РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОТКРЫТОСТИ ИГЛАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В данной статье речь пойдет о давнем сотрудничествеменя, как преподавателя юридических дисциплин среднего профессиональногообразования, и системой правоохранительных органов, функционирующих натерритории Брасовского района Брянской области.
Подобное взаимовыгодное сотрудничество позволяетрешать не только педагогические задачи, но и профориентационное ориентированиебудущих выпускников-юристов, а так же оказывать содействие в реализацииправоохранительными органами принципов открытости, публичности и взаимодейстияс общественностью.
Система существующих в нашей стране правоохранительныхи судебных органов создается и действует на основе соответствующих нормативныхактов. Замечу, что каждый из созданных государственных органов, входящих всудебную систему, органов по охране правопорядка, обеспечению безопасностифункционирует в точном соответствии с нормативно-правовыми актами какзаконного, так и подзаконного характера.
Так, например, деятельность полиции в РФ регулируетсяфедеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции». Статья8 вышеназванного закона закрепляет принцип открытости и публичности. Сущностьэтого принципа состоит в том, что деятельность полиции является открытой дляобщества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательстваРоссийской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам обадминистративных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, озащите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушаетправ граждан, общественных объединений и организаций.
Одним из способов получения достоверной информацию оработе органов внутренних дел или иных правоохранительных органовстуденты-юристы могут непоссредстенно посетив отделы полиции или побывав вучреждениях, исполняющих уголовное наказание в ходе учебной экскурсии.
Каждая экскурсия должна быть максимальна полезна сточки зрения получения дополнительной информации об особенностях службы в тойили иной правоохранительной структуре, таких сведений, которых не найдешь ни водном учебнике и не прочтешь в «сухих» нормах закона.
Проникнуться «духом» службы можно, на мой взгдяд,непосредственно посетив эти учреждения и побеседовав с опытными сотрудниками.
Перед каждой экскурсией студенты обязательно получаютопределенное задание. Так, при посещении отдела внутренних дел «Брасовский»студенты изучили нормы закона о правах, обязанностях сотрудников полиции,порядке использования ими специальных средств, огнестрельного оружия ибоеприпасов к нему, физической силы. После профессиональной беседы сначальником отдела, дознавателем, старшим инспектором по делам несовершеннолетних,начальником патрульно-постовой службы у студентов возникает масса вопросовначиная от порядка трудоустройства на службу и заканчивая проблемами службы вполиции.
Режимный объекты (колония в п. Каменка) студентыпосещали с опаской. Но когда в актовом зале учреждения им показалиспецсредства, потренеровали в использовании оружия, экиперовали в средствазащиты, то настроение ребят гораздо улучшилось. Стало понятно, что на службе ворганах ФСИН трудятся стойкие, целеустремленные люди, психологически устойчивыеи физически здоровые. После беседы с ветераном службы многим ребятам сталопонятно, что система органов ФСИН гарантирует немало льгот и преимуществ еёсотрудникам, хотя и немало трудностей, связанных с профессиональной деформациейличности приходится преодолевать им.
Экскурсия в федеральный суд общей юрисдикцииБрасовского района была завершающей в череде учебных экскурсий у студентоввторого и третьего курсов Брасовского промышленно-экономического техникума. Взале судебного заседания районного суда, где присутствовало более 20 студентов,казалось, стояла такая тишина, что у меня возникало сомнение: дышат ли ребята?
Символы судебной власти: герб, флаг России, чернаямантия судьи – не могли не оказать устрашающего воздействия на присутствующих взале студентов и других участников уголовного процесса.
Данная экскурсия подтвердила конституционный принципоткрытого и состязательного процесса как по уголовным делам, так и погражданским делам. Для некоторых студентов было до последнего момента посещениясуда удивительно, что они на основании паспорта могли посетить учреждениесудебной власти.
Хочется отметить, что помощь в делопроизводстве иподготовке дел к архивному хранению судебным оранам района (мировому ифедеральному суду) оказывается студентами уже на протяжении более чем пяти лет.Подобная работа вызывает огромный интерес и желание оказать содействие органамправосудия.
Кроме того, студенты получают хороший практическийопыт для своей будущей профессии. Ну и, конечно же, все это позволяетформировать правовое сознание и правовую культуру обучающихся.
Велика «сила» экскурсий и в деле воспитаниязаконопослушного поведения, дисциплинированности и ответственности. Атворческие отчеты, электронные презентации и правовые исследования по результатамэкскурсии оставляют определенный багаж знаний, устраняют правовой нигилизм ипрививают огромный интерес к будущей профессии.
Преподаватель юридических дисциплин высшей категорииН.Н. Дьячкова