X-PDF

Рекомендации для педагогов и родителей на тему: Виды и техники нетрадиционного рисования

Поделиться статьей

Рекомендациидля педагогов и родителей

«Видыи техники нетрадиционного рисования»

Рисование является одним изсамых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, этосамый  доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ничитать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовываеткаракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можнодобиться очень многого. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность,эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основнуюмысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.

«Истоки способностей идарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идуттончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другимисловами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждалВ. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительнойдеятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетическоговоспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценитьпроизведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Основныезадачи:

 

·       Расширятьпредставления детей о нетрадиционных способах рисования.

 

·       Формироватьэстетическое отношение к окружающей действительности.

 

·       Развиватьспособность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творитьКрасоту.

 

·       Формироватьэстетический вкус.

 

·       Развиватьтворчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление илюбознательность.

 

·       Предоставитьсвободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами –своего видения мира.

 

 

 

Нетрадиционная техника изображения способствуетразвитию у ребенка:

 

·       Мелкоймоторики рук и тактильного восприятия;

 

·       Пространственнойориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

 

·       Вниманияи усидчивости;

 

·       Изобразительныхнавыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональнойотзывчивости.

 

Учитывая возрастныеособенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастныхэтапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенныетехники и приемы.

Так, для детей младшегодошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисованиеруками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями изкартофеля.

А в старшем дошкольномвозрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

1.     рисованиепеском;

2.     рисованиемыльными пузырями;

3.     рисованиемятой бумагой;

4.     кляксографияс трубочкой;

5.     печатьпо трафарету;

6.     монотипияпредметная;

7.     кляксографияобычная;

8.     пластилинография.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Каждая из этих техник –это маленькая игра. Их использование позволяет детямчувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнеекаждую из этих техник.

 ПАЛЬЦЕГРАФИЯ.

В ходе занятий рисованияпальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание,прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которыепедагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия»начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует болеецеленаправленных движений.

Дети с любопытством, радостьюи удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги.После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так какдети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекаетдетей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливаяинтерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовыватьизображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик,ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные,дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечатокруки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либоживотного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своимпримером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельноизобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями ивоображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

ОТТИСК.

Рисование картофелемпривлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материалприменяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку кштемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другогоцвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших,доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древнихремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Этатехника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя изего отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовитьсами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочьребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и нагладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенногоживотного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась надрукояткой на высоту 1 — 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностейпечаток является тампонирование или оттиск. Дляэтого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона,пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набираюткраску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое,воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит длярисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

ТЕХНИКА ТЫЧКА.

В средней группе также частоиспользуется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисованияне требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важнуюхудожественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрическиефигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкимипрямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют навосприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными креальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методикарисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитательзаранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначаларассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки,глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой полинии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затемпроизвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальныенеобходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должнысамостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразукисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методиказакрашивания такая же.

НАБРЫЗГ.

Достаточно сложной техникойявляется набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку.Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить поповерхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетятна бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали,горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок,приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременнонесколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используятрафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных:Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИПУЗЫРЯМИ.

Одним из современных способовнетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужнышампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляетсяшампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока необразуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

 

 

КЛЯСОГРАФИЯ.

Данная техника развивалась отодной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуетсябумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужнонаклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образомможно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажетна кого оно похоже.

МОНОТОПИЯ.

Монотипия также можетиспользоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложениелиста пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальнойглади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю частьтонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушивлист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем полинии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток нанижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второйспособ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкойили черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц иживотных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листеполучается оттиск.

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ.

Нетрадиционное изображениеживотных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно набумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпатьсолью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всёподсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисоватьптиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяетсосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штрихаможно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость,доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховказамечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

КВИЛЛИНГ.

Еще одной достаточноинтересной техникой для рисования является квиллинг – техника выполненияминиатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезатьполоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 — 0,7см, длинна,зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка(зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клейПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея).Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немногораспустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

НИТКОГРАФИЯ.

Также существует техника«рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разныхцветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованныхниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезокнитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разныхнаправлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

РИСОВАНИЕ РЕБРОМКАРТОНА.

В технике «рисования ребромкартона» используются полоски картона (высота — 2 см, длина от 2 см до 6 см,она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь реброкартона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу,оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается,движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

МЯТЫЙ РИСУНОК.

Для техники «мятый рисунок»необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашьразных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды,губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелкамипредмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен бытьзакрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу,затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краскавысохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должнаостаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленныетехники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо,когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и незабывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенокрешил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок(трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисуетпоролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо иоблака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительнойдеятельности нет.

Стоит отметить, что успехобучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемыиспользует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, приобучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самыеразнообразные материалы.

 

 

 

                                              Подготовила: воспитатель Чернодуб О.С


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет