X-PDF

Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ.

Поделиться статьей

Советы  педагога-психологародителям по развитию речи детей.

      РЕЧЬ — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенкав целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С еепомощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

      Речь непередается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающихего взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится впрямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно,чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

  Важной стороной речевого развитияявляется правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многихшкольных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью  не уверены в себе,неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

 

1.Разговаривая с ребенком,постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным тоном. Не забывайте, чторебенок, в первую очередь, учится говорить у вас, поэтому следите за своейречью, за ее правильностью. Постарайтесь во время совместных прогулок обращать внимание ребёнка на значимые для человека объекты: магазины,школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения,кто в них работает.

2. Как можно чаще общайтесь сребенком. Помните, что основные собеседники в семье — это вы, родители (мама,папа, бабушка, дедушка).  И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду,психологу, невропатологу).

3.Чаще читайте ребенку. Чтение наночь играет важную роль в развитии  речи ребенка, он усваивает новыеслова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно бытьчетким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте с ним прочитанное.

4.Уделяйте больше внимания развитиюсвязной речи: рассказыванию сказок, пересказу текста, составлениютворческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению рассказов покартинкам. Предложите ребенку соревнование «Чей рассказ, сказка лучше», «Чейрассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

5.Если в семье не один ребёнок, топрепоручайте  старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком всвободное время.

6.Книги с красочными иллюстрациями,картинками больше привлекут внимание ребёнка дошкольного возраста.

7.Учим с детьми наизустьстихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память).

8.Улучшению звукопроизношенияспособствуют скороговорки, чистоговорки.

9.Очень любят дети отгадывать изагадывать загадки . Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развиваютмышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?»,«Почему?»

10. Не забывайте, что ведущий виддеятельности детей – это игра, через игру ребенок усваивает  все  намногобыстрее.

                       

11. Не уходите от ответов навопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте ихправильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности,свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравниватьпредметы и явления.

12. Как можно больше знакомьте ребёнкас фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они нетолько приобщают к национальной культуре, но и формируют нравственные качества:доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызываютжелание высказаться, поговорить о героях сказки.

Развиваемсяиграя.

Специалисты выделяют следующиестороны в ходе речевого развития ребёнка:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Детям легче воспринимать учебныйматериал через игру. Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение иформирование грамматического строя речи ребёнка дошкольного возраста:

Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетаютптицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными назанятиях?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419


Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать двапредмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалуи цвету тканей. Например, предлагается сравнить две юбки. Сказать, чем ониотличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита изситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбираетсясоответственно лексической теме.

Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания оповадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто моидетки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».

Игра:«Угощение Маши»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблениисуществительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должнысами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж– ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные»,«Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватаетотдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать,чего не хватает.

Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена ихподходящими.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра «Ктобольше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…

Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч иназывает слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый,злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.

«Один и много». Цель: учитьправильному употреблению существительных и прилагательных именительного падежаво множественном числе; употреблению существительных и прилагательных множественного числа в родительном падеже. (мяч – мячи – много мячей).

«Назови ласково». Цель: учитьправильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных формсуществительных и прилагательных. (яблоко – яблочко; добрый слон – добренькийслоник).

«Чье гнездо?» «Чьиперья?». Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных.(перо у гуся — гусиное).

«Что из чего сделано?». Цель:учить образовывать относительные прилагательные от существительных. (шуба измеха — меховая).

«Посчитай 1 – 2 – 5». Цель:научить правильно согласовывать существительные с прилагательными. (автобус –один автобус, два автобуса, пять автобусов).

«Кто где живет?». Цель:научить образовывать притяжательные  прилагательные и правильносогласовывать их с существительными. (нора – лисья нора).

«Чьи детки?». Цель: закреплятьзнания детей о детенышах животных, птенцах птиц; правильно использовать их вречи. (у лошади жеребенок).

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет