Приступая к выполнению чертежа, проводят анализ графического изображения детали, т. е. определяют виды используемых сопряжений и способы их построения. При выполнении чертежа очень важна последовательность построений. Поэтому перед началом работы изображение мысленно разбивают на элементы и определяют последовательность их выполнения. Cначала вычерчивают элементы, которые будут сопрягаться, а затем строят сопряжения. При вычерчивании сопряжений необходимо точное построение точек сопряжения и центров дуг сопряжения.
Рассмотрим изложенное выше на примере чертежа подвески, изображенного на рис. 147. По цифрам в кружках можно проследить последовательность выполнения элементов чертежа.
Начинают построение изображения с проведения оси симметрии (1), затем откладывают расстояние между центрами отверстий (2 и 3) и проводят центровые линии. Дальнейшую последовательность построений проследите по цифрам. Обводку чертежа начинают с проведения окружностей и дуг от точек сопряжения.
§ 16. УКЛОН И КОНУСНОСТЬ
Поверхности деталей часто представляют собой плоскости, расположенные наклонно друг к другу. Например, в литых и штампованных деталях, в изделиях проката (рельсы, балки, швеллеры). На чертежах подобные плоскости изображаются прямыми линиями.
Уклон — это величина, которая характеризует наклон одной прямой относительно другой. На чертеже уклон выражается отношением двух чисел или в процентах. Обозначается уклон знаком , размеры которого показаны на рис. 50, п. 18, согласно ГОСТ 2.304—81. Знак ставится перед числовым значением уклона над полкой линии выноски (рис. 148). Линия выноски заканчивается стрелкой, упирающейся в линию уклона. Острый угол знака должен быть направлен в ту же сторону, что и острый угол уклона.
Рассмотрим построение уклона, заданного отношением 1:3, относительно вертикального и горизонтального направлений (рис. 148, а и б). Сначала строят прямой угол АОВ. При горизонтальном направлении уклона (рис. 148, а) откладывают отрезок произвольной величины по вертикальной стороне угла, получают точку А, а при вертикальном направлении уклона (рис. 148, б) — по горизонтальной стороне угла. По второй стороне угла откладывают три таких отрезка, получают точку В. Соединив точки А и В прямыми, получают прямоугольный треугольник, гипотенуза которого будет располагаться под заданным уклоном.
На рис. 149 уклон задан в процентах (15%). В этом случае строят прямой угол с вершиной О.
![]() |
На одной стороне угла (в данном случае горизонтальной) от точки О откладывают величину, принятую за 100%, например 100 мм, а на второй — от той же точки О откладывают величину, равную процентам заданного уклона, в данном случае 15 мм. Полученные точки соединяют прямой, которая будет располагаться с заданным уклоном.
Если на чертеже требуется построить уклон 1:10 через заданную точку К, построение начинают от заданной точки, положение которой на чертеже определяют размеры т и п (рис. 150, а). Для построения уклона от точки К вправо продлевают прямую линию, на которой от точки К откладывают десять одинаковых отрезков произвольной величины (рис. 150, б). Из конца последнего отрезка проводят перпендикуляр, на котором откладывают величину одного такого отрезка, получают точку А. Через точки А и К проводят прямую с заданным уклоном.
Провести прямую с заданным уклоном через заданную точку можно, построив на свободном месте чертежа заданный уклон, потом с помощью двух угольников, параллельно построенному уклону, провести через заданную точку прямую.
Конусность — это отношение разности диаметров двух поперечных сечений конуса к расстоянию между ними. Конусность обозначают буквой С, диаметр большего сечения — D, диаметр меньшего сечения — dy высоту — L. Конусность определяют по формуле
С = (D-d)/L. Следовательно, для полного кругового конуса конусность определяется по формуле С = D/L (рис. 151). Конусность, так же как уклон, может быть задана на чертеже в процентах (20%) или отношением двух чисел (1:5). Чаще конусность задается в виде отношения двух чисел и обозначается знаком , размеры которого определяет ГОСТ 2.304—81 (см. рис. 50, п. 19). Вершина знака должна быть, направлена в сторону вершины конуса. Знак наносят над полкой линии-выноски (рис. 152, а) или над осевой линией. (рис. 152, б).
Если конус рассечь плоскостью на две части, то конусности этих частей будут одинаковыми (рис. 153, а и б), Несколько конусов с параллельными образующими будут иметь одинаковую конусность (рис. 153, в).
На рис. 154 приведено построение чертежа заготовки пробки с конусностью 1:5, диаметром Ø 30 большего основания и расстоянием между основаниями 50 мм. Сначала строят элементы без конусности (рис. 154, а). Зная, что конусность— для полного конуса — это отношение диаметра основания к высоте, от оси конуса в обе стороны по диаметру Ø30 симметрично относительно оси откладывают отрезок произвольной длины, который будет основанием вспомогательного конуса.
![]() |
По оси конуса от основания вспомогательного конуса откладывают пять таких отрезков. Соединив полученную точку с концами основания вспомогательного конуса, получают конус с конусностью 1:5 (рис. 154, а). Через концы диаметра 030 проводят прямые параллельно образующим вспомогательного конуса, до пересечения с вертикальной прямой, ограничивающей длину пробки, и получают меньшее основание усеченного конуса (рис. 154, б), размер которого не задан.
Если конусность небольшая, то заданный диаметр откладывают по осевой линии от основания, в направлении высоты конуса столько раз, сколько указано в отношении. Построив тонкими линиями конус, отсекают часть заданной длины (рис. 155).
