Реализациятехнологии проектной деятельности на уроках английского языка в процессеобучения школьников
Человеческийум воспитывается учением и мышлением
М.Цицерон
Происходящиеизменения в современном обществе требуют развития новых способов образования,педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности,творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации винформационных полях. Чтобы развить у обучающихся способность работать синформацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь делать выбор, работать вкоманде, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой,можно использовать различные педагогические технологии.
Срединовейших технологий одной из самых эффективных является проектная, которая создаетблагоприятные условия для самореализации личности, дает толчок дляиндивидуального и коллективного поиска, стимулирует развитие интеллектуальногои творческого потенциала учащихся, развивает ответственность, необходимыепсихологические качества, формирует социальные умения и способствуетприобретению учебного и жизненного опыта.
Проектнаятехнология выдвигает повышенные требования к организаторским умениям испособностям педагога, превращая его из главного носителя информации вконсультанта, от специальных знаний которого зависит успех совместных поисков.
— Цель проектной технологии заключается в организациисамостоятельной познавательной и практической деятельности.
Проектная деятельность – это возможность обучающимсяреализовать свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманнойформе.
Как отмечают исследователи, во время использования проектнойтехнологии решается целый ряд многоуровневых дидактических и воспитательныхзадач:
— развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умения самостоятельноконструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
— активно развивается критическое мышление.
Этотзамечательный метод активизирует познавательную деятельность, развиваеткреативность и одновременно формирует определенные черты личности.
Под проектом подразумевается организованныйучителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихсясозданием продукта (проекта), состоящего из объекта труда, изготовленного впроцессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной(электронной) презентации.
Идея состоит в следующем:
— с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность,которая выбрана им самим свободно;
— деятельность строится не в русле учебного предмета.
Учитель является консультантом,мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную,творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективныймаршрут решения предметной, личностной проблемы из многих вариантов, используяразнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.
Проектнаятехнология предусматривает использование учителем совокупностиисследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов,средств. Таким образом, суть проектной технологии — стимулирование интересаобучающихся к определенным проблемам, предусматривающих владение необходимойсуммой знаний, и через проектную деятельность, которая предусматривает решениеодной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученныхзнаний.
Чрезвычайно важно показать детям их личнуюзаинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодитьсяим в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая изначимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученныезнания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Работа над проектом начинается необходимымэтапом — работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагаетсясобирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, чтоименно хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе надпроектами составленная общая картина может служить одним из основных источниковинформации по теме.
Входе проектной деятельности обучающиеся учатся:
— планировать свою работу, заранее прогнозируя ее результаты;
— использовать разнообразные источники информации;
— анализировать и сравнивать факты; аргументировать собственныесуждения;
— принимать решения;
— устанавливать социальные контакты, распределять обязанности,взаимодействовать;
— создавать реальный конечный продукт;
— представлять результаты перед аудиторией;
— оценивать свою деятельность и деятельность партнеров.
Внедрениеновых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательнойработы, использование всех преимуществ образовательной системы, повыситпроизводительность труда учителя, активизирует познавательную деятельностьучащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности обучающихсяпри изучении нового материала.
Практическоеиспользование проектных технологий доказывает то, что сочетание в проектнойдеятельности знаний, практических умений и навыков; формирование социальныхкомпетенций помогают сделать решительные шаги в решении тех насущных образовательныхпроблем, которые поставил перед учительством XXI век.
Считаю,что в процессе совместной деятельности во время работы над проектом уобучающихся формируются такие качества, как умение работать в коллективе, братьответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализироватьрезультаты деятельности, подчинять свой темперамент, характер, время интересамобщего дела.
Опытработы по методу проектов показывает, что обучающиеся могут выступать активнымиучастниками процесса создания проекта, иметь свой собственный взгляд наинформацию, намечать цели и задачи и искать пути их решения.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнениемотечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектноеобучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторойпанацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого иликосвенного обучения”. На уроках английского языка частро применяют проектнуюдеятельность. Учащиеся с большим удовольствием выполняют такого рода задания.Данная технология помогает ученикам раскрыться с другой стороны.
Формы продуктов проектной деятельности
— газета
— журнал
— игра
— карта
— праздник
— сказка
— видеоклип
— буклет
— серия иллюстраций
Виды презентационных проектов могут быть различными,например:
— Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленногосущества).
— Деловая игра.
— Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основеинформационных технологий.
— Диалог исторических или литературных персонажей.
— Реклама.
— Ролевая игра.
— Соревнования.
— Спектакль.
— Спортивная игра.
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать наполучение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательныхспособностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательнойдеятельности.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности дляизменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебнойдеятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процессаобучения.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как ямогу эти знания применить — вот основной тезис современногопонимания проектной технологии, который и привлекает многиеобразовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическимизнаниями и прагматическими умениями.
Список использованных источников и литературы:
1. Гадецкий М.В., Хлебникова Т.Н. Организация учебного процесса всовременной школе. — Харьков: Издательство «Ранок», 2004.- 136с.
2. Кондратова Л. Организация проектной деятельности учащихся вовнеурочное время // Воспитательная работа в школе. — 2007. — № 1. — С.1- 17;
3. Лазарев В.С. «Новое понимание методапроектов в образовании»
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)