Роль воспитателя в музыкальнойдеятельности детей
Влияние музыки в развитии творческойдеятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньшедругих видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций,движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркимихудожественными впечатлениями. Чем старше дети, тем ярче ибогаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.
Дошкольное детство – пора наиболееоптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение всвязи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика,уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результатвоспитания дошкольника.
Педагогу – воспитателю важно не толькопонимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в мерусвоих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное –уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Воспитывая ребёнка средствамимузыки, педагогдолжен понимать её значение для всестороннего развитияличности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда детив свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне.Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процессмузыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает сдетьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметьнеобходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебныхзаведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатсяиграть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкальноговоспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний,развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальныйруководитель.
Воспитатель обязан:
Развивать самостоятельность, инициативудетей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке,утренней гимнастике, занятиях, содействовать тому, чтобы дети выражали своимузыкальные впечатления в творческих играх.
Развивать музыкальный слух, чувство ритмадетей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
Углублять музыкальные впечатления детейпутём слушания музыки в аудиозаписи.
Знать все программные требования помузыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощникоммузыкального руководителя на музыкальных занятиях.
Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используявсе формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра намузыкальных инструментах. Работая с воспитателем, музыкальный руководительраскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучиваетпрактический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателейи с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы надсодержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехамикаждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечатьпути этой помощи.
Кроме того. Такая работа позволяетмузыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умелоиспользовать его в процессе музыкальных занятий. Бывает так, что один двигаетсяхорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен.Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумениедвигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателяслабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, знаяпрограммный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песенхорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им. Для слушания музыки он можетиспользовать аудиозапись.
Участие воспитателя в музыкальном занятиизависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретныхзадач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшимигруппами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне.Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощьребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать — кто и как проявляетсебя на занятии.
