Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому илииному виду активности. Понятие «мотив» (от лат. movere — двигать, толкать)означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.
Тренер и капитан команды несёт ответственность за то,чтобы привить команде любовь к игре. Все игроки должны чувствовать оптимизм поотношению к игре с первого дня на площадке и до последней игры в сезоне. Потеряэнтузиазма приведёт к потере команды.
Баскетбольная команда должна заниматься созданиемхороших привычек при помощи подхода к работе, который позволит их сформироватьи поддерживать их дальнейшее проявление в таких базовых игровых навыках, какработа ног, передача и подбор мяча, а также некоторых других.
Команда не сможет побеждать без хороших и твёрдовыработанных привычек.
Мы полагаем, что одним из лучших способ мотивацииигроков на тренировках является использование упражнений с соревновательнымиэлементами, направленных на развитие базовых игровых навыков до уровняпривычек, чтобы игроки могли рефлекторно использовать их во время игры.
Пунктуальность показывает уважение к партнёрам покоманде и тренерскому составу. Требуйте от игроков приходить вовремясконцентрированными и готовыми тренироваться.
Следите за пунктуальностью и дисциплиной в вашейкоманде.
Проводите тренировки вовремя, упражнения должны плавнопереходить из одного в другое, начинаясь и завершаясь по вашему желанию.Переход к следующей стадии тренировки по вашей команде помогает развитьдисциплину и хорошие привычки на баскетбольной площадке.
Если вы тренер, то вы должны знать, что время, котороезанимают тренировки, важнее времени, проведенного вовремя. Хорошие тренеры непозволяют игрокам проявлять посредственное отношение или плохие привычки,борясь с ними сразу после их возникновения.
В результате тренировок с проявлением требовательностик игрокам команда объединяется, что приводит к появлению самоуважения, уважениясоперников и партнеров.
Любящий игру тренер, который активно использует свойголос и жесты, как правило, хорошо умеет мотивировать игроков.
Он не докучает наставлениями игроков во время каждоготайм-аута или пауз на тренировках, потому что он уверен в том, что его игрокине смогут улучшиться, если он будет принимать за них решения.
.
Планформирования мотивации
I. Формированиецелей занятий баскетболом с личностными ценностями.
1.Постановка передспортсменами далеко поставленных целей независимо от того, на каком этапезанятий баскетболом находится спортсмен.
2.Планированиеперспективы достижения соревновательных результатов с учетом разделенияпроцесса достижения далеко поставленных целей на оперативные и этапные цели.Оперативные цели должны быть четко сформулированными и достигаемыми в течениедвух трех дней тренировочного процесса, что позволяет указать на продвижениеспортсмена к планируемой цели и спровоцировать переживание удовлетворенности.
3.Постановка передзанимающимися реально достижимых целей через соблюдение соответствия междужеланиями спортсмена, требованиями и его возможностями.
4.Формирование установкина достижение трудной спортивной задачи.
II. Формирование благоприятных отношений кспортивному успеху
Педагогические приемы для повышения мотивации:
1.Применениесоревновательного метода тренировки.
2.Оптимальность требованийк результатам действий в ситуациях достижения поставленной задачи и постоянноеих повышение.
3.Оценка результатов сучетом обязательного нормативного уровня, так что не достижение этого уровня(или достижение) может вызвать разочарование или гордость.
4.Создание ситуаций,предусматривающих личную ответственность за успех.
5.Создание ситуаций собратной связью о качественных и количественных результатах деятельности.
6.Афиширование достиженийспортсмена.
7.Своевременное исистематическое поощрение спортсменов за каждый успешно выполненныйтехнико-тактический прием.
III. Формирование благоприятных отношений к своимвозможностям
Педагогические приемы для повышения мотивации:
1.Систематический анализсоревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, поиск причин неудачи нахождение путей их предотвращения.
2.Объяснение высокой илиже низкой результативности соревновательной деятельности величиной прилагаемыхусилий на тренировках и соревнованиях.
Мотивационной тренингличностной причинности через организацию участия спортсменов в: 1) постановкеперед собой целей реально достижимых, соответствующих их возможностям; 2)выяснении с помощью самоанализа своих слабых и сильных сторон, обладают ли ихдействия желаемыми последствиями; 3) определении конкретных действий, которыеможно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных передсобой целей.
3.Обучение спортсменовсамоопределению: способности брать ответственность за свое восприятие, мышлениеи психологическую установку в различных ситуациях.
4.Тренинг внутреннеймотивации через обеспечение соответствия требований соревновательной иучебно-тренировочной деятельности тому, что человек может сделать.
5.Требовательность иуважительное отношение тренера к своим подопечным.
6.Выявление положительныхличностных качеств спортсменов, и их активизация на тренировках.
