Рассмотрим подробнее институт руководителя учреждения высшего образования – ректора университета.
3.1.1 Ректор университета. Успех современного вуза во многом зависит от личного авторитета и компетентности ректора и его заместителей проректоров, от репутации вуза в обществе, способности налаживать контакты со школами и предприятиями, от профессионализма и умения ректорского и деканского корпуса использовать свои управленческие качества, знания и опыт не только в общении с подчиненными, но и на высших уровнях власти, наконец, от энергичности, активности и работоспособности вузовских управленцев.
Ректор (от лат. rector – правитель, руководитель. В римской империи со времен Константина Великого так назывался в некоторых провинциях наместник, подчиненный префектам или экзархам) – руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции ректором называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»).
В СССР должность ректора была восстановлена в 1939 г. Однако до марта 1961 года согласно типовому уставу высшего учебного заведения руководители вузов за исключением университетов по-прежнему именовались директорами, и только с принятием «Положения о высших учебных заведениях» должность директора вуза была заменена на ректора.
В Российской Федерации, начиная с 2000-х годов проводится мониторинг состава, содержания и организации личной деятельности ректорского корпуса высших учебных заведений, который позволил составить среднестатистический портрет ректора российского вуза. Учитывая схожесть тенденций в развитии системы высшего образования в России и Беларуси, в значительной степени можно принять эту информацию и для ректорского корпуса Беларуси.
Портрет ректора вуза.
Среди ректоров основную долю составляют сотрудники в возрасте от 50 до 59 лет. Их удельный вес составляет 42 %. Среднее занятие должности ректора составляет 9 лет.
2/3 ректоров имеют ученую степень доктора наук, 1/3 ‒ кандидатов. Средний стаж в должности ректора составляет 7,5 лет. В основном ректоры руководят вузами, профиль которых совпадает с их специальностью по образованию. Среди ректоров высших учебных заведений ‒ 85 % мужчин и только 15 % женщин. Начиная с 2013 года доля женщин в управлении вузами последовательно увеличивалась на 1 %. Для образовательных учреждений высшего образования характерна гендерная ассиметрия в должностном статусе: с понижением уровня управления количества женщин растет.
Помимо выполнения основных должностных обязанностей ректора, 90,7 % ректоров занимаются преподавательской деятельностью, 93,6 % ‒ научной деятельностью, 65,0 % ‒ методической работой.
21,4 % ректоров считают, что преподавательская деятельность мешает качеству работы в роли ректора, но большинство (78,6 %) опрошенных ректоров отметили, что их преподавательская деятельность оказывает положительное воздействие на качество работы в должности ректора [64, С. 279‒280].
Большинство опрошенных ректоров (88,8 %) охарактеризовали свой стиль руководства коллективом как демократический. Относят свой стиль руководства больше к авторитарному 7,9 % опрошенных и назвали либеральным стиль руководства только 2,2 % респондентов.
Средняя продолжительность рабочего дня составила у ректоров около 10 часов.