуждены будем искать способыизбегания конфликта, например, убежать и т.д.

Упражнение«Разыгрывание ситуации»

Участникизанятия делятся на две равные по количеству  команды и разыгрывают ситуации:

Ситуация1.

Утебя плохое настроение. Ты сидишь дома и слушаешь музыку. К тебе приходятдрузья и зовут тебя гулять.

Ситуация 2.

Друг (подруга) позвонил (а)  по телефону и просит помочьподготовиться к завтрашней контрольной по математике. Ты очень занят(а) в этотдень.

     Далее обсуждаются стратегии выхода из каждойконфликтной ситуации. Например для первой группы стратегия «компромисса» былабы такой – ты договоришься с ребятами что выйдешь попозже. «Сотрудничество»заключалось бы в том, что сегодня ты не выйдешь гулять, но завтра сам зайдешьза друзьями на прогулку.

Для второй группы «компромисс» был бы в том, чтоты помог бы другу (подруге) подготовиться к контрольной частично, возможнотолько половину из заданий.

«Сотрудничество» заключалось бы в том, что тыпопросил кого-то из знакомых, одноклассников понимающих предмет, подготовитьдруга (подругу) к контрольной.

Время обсуждения ситуаций 20 минут.

Притча

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг ониувидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет егоплащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ изчеловека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило.Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человектолько лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, — сказало оно ветру. — Ябуду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежнопригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцусвое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем егоснял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Рефлексия занятия: Поделись своими впечатлениями отзанятия.  Что было полезно, интересно для Вас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5.

«Коммуникативные навыки»

Цель: развитие навыков конструктивного  общения как одногоиз элементов в профилактике конфликтов.

Приветствие и сообщение цели занятия.

Существуют конструктивныеи неконструктивные способы  разрешения конфликтов. Когда побеждает однасторона, а другая проигрывает – это неконструктивно. Так между участникамиконфликта остаются негативные эмоции, со временем они накапливаются и этоприводит к новым конфликтам. Конструктивный способ разрешения конфликтов – этоучет интересов обеих сторон.

Для того, чтобы решитьконфликт конструктивно, то есть с пользой для всех участников, надо научитьсяособым приемам общения, ведения диалога: во-первых, нужно услышать собеседника,понять его эмоции. Умение это делать во многом помогает предотвратить конфликт,разрешить спор мирным путем и избежать накопления негативных чувств друг кдругу. Это мы и будем учится сегодня делать.

Упражнение«Активное слушание»

Участники разбиваются на пары. Дается следующеезадание: «Один из участников в каждой паре, которому я дам карандаш, будет втечении 4 минут говорить о каком-либо конфликте, который был в его жизни, вкотором он сам учувствовал. Второй человек в паре в течении 4 минут ничего неговорит, только внимательно слушает. Потом в течении 1 минуты он должен будетрезюмировать – как можно более точно передать содержание, которое он услышал.

Обратите внимание, говорит только тот, у кого вруках ручка. Ведущий в каждую пару отдает ручку. Время на одну пару – 4 минуты.

Участники в парах выполняют это упражнение. Затемведущий говорит: «Теперь, тот кто слушал,  в течении 1 минуты расскажите, чтоВы услышали – передайте только содержание. Начните только со слов «Правильно лия тебя понял…. Ты говорил о … Время работы 1 минута.

Обсуждение. Человек, которого правильно услышалииспытывает положительные эмоции, и это помогает конструктивно разрешатьконфликты. Вы можете развивать и использовать это умение в своей повседневнойжизни.

Упражнение«Выпустить пар»

Каждый из Вас можетсказать остальным, что ему мешает или на что он сердиться. Обращайтесь кконкретному человеку. Пожалуйста не оправдывайтесь, когда на Вас будутжаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что Вам хотят сказать. Докаждого из Вас дойдет очередь «выпустить пар». Если кому-то из Вас совершенноне на что будет пожаловаться, то просто скажите «У меня пока ничего ненакипело, и мне не нужно выпускать пар». Когда круг «выпускания пара»завершился,  ученики на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

Анализ упражнения:

Что говорили?

Какие чувства вызвали обращения в Ваш адрес?

Что было неприятно, может быть удивило Вас?

Готовы ли Вы изменить в себе то, что мешает другим?

Упражнение«Подарок»

Участникам занятияпредлагается рассчитаться по порядку.

У меня для Вас естьнебольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером найдете свойподарок. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твойподарок – предназначено именно тебе.

Примеры пожеланий:

·       Чтобыконтролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

·       Отстаивай своюточку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.

·       В споре умейвыслушать собеседника до конца.

·       Уважай чувствадругих людей.

·       Любую проблемуможно решить.

·       Будьвнимателен к людям, с которыми общаешься.

·       Не сердись,улыбнись.

·       Начни свойдень с улыбки.

·       Посмотри надругих: в тебе и окружающих так много общего.

·       Взгляни насвоего обидчика – может ему просто нужна твоя помощь.

·       Раскрой своесердце,  и мир раскроет свои объятия.

·       Всегдавнимательно выслушивай своего собеседника.

