Рекомендацииродителям по снижению тревожности первоклассников.
1.Постарайтесь быть более внимательным к своему ребенку, проявляйте больше любви,тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него. Будьтевнимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у негобудут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать иободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье.Старайтесь искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, расспрашивать его ошколе, делиться своим школьным опытом.
2.Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте емувозможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит иогорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мограссказать вам о том, что произошло за день.
3.Никогда не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительноначала его обучения в школе, не пугайте школой и учителем. Ваши тревоги иопасения обязательно передадутся ребенку. Послужат причиной формирования«школьной тревожности» — устойчивого состояния тревоги и страха в отношениивсего, что связано со школой и учением.
4.Большоезначение имеет правильный режим дня ребенка:
·должен быть полноценный сон;
·необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижныеигры и упражнения;
непозволяйте подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в компьютерные игры.Кровавые боевики и фильмы ужасов — не для вашего ребенка, их нужно полностьюисключить.
Режимоснован на закономерностях, по которым живет организм. Если соблюдать основныемоменты режима (утренняя зарядка (лучше вместе с родителем), после школы отдых,прогулка (суточная норма не менее 3-3,5 часов), активные игры в движении (суточныйобъем активных движений должен быть не менее 2 часов), прогулка перед сном(хотя бы 15-30 минут) и длительный ночной сон — не менее 10 часов), тоукрепляется основа основ нашей деятельности — нервная система, повышается сила,уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретаетспособность быстро приспосабливаться к новой обстановке, к новым видамдеятельности, не поддаваться утомлению.
Лучшеевремя для приготовления уроков-15-16 часов, через каждое 25-30 минут перерыв.
Призанятиях дома необходимо учитывать закономерности работоспособности: дать времясобраться, сосредоточиться — 3-5 минут (не торопите ребенка в этот момент,лучше проговорите с ним, что будите сейчас делать), не требовать приготовлениявсех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится,подтягивается — дайте ему возможность отдохнуть. Начинайте выполнение домашнейработы с самого легкого предмета, затем переходите к выполнению самоготрудного, а потом все остальное.
Специальнымиисследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в 6лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет — 10 минут. Оптимальная продолжительностьнепрерывного письма — 3 минуты. Не забывайте о перерывах.
Следитеза состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новуюинформацию, не идет на контакт с окружающими).
5.Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Ваша искренняязаинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к егопервым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердитьзначимость его нового положения и деятельности.
6.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.Объясните их необходимость и целесообразность. Беседуйте с ребенком о том,зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, какие могут бытьтрудности и как можно с ними справиться.
7. Вашребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него можетчто-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Дляформирования положительного отношения к школе, важно чтобы ребенок понимал, чтоучиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями.
8. Непропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладенияучебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедическиепроблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Постарайтесьвыслушать и признать, что обучение в школе может быть действительно трудным,оказывайте необходимую эмоциональную поддержку своему ребенку.
Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает спомощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а неза него.