7.Формирование успортсменов чувства компетентности в своем виде спорта через обеспечениеоперативной обратной связи, сравнивая свои результаты, убеждаясь в положительномвлиянии занятий спортом.
8.Информационно-конструктивныйхарактер самоконтроля процесса достижения оперативных целей.
9.Формирование успортсменов самооценки и планирование на основе этого целей соревнований. Припониженной самооценке: а) постановка достижимых целей на ближайший период, илиже соревнование;
б) смена партнеров в) эмоциональнаяподдержка при провалах; г) выявление положительных личностных качеств и ихактуализация в тренировочных циклах. В случае повышенной самооценке: а)убеждение в необходимости достижения более высоких результатов; б) усложнениезаданий, требующих проявления воли; в) сравнительный анализ результатовсамооценки своей подготовленности с оценкой тренеров, спортсменов.
10.Предотвращениенежелательных психических состояний.
11.Создание ситуаций дляпроявления инициативы и самостоятельности в учебно-тренировочной деятельности.
12.Формирование успортсменов чувства ответственности и долженствования в достижении спортивногорезультата.
IV Формирование благоприятных отношений к тренировочнойдеятельности
Педагогические приемыдля повышения мотивации:
1. Повышениеэмоциональности тренировочных занятий через многообразие тренировочных средств,методов и форм организации, чередование соревновательного и игрового методов.
2. Личный пример тренера:энтузиазм, оптимизм в любых ситуациях; преданность делу, постоянное стремлениек совершенствованию.
3. Осознание связи целейтренировочной работы с целями соревновательной деятельности.
4. Активное, творческое,добросовестное, вдумчивое, сознательное, выполнение упражнений.
5. Обязательностьвыполнения поставленных задач.
6. Постепенное усложнениеучебно-тренировочной деятельности по объему и содержанию.
7. Регулярное,систематическое посещение тренировок.
8. Своевременное начало иокончание тренировок.
9. Соблюдение режимаотдыха, питания, требований гигиены.
V. Формирование благоприятных отношений к команде итренеру
Педагогические приемы для повышения мотивации:
1. Укрепление и развитиетрадиций команды.
2. Организацияколлективной работы.
3. Предъявлениетребовательности к себе и членам коллектива.
4. Привлечение спортсменов к обсуждению ввопросах тренировочной и соревновательной деятельности.
5. Доверие, помощь, и поддержка игрокамиосновного состава запасных игроков, новых членов команды.
6. Формирование благоприятных межличностныхвзаимоотношений в спортивной команде.
7. Согласование своих действий с действиямипартнеров, с общей задачей команды, облегчить действия другим, своевременнаястраховка партнеров, стремление играть коллективно.
8. Адекватная реакция на замечания товарищей ипартнеров по команде.
9. Обеспечение благоприятного педагогическогосотрудничества тренера со спортсменами.
10. Доверие к тренеру как авторитету.
11. Точное, добросовестное, беспрекословное,вдумчивое выполнение заданий и указаний тренера.
VI. Формирование благоприятных отношений ксоревновательной деятельности
Педагогические приемы для повышения мотивации:
1. Обеспечениеподготовленности к участию в соревнованиях.
2. Повышение личной исоциальной значимости соревнований.
3. Создание ситуаций дляпроявления попыток победить с учетом некоторых, заранее известных ификсированных аспектов соперников, характера и выбора упражнений, собственногоуровня и т.д.
4. Формирование отношенияк соревнованию и к сопернику с точки зрения, означающей: я соревнуюсь ссобой и только с собой, что позволяет игроку сказать: я не могудождаться начала соревнования, чтобы проверить себя в игре.
5. Применениесоревновательного метода при выполнении технико-тактических упражнений.
6. Участие спортсмена вмоделировании подготовки к соревнованию.
7. Ориентирование навысокие достижения в соревнованиях.
8. Повышение степенинеопределенности условий предстоящего соревнования.
9. Применение натренировках худших условий, чем ожидается в соревнованиях.
10. Своевременнаяактуализация мотивов участия в соревнованиях.
11. Моделирование втренировочной деятельности условий предстоящих соревнований.
12. Постановкасоревновательных целей в соответствии с подготовленностью спортсмена.
13. Предоставлениеинформации спортсменам о предстоящих соперниках, указывая на их сильные стороныи недостатки.
14. Вероятностноемоделирование предстоящей игры.
15. Обучение приёмам саморегуляциипредсоревновательных психических состояний.
16. Формированиеположительной мотивации достижений высоких соревновательных результатов,основанной на любви к близким, чувстве долга перед командой, тренером.
17. Использование системыпоощрений за различные показатели участия в соревнованиях
3.4 Задача, организация ирезультаты педагогического эксперимента по управлению формированием спортивноймотивации волейболистов