Рефлексия занятия: Поделись своими впечатлениями отзанятия.  Что было полезно, интересно для Вас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6.

«Управление конфликтом»

Цель:предоставить возможность участником тренинга получить опыт конструктивногорешения конфликтных ситуаций, отработка умений и навыков сглаживанияконфликтов.

     Дорогие ребята, мы с Вами продолжаем работунад саморазвитием, сегодня на занятии мы рассмотрим способы управленияконфликтами. Для чего нам это необходимо знать? (Обсуждение мнений участниковзанятия).

Упражнение «Приветствие на сегодняшнийдень»

Начнем работу свысказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно бытькоротким, желательно одно слово. Вы бросаете мячик тому, кому адресуетепожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередьбросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будемвнимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого непропустить.

Беседа

Вопросы:

o  В чем сходствои различие понятий спор и конфликт?

o  Что такоеконфликтная ситуация?

o  Приходилось лиВам попадать в конфликтную ситуацию?

o  С какимилюдьми Вы чаще всего конфликтуете? Почему?

o  Что чаще всегодля Вас является причиной конфликта?

o  Можно лиразрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей,задействованных в конфликте?

o  Были ли Высвидетелями успешного разрешения конфликта?

Существуютправила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает непровоцировать конфликты:

— Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте,но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь!Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость вназойливость.

— Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте своиспособности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

— Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

— Реализуйте себя в творчестве, спорте, а не в конфликтах.

— Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважениек людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правила общения помогаютпредотвращать ненужные конфликты.

Тест «Оценка собственного поведения вконфликтной ситуации»

Ребята!Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как Вы обычно ведете себя вконфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение,поставьте соответствующее количество балов после каждого номера ответа,характеризующего определенный стиль поведения.

Еслиподобным образом Вы ведете себя:

Часто– 3 балла;

Отслучая к случаю – 2 балла;

Редко– 1 балл.

 

Вопрос«Как Вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

1.          Угрожаю илидерусь.

2.          Стараюсьпринять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3.          Ищукомпромиссы.

4.          Допускаю, чтоне прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.          Избегаюпротивника.

6.          Желаю во чтобы то ни стало добиться своих целей.

7.          Пытаюсьвыяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8.          Иду накомпромисс.

9.          Сдаюсь.

10.      Меняю тему.

11.      Настойчивоповторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12.       Пытаюсь найтиисток конфликта, понять, с чего все началось.

13.      Немножкоуступаю в споре, конфликте.

14.      Предлагаю мир.

15.      Пытаюсьобратить все в шутку.

Обработкарезультатов теста: посчитайте количество баллов под номерами. Когда Выподсчитаете баллы по всем показателям, Вы узнаете характеристику разных типовповедения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип«А» — сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип«Б» — сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип«В» — сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип«Г» — сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип«Д» — сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

ЕслиВы набрали большее количество баллов по типу:

«А» — это жесткий тип решенияконфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая своюпозицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип поведениячеловека, который всегда прав.

 «Б» — это демократический стиль.Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора Выпытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которое удовлетворили бы обестороны.

«В» — компромиссный стиль, с самогоначала Вы согласны на компромисс.

«Г»мягкий стиль,своего противника Вы «уничтожаете» добротой. С готовностью Вы встаете на точкузрения противника, отказываясь от своей.

«Д»уходящий стиль,Ваше кредо – «вовремя уйти», Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводитьконфликт до открытого столкновения.

    Сейчас, когда Вы знаете ваши результаты, я предлагаю проанализироватьсамостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своегоповедения.

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Участники занятияразбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумываетсценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны, атретий играет – миротворца, арбитра.

Наобсуждение выносятся следующие вопросы:

-Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

-Какие, на Ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

-Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Упражнение «Последняя встреча»

Наше занятие подходит кзавершению и скоро мы с Вами расстанемся. Но все ли мы успели сказать другдругу? Может быть Вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или естьчеловек, мнение которого о себе Вы хотели бы узнать? Или Вы хотите поблагодаритького-либо? Сделайте это «здесь и теперь».

     В завершении встречиучастникам занятия предлагается разработать правила предупреждения конфликтов изаписать их на ватмане.

Примеры правил:

— прежде чем сказать онеприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу;

— постарайтесь посмотретьна проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

— не скрывайте доброгоотношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь напохвалу;

— умейте заставлять себямолчать, когда Вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Общая рефлексия: какимивпечатлениями Вы можете поделиться, исходя из проведенных занятий? Были ли дляВас полезны наши занятия? Что нового Вы узнали? Чему Вы научились?

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.    Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте.Материалы для подготовки и проведения. Речь Санкт — Петербург,2008;

2.    Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваштренинг. Речь Санкт — Петербург, 2007;

3.    Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.Владос Москва, 2004;

4.    Фопель К. Групповая сплоченность. Генезис Москва,2010;

5.    Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг:педагоги, психологи, родители. Речь Санкт — Петербург, 2007.

6.    Ясникова Л.Д. Конфликты: сущность и преодоление. Методическиематериалы – М., 1990.

7.    Емильянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Спб.: 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.1%
НЕТ
41.9%
Проголосовало: 895

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет