РЕАЛИЗАЦИЯФГОС НА УРОКАХ ХИМИИ
Е.Н.Сажина
МБОУ «Мангутская СОШ»
Учитель химии, биологии
Аннотация. В статье говорится отом, что урок, в условиях внедрения ФГОС, остается главной формой обучения вшколе, при этом, сохраняя все дидактические характеристики, но, подвергаетсянекоторым изменениям, определяемым самой идеологией нового образовательногостандарта. Также определены разделы технологической карты урока и данакраткая характеристика типов уроков по ФГОС. Приведены приемы, используемые науроках химии и мотивирующие учащихся на усвоение знаний и применение их вжизни.
Ключевые слова: образовательныйстандарт, типы уроков, технологическая карта, системно-деятельностный подход.
IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN CHEMISTRY LESSONS
E.N.Sazhina
MBOU Mangutskaya SOSH
Teacher of chemistry, biology
Annotation. The article says that thelesson, in the context of the introduction of the Federal State EducationalStandard, remains the main form of education at school, while retaining alldidactic characteristics, but undergoes some changes determined by the ideologyof the new educational standard itself. The sections of the technological mapof the lesson are also defined and a brief description of the types of lessonson FGOS is given. The techniques used in chemistry lessons and motivatingstudents to assimilate knowledge and apply them in life are given.
Keywords: educational standard, types oflessons, technological map, system-activity approach.
В условиях ФГОС учитель становитсяпомощником и наставником для учеников в процессе обучения. Поэтому меняется испособ добывания информации и знаний учащимися, который теперь предполагаетактивное участие в этом процессе самих обучающихся. Здесь как нельзя лучшеподходят элементы интерактивных технологий обучения и проблемный диалог учителяи ученика – ведь нужно успешно достичь решения поставленных перед учащимисязадач в рамках системно — деятельностного подхода. По требованиям ФГОС, ккаждому уроку составляется технологическая карта. Технологическая карта любогоурока это проект процесса обучения, где этот процесс описан до логическогорезультата, в которую входят следующие компоненты содержания:
1.Название темы
2.Цель освоения учебного содержания
3.Планируемые результаты
4.Межпредметные связи и организацияпространства, то есть форма работы и ресурсы
5.Технология изучения темы (накаждом этапе определяется цель и прогнозируемый результат, также даютсяпрактические задания на отработку материала и диагностические задания напроверку его понимания и усвоения);
6.Контрольные задания на проверкудостижения планируемых результатов. Уроки по ФГОС делятся на несколько типов.Вот основные типы уроков по ФГОС:
-Урок открытия новых знаний;
-Урок комплексного применениязнаний (урок закрепления);
-Урок актуализации знаний и умений(урок повторения);
-Урок систематизации и обобщениязнаний и умений;
-Урок контроля знаний и умений;
-Урок коррекции знаний, умений инавыков;
-Урок комбинированный.
Каждый тип урока характеризуетсяопределенными этапами. В уроке открытия новых знаний у учащихся формируются умения реализации новых способов действия, новых элементов.
Урок комплексного применения знанийи умений предусматривает фиксирование собственных затруднений в деятельности,выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
Урок актуализации знаний и уменийхарактеризуется применением знаний и умений в новой ситуации.
На уроке систематизации и обобщениязнаний и умений происходит обобщение и систематизация знаний и применение их вновых ситуациях.
Урок контроля знаний и уменийвыявляет знания, умения и навыки, проверяет уровень сформированности уучащихся общеучебных умений.
Урок коррекции знаний, умений инавыков определяет типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, пути ихустранения и совершенствования знаний и умений. На уроке комбинированного типаидет первичное усвоение новых знаний и контроль усвоения, обсуждениедопущенных ошибок и их коррекция.
Таким образом, почти в каждом урокеесть этап мотивации учебной деятельности, для которой можно использовать технологии системно-деятельностного подхода, проблемных ситуаций.
Привести учеников к проблемнойситуации могут следующие пути:
-побуждающий диалог, помогающийформулировать учебную задачу;
-подводящий диалог, как логическипростроенная цепочка вопросов и заданий, движущая ребят к знаниям, способамдействия;
-мотивирующие приемы – сообщениекаких-то фактов, легенд, показ непонятных явлений, актуализация – нахождениесмысла и значимости проблемы.
На уроках химии используютсяразличные приемы и ситуации: мотивирующий прием «яркого пятна», например, науроках «Галогены» учитель рассказывает историю открытия некоторых элементов(кот прыгнул и открыл йод, у многих исследователей фтора случались трагедии).Или при изучении темы «Оксиды углерода» учитель интригующе рассказывает особачьей пещере, а при изучении темы «Фосфор» приводится описание страшнойсобаки Баскервилей и задается вопрос: может ли это быть, прав ли Конан Дойл?
А это уже побуждающий диалог.Используется подводящий диалог, движущий учащихся к новому знанию, способудействия. Используются на уроках химии проблемно-ситуационные задачи, заданияв формате PISA.
Перед каждым учителем в течениевсей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить.Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимостьучителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоятэти вопросы перед учителем химии: нужно не только сообщить сумму знаний,изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумноотноситься к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которыенужны в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Космодемьянская С.С.,Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. – Казань: ТГГПУ,2011. – 136 с.
2. Использование ФГОС в преподавании химии: Из опыта работы творческой группы учителей химии. /Сост. Р.А. Жидкова. – Пенза, 2016.
3. Журнал «Химия в школе» №3,2015год