Реформацияи Контрреформация в XVI веке
Реформация – широкое религиозное исоциально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиознымтечениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальныхслоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своимиинтересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченноерелигиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройствасуществующих порядков. Основные причины Реформации были связаны скризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречийв эпоху начавшегося разложения феодального строя.
К началу XVI века в Центральной и Западной Европевозросли материальные и политические претензии католической церкви. В средниевека она — идеологическаяопора феодального строя и претендент на политическуюгегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейсябуржуазии).
В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших напуть государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но враздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформацияначалась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии –знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковнойреформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёмуспособствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условиядля новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научныемировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о ролипапского Рима и его агентуры в унижении Германии.
XVI век – экономический, социальный подъём, в сочетании сполитической раздробленностью, — причина широкого общественного характераРеформации, битвой против феодализма. Родиной Реформации стала Германия. Еелидером является доктор богословия Мартин Лютер, который выступил со своими «95тезисами» против продажи индульгенций (1517): человек спасается не черезцерковь, обряды, а через веру, даруемую Богом; духовенство не должногосподствовать в мире, оно лишь должно разъяснять Библию и склонять к вере.Лютер призывал действовать оружием против сторонников папства. Он настаивал насокращении расходов на церковь, что отвечает интересам бюргерства. Народвоспринимал Реформацию как требование церковных реформ и социальногоосвобождения. Но Лютер постепенно отходит от борьбы (радикальные слои бюргеров— недовольны).
Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер:единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонниксоциального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писаниелишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожитьдворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционномупереустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторовразгорелась крестьянскаявойна. Подавление войны привело к усилению власти. Во многихгородах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. Насторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованныев секуляризации (изъятиичего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскомуведению).
По итогам двух Шмалькальденских войн признавалосьравноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определятьрелигию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группыкняжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская(остальные княжества).
Возникает много направлений и течений в протестантскойидеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от именифранцузского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становитсяшвейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическимпринципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитиюкапиталистических отношений.
В Англии, Дании, Швеции реформация — детище церковной политикикоролей, проводилась сверху. Например, английский король Генриха VIII «Актом осупрематии» провозгласил себя главой церкви (1534). В Швейцарии поборникамиРеформации были исключительно горожане.
Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что велок укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформациянанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополиюкатолицизма в духовной жизни общества.
Этисобытия вызвали католическую Контрреформацию — церковно-политическоедвижение в Европе XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное противРеформации. Происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с«еретиками» (1542). Составляется «Индекс запрещенных книг». Основывается Ордениезуитов Игнацием Лойолой (1540). Главной задачей ордена являлась защита ираспространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов быласамой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов досоздания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку.
Вкатолической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представителибыли готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однакона Тридентскомсоборе (1545-1563) победила консервативная линия развитияцеркви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалосьглавенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результатеактивные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующееположение в Европе и затормозить наступление протестантизма.
Контрреформация — реакция церкви нановые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизниобщества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозныеордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия,Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устоикатолической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме,папство укрепило все звенья церковной организации.
Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем:
· национального освобождения (Нидерландское восстание1560-1570-х);
· борьбы феодальных семей и группировок за власть (французскиерелигиозные войны второй половины XVI в.);
· соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война(войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).
