X-PDF

Речевое воздействие и речевое взаимодействие

Поделиться статьей

Основная единица речевого общения — это речевое событие (РС).

РС составляет 2 важных компонента:

1. словесная речь и то, что ее составляет (жесты, мимика, позы)

//Дискурс — это речь, погруженная в жизнь.

2. речевая ситуация — обстановка, условие, в котором происходит общение (отправитель, получатель, условие, обстоятельства, контекст)

РС = дискурс + речевая ситуация

По цели отправителя различается коммуникация воздействия и коммуникация взаимодействия.

Науки, изучающие воздействие:

1. риторика

2. психология

3. реклама и социальные науки

Средства речевого воздействия:

Вербальные средства. Правила вербального речевого воздействия предполагают:

1. соблюдение коммуникативных норм

2. соблюдение и поддержание контакта

3. содержание речи

4. языковое оформление

5. факторы стиля общения

6. языковой портрет

7. объем сообщения

8. расположение фактов, аргументов, идей

9. адресат

Приемы речевого воздействия — это способы реализации коммуникативного правила речевого воздействия:

— повтор обращения //закон имени

— прием повышения эмоциональности речи

— прием приближения к собеседнику

— приемы открытых жестов

— укрупнение собеседника

— демонстрация доброжелательного отношения: вербально и невербально

Способы речевого воздействия:

1. доказывание

2. убеждение

3. уговаривание

4. клянчание

5. внушение

6. просьба

7. приказ

8. принуждение

Речевое воздействие представляет собой императивную коммуникацию, когда собеседник знает, что на него воздействуют и знает о цели этого воздействия. В отличие от этого манипуляция представляет собой одностороннее воздействие на собеседника, когда последний не знает о цели производимого воздействия.

Американец Эверем Шоустрем предложил типологию манипуляторов. Шапиров написал портреты этих манипуляторов:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

1. диктатор /*часто отдает приказы, выполняет роль маленького бога, от которого все и вся зависит*/

2. тряпка //намеренно инвалидизирует себя

3. калькулятор /*старается контролировать и перепроверять слова и действия всех, кто находится вокруг него*/

4. прилипала /*демонстрирует преувеличенную зависимость от других, явно выполнение роли жертвы обстоятельств, окружающих*/

5. хулиган //демонстрирует преувеличенную небрежность, угрозы, агрессивность

6. славный парень /*чрезмерный показ своего доброжелательного отношения к окружающим, заботы, внимательности*/

7. судья /*субъективная оценка, повышенная критичность, искусно поддерживает чувство вины у собеседника*/

8. защитник /*демонстрирует снисходительное отношение к окружающим, инвалидизация других*/

Прием против манипуляции: показать, что его воздействие видно и оно не сработает.

Понятие коммуникативной неудачи — это отрицательный результат взаимодействия, т.е. завершение общения, когда цель коммуникации оказывается недостигнутой.

Какие причины могут привести к коммуникативной неудаче:

— неправильный выбор предмета разговора

— неправильный выбор способа общения

— неучет языковой личности, с которой вступаете в контакт

— игнорирование правил бесконфликтного общения

Коммуникативное самоубийство — это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшую коммуникацию заведомо неэффективной.

Для того чтобы коммуникация была эффективной, участники должны формировать у себя следующие качества:

1. Эмпатия — это способность взглянуть на мир и ситуацию глазами другого человека.

2. Рефлексия — это способность интуитивно чувствовать, как собеседник к тебе относится с тем, чтобы менять тактики.

3. Доброжелательность — это способность не только сочувствовать, но и показывать свое уважительное отношение, симпатию к нему.

4. Умение понимать собеседника даже тогда, когда неодобряешь его слова и поступки.

5. Готовность поддержать другого человека и словом и делом.

6. Аутентичность — умение быть самим собой, естественным, не скрываясь за социальными ролями или масками.

7. Конкретность — это способность ухода от общих рассуждений ради решения конкретных вопросов, проблем.

8. Инициативность — способность самостоятельность устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты, проявлять активную позицию в общении.

9. Непосредственность — это умение прямо говорить и действовать.

10. Открытость — это готовность до определенной степени открыть свой внутренний мир.

11. Принятие чувства — это готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера.

12. Готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугать собеседника, а с целью возвращение на исходные равноправные позиции партнеров.

Особенности коммуникативного взаимодействия:

1. Необходимо сформировать социальные установки у субъектов взаимодействия. Чтобы коммуникация была эффективной, необходимо наличие 3х таких установок:

a. Направленность на партнера, т.е. это полное включение в процесс общения и отрешение от личных переживаний, чувств, мыслей

b. Принятие партнера как личности предполагает безусловное и безоценочное отношение к партнеру.

c. Направленность на сотрудничество предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2. Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать потребности собеседника:

a. Потребность в самовыражении и достижении понимания.

b. Потребность в эмоциональном понимании.

c. Потребность в признании личности.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет