Для регулирования угла опережения зажигания в соответствии с режимами работы двигателя при различных эксплуатационных условиях классическая система зажигания снабжается автоматическими и ручными регуляторами. Автоматическое регулирование угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала обеспечивается центробежным регулятором, а в зависимости от нагрузки — вакуумным регулятором.
Центробежный регулятор опережения зажигания. Его устройство и работа показаны на рисунок 2.
На ведущем валике 4 закреплена пластина с осями 7 для установки грузиков 2. Грузики могут проворачиваться вокруг осей 7 и связаны между собой пружинами 6. На каждом грузике имеется штифт 5, входящий в прорези пластины 3, укрепленной на втулке кулачка 1. Привод кулачка осуществляется от валика через грузики.
С увеличением частоты вращения, начиная с некоторого ее значения, грузики под действием центробежной силы расходятся. При этом штифты, двигаясь в прорезях пластины, поворачивают ее и связанный с ней кулачок в сторону вращения ведущего валика. Вследствие этого размыкание контактов происходит раньше.
|
|
Рисунок 2 Устройство центробежного регулятора:
1 – кулачок . 2 – грузики . 3 – пластина кулачка . 4 – ведущий валик . 5 – штифт . 6 – пружина . 7 – ось грузика . а – положение грузика на холостом ходу . б – положение при максимальной частоте вращения вала двигателя
При уменьшении частоты вращения грузики с помощью возвратных пружин возвращаются в исходное положение. Пружины имеют различную жесткость, что позволяет получить требуемый закон изменения угла опережения зажигания при изменении частоты вращения двигателя. На рисунке 3 приведены типовые характеристики центробежных регуляторов, представляющие собой зависимость угла опережения зажигания по валику распределителя θР от частоты его вращения.
Рисунок 3 Типовые характеристики центробежных регуляторов:
1 – пружины с одинаковыми характеристиками жесткости . 2 — пружины с разными характеристиками жесткости
При достижении определенной частоты вращения грузики полностью расходятся и автомат перестает работать. Характеристика становится горизонтальной.
Ручная регулировка угла опережения зажигания. Для установки начального угла опережения или для корректировки угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа топлива корпус большинства распределителей делается подвижным и снабжается установочным винтом и шкалой с делениями. В зависимости от октанового числа бензина корпус распределителя закрепляется в нужном положении. Это устройство называют октан-корректором.
|
|
Три описанные устройства регулируют угол опережения зажигания независимо: центробежный регулятор поворачивает кулачок прерывателя, вакуумный регулятор — пластину прерывателя, октан-корректор -корпус распределителя. Реальный угол опережения зажигания складывается из угла начальной установки и углов, автоматически устанавливаемых центробежным и вакуумным регуляторами. На рисунке 4 представлена зависимость угла опережения зажигания в функции частоты вращения и нагрузки двигателя.
Рисунок 4 Характеристика изменения момента зажигания при совместной работе регуляторов опережения:
а — область пуска . б – область холостого хода . в – рабочая область . 1 – 1/ 4 нагрузки . 2 – ½ нагрузки . 3 – ¾ нагрузки . 4 – полная нагрузка (вакуумный автомат выключен) . 5 – установочный